Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - биография

Работал в области портрета. Среди работ художника интимные лирические образы, в которых отразились идеи сентиментализма, и правдивые парадные портреты. Получал заказы от членов императорской семьи, знатных дворян. Удостоился звания Академика. Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов. Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года на Украине, в городе Миргород. Семья будущего художника, была небогатой: отец, Лука Боровик, имел в собственности дом в Миргороде и два небольших земель...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - биография



Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Работал в области портрета. Среди работ художника интимные лирические образы, в которых отразились идеи сентиментализма, и правдивые парадные портреты. Получал заказы от членов императорской семьи, знатных дворян. Удостоился звания Академика. Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года на Украине, в городе Миргород. Семья будущего художника, была небогатой: отец, Лука Боровик, имел в собственности дом в Миргороде и два небольших земельных участка. Почти все родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Владимир также, следуя семейной традиции, поступил на службу в этот полк.

Первый опыт в живописи Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, - иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», - находятся в Музее украинского искусства в Киеве. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Так художник в 1788 году попал в Петербург, где должен был усовершенствовать свое мастерство. Однако в Академию художеств тридцатилетний живописец поступить уже не мог, да и не нуждался в этом.

Одним из самых ранних произведений, написанных Боровиковским в Петербурге, является «Портрет О.К. Филипповой» (1790). Даная картина, несмотря на некоторую неуверенность кисти, отличается нежной мечтательностью женского образа. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В.В. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. В 1794 году художник пишет портрет Лизаньки и Дашеньки - дворовых девушек родственника Капниста Н.А. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям.

Некоторое время художник учился живописи под руководством известного австрийского портретиста Лампи, который после отъезда из России оставил Боровиковскому свою мастерскую. Постепенно мастерство художника крепло, и через несколько лет Боровиковский стал одним из самых известных художников в России. Он получал заказы от членов императорской семьи, самых знатных дворян. Положение художника укрепилось после написания портрета с натуры императрицы Екатерины II.

В 1795 году Петербургская Академия художеств удостоила его звания академика, а в 1802 году Боровиковский получает почетное звание советника Академии художеств.

Вторая половина 1790-х - начало 1800-х годов - период наибольшего расцвета творчества художника. В это время Боровиковский написал несколько произведений, поставленных в один ряд с лучшими полотнами мировой портретной живописи. Среди этих картин портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой и портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный в 1897 году. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д.П. Трощинского, написанный между 1793 и 1796 годами, портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана, написанный в 1796 году, портрет генерала-майора Ф.А. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А.Б. Куракина (1801). В 1082 году Боровиковский написал одну из своих лучших картин - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных.

Боровиковский, как многие другие художники конца XVIII - начала XIX века, писал семейные портреты. Среди них «Портрет Графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми», написанный в 1803 году. Позы портретируемых естественны и свидетельствуют о нежности отношений матери и детей. Живописец намекнул и на семейную трагедию: в руках у одной из дочерей медальон с портретом умершего сына графини.

Из всех женских портретов Боровиковского выделяется портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. На холсте изображена сильная и сдержанная женщина с крупными и резкими чертами умного лица. В ней отсутствует нежность и мечтательность, присущая большинству женских портретов художника.

Боровиковский, как и большинство знаменитых художников, имел учеников. По распространенному обычаю, ученики в то время жили в доме своего наставника, и становились членами семьи. Среди них был А.Г. Венецианов, ставший впоследствии знаменитым художником.

Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он не нашел утешения: художник окончательно замыкается и посвящает себя религиозной живописи, написав несколько икон для строящегося Казанского собора. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет - это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Последней известной работой художника стал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Таким образом, творческая деятельность Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Являясь последним художником эпохи Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков. Боровиковский в своем творчестве тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет на смену художникам его поколения.

Умер художник 6 апреля 1825 года в Петербурге.



© 2010-2022