• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)»

Урок «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)»

Задача рисунка – научить учащихся видеть и изображать предметы окружающего нас мира. Плоская поверхность, не имеющая на себе никаких предметов, воспринимается нами, как неорганизованная. Линия, нанесенная на эту поверхность, является первичным организационным элементом. Симметричное и ассиметричное линий определяет статическое или динамическое начало изображения. Две координаты – горизонталь и вертикаль – определяют характер плоской поверхности. В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: а) как самостоятельных художественный элемент изображения; б) как основа построения формы. Понятие «тон» мы принимаем, как обозначение светлоты или темноты предмета, выражающееся в соотношении белого и черного. Таким образом, предметы нейтрально окрашенные (ахроматические) – белые, серые, черные – характеризуют тон. Понятие «тон» так же связано с освещением. Последовательное и непрерывное расположение ахроматических цветов по светлоте в пределах определенных границ (белое-черное) показывает, что каждый промежуточный серый цвет имеет вполне определенное место в этом ряду. Количественное и качественное соотношение светлого и темного влияют на зрительную характеристику изображения. Преобладание черного цвета вызывает ощущение тяжести, монументальности. Светлого – воздушности, легкости. Наиболее качественное представление о материальности дает фактура, т.е. характер поверхности материала. Тема урока: «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)». Время урока – 3 часа. Цель урока: закрепление навыков работы карандашом, изображение объемных предметов. Задачи: - Компоновка предметов вместе; - Построение предмета; - Светотеневая моделировка для создания объема (правильное распределение света и тени); - Тени, создаваемые предметом; - Световые эффекты, создаваемые поверхностями предмета (рефлексы, блики, прозрачность). Необходимые материалы: карандаши твердые и мягкие, точилка, резинка «Кохинор», «Слоник», бумага для рисования. Тема рассчитана на три урока. План занятий: 1) Приветствие; 2) Изложение задачи урока – 10-15 минут. 3) Просмотр методического материала – 5 минут. 4) Работа над постановкой – 3 урока по 30-35 минут. Ход урока: - Здравствуйте, дети! На прошлых уроках мы научились строить простые формы конструктивно. Вы уже поняли, что восприятие глубины определяется законом линейной перспективны. Кроме того, ваша задача состоит в подборе как можно более верных тоновых отношений. На своих рисунках, внутри силуэта предмета находятся пятна бликов, света, полутени, тени, рефлексов от предметов и драпировки. Уточняем их конфигурацию и размер и обводим предметы легким карандашным контуром, выполняя наброски формы ... Напоминаю, что формы компонуется в листе таким образом, чтобы силуэт изображаемого предмета масштабно соответствовал заданному формату листа. Перспектива в натюрморте – это техника, используемая для графического изображения глубины пропорций. Следует внимательно отнестись к пропорциям предмета. Проанализировать у каких слагающих форм состоит наш предмет. Ребята! Очень внимательно проверьте пропорции по горизонтали и вертикали. Для того, чтобы научиться быстро определять пропорции предметов, можно использовать самые простые средства – карандаш, линейку. Для того, чтобы измерить необходимые параметры, закройте один глаз, вытянув руку, отметьте на карандаше размеры, которые будут соответствовать ширине, толщине и высоте предмета. Этим ... Правильная моделировка формы. Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении. При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее. Чтобы было легче, я хочу напомнить вам схему топовых пятен (пятна света, тени, полутени, блики и рефлексы от плоскости, на которой стоит форма. /Показываю схему/ Световой блик – это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены. Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков. Если мы внимательно присмотримся, то увидим , что они представляют собой сферы, моделируемые несколькими рефлексами атласными бликами, окруженными ореолами света. При разном нажиме на карандаш мы получим линии разной интенсивности. Обычно мы стараемся не нажимать на карандаш сильно, чтобы не повредить бумагу. Однако, на заключительном этапе для придания большей выразительности некоторым элементам следует прибегнуть к этому приему. Теперь контраст более резкий. Тени нанесены более энергично и контрастными штрихами, чтобы еще больше подчеркнуть объем. Чтобы полностью передать эффект отбрасываемой предметом тени, выбираем вид сверху. Длинная тень подчеркивает его положение в пространстве перед низко расположенным источником света. Кто заканчивает свою работу, прислоните свои доски с рисунками к свободной стене. Сравним, у кого предмет получился более объемным.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задача рисунка - научить учащихся видеть и изображать предметы окружающего нас мира. Плоская поверхность, не имеющая на себе никаких предметов, воспринимается нами, как неорганизованная. Линия, нанесенная на эту поверхность, является первичным организационным элементом. Симметричное и ассиметричное линий определяет статическое или динамическое начало изображения. Две координаты - горизонталь и вертикаль - определяют характер плоской поверхности.

В рисунке линия - простейший и главный элемент изображения: а) как самостоятельных художественный элемент изображения; б) как основа построения формы.

Выразительность линейного языка рисунка зависит и от характера линий: прямая, кривая, тонкая, толстая, сплошная, прерывистая; от тонального цвета линий: черная, серая, светлая, цветная. Существует определенная закономерность, основанная на различных сочетаниях линий: линейный контраст и нюанс или равенство линий. Используя образные возможности линий, художник может получить плоскостное изображение или пространственное изображение.

Восприятие однородности плоской поверхности достигается ее членением одинаковым по силе линиям в строго определенном ритме. Неравномерные изменения по начертанию и силе линии вызывают иллюзию искажения, деформации плоскости. Это следует учитывать тогда, когда средствами контраста и нюанса линий хотят выявить определенную структуру этой плоскости.

Понятие «тон» мы принимаем, как обозначение светлоты или темноты предмета, выражающееся в соотношении белого и черного. Таким образом, предметы нейтрально окрашенные (ахроматические) - белые, серые, черные - характеризуют тон.

Понятие «тон» так же связано с освещением.

Последовательное и непрерывное расположение ахроматических цветов по светлоте в

пределах определенных границ (белое-черное) показывает, что каждый промежуточный серый цвет имеет вполне определенное место в этом ряду.

Светосильный контраст и иррадиация относятся к закономерностям зрительного восприятия. Светлотный контраст разделяется на: одновременный, пограничный и последовательный. Сущность одновременного контраста состоит во взаимном усилении двух противоположных тонов, поставленных рядом.

Выявление неоднородной структуры плоской поверхности, т.е ее зрительная деформация, достигается контрастами ахроматических цветов.

Целостность и плоскостность поверхности достигается единством тональности или сближенными тональными отношениями или равномерным распределением черно-белого.

Количественное и качественное соотношение светлого и темного влияют на зрительную характеристику изображения. Преобладание черного цвета вызывает ощущение тяжести, монументальности. Светлого - воздушности, легкости.

Наиболее качественное представление о материальности дает фактура, т.е. характер поверхности материала.



Урок «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)»

Тема урока: «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)».

Время урока - 3 часа.

Цель урока: закрепление навыков работы карандашом, изображение объемных предметов.

Задачи:

- Компоновка предметов вместе;

- Построение предмета;

- Светотеневая моделировка для создания объема (правильное распределение света и тени);

- Тени, создаваемые предметом;

- Световые эффекты, создаваемые поверхностями предмета (рефлексы, блики, прозрачность).

Необходимые материалы: карандаши твердые и мягкие, точилка, резинка «Кохинор», «Слоник», бумага для рисования.

Тема рассчитана на три урока.

План занятий:

  1. Приветствие;

  2. Изложение задачи урока - 10-15 минут.

  3. Просмотр методического материала - 5 минут.

  4. Работа над постановкой - 3 урока по 30-35 минут.

Ход урока:

Здравствуйте, дети!

На прошлых уроках мы научились строить простые формы конструктивно. Вы уже поняли, что восприятие глубины определяется законом линейной перспективны. Кроме того, ваша задача состоит в подборе как можно более верных тоновых отношений. На своих рисунках, внутри силуэта предмета находятся пятна бликов, света, полутени, тени, рефлексов от предметов и драпировки. Уточняем их конфигурацию и размер и обводим предметы легким карандашным контуром, выполняя наброски формы (Этот эта работы способствует изучению и анализу формы).

Напоминаю, что формы компонуется в листе таким образом, чтобы силуэт изображаемого предмета масштабно соответствовал заданному формату листа.

Перспектива в натюрморте - это техника, используемая для графического изображения глубины пропорций.

Следует внимательно отнестись к пропорциям предмета. Проанализировать у каких слагающих форм состоит наш предмет. Ребята! Очень внимательно проверьте пропорции по горизонтали и вертикали. Для того, чтобы научиться быстро определять пропорции предметов, можно использовать самые простые средства - карандаш, линейку. Для того, чтобы измерить необходимые параметры, закройте один глаз, вытянув руку, отметьте на карандаше размеры, которые будут соответствовать ширине, толщине и высоте предмета. Этим же способом можно определить соотношение разных размеров (пропорций) предметов.

Правильная моделировка формы.

Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении.

При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее.

Чтобы было легче, я хочу напомнить вам схему топовых пятен (пятна света, тени, полутени, блики и рефлексы от плоскости, на которой стоит форма.

/Показываю схему/

Световой блик - это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены.

Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков.

Если мы внимательно присмотримся, то увидим , что они представляют собой сферы, моделируемые несколькими рефлексами атласными бликами, окруженными ореолами света.

При разном нажиме на карандаш мы получим линии разной интенсивности. Обычно мы стараемся не нажимать на карандаш сильно, чтобы не повредить бумагу. Однако, на заключительном этапе для придания большей выразительности некоторым элементам следует прибегнуть к этому приему.

Теперь контраст более резкий. Тени нанесены более энергично и контрастными штрихами, чтобы еще больше подчеркнуть объем.

Чтобы полностью передать эффект отбрасываемой предметом тени, выбираем вид сверху. Длинная тень подчеркивает его положение в пространстве перед низко расположенным источником света.

Кто заканчивает свою работу, прислоните свои доски с рисунками к свободной стене.

Сравним, у кого предмет получился более объемным.

Цель курса: дать понять учащимся, что рисунок - это, прежде всего, передача на двухмерных плоскостях всего многообразия окружающего мира.

Урок «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)»Урок «Рисунок простого натюрморта графическим карандашом (изображение объемных предметов)»

© 2010-2022