- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа элективного курса Шедевры русской культуры
Программа элективного курса Шедевры русской культуры
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Руденко З.С. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Веретьевская СОШ
Острогожский район.
Программа элективного курса
«Шедевры русской художественной культуры»
Разработала Руденко З.С.
Пояснительная записка.
От нынешнего выпускника требуется высокий уровень культуры, который должен быть реализован через гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения. Стремление увидеть отечественную культуру в сопряжении с общими достижениями цивилизации, по мнению Ф.М. Достоевского, всегда было коренным свойством русского человека, помогавшим ему осознать свою национальную самобытность. Курс «Шедевры русской культуры» развивает способность к интерпретации художественных произведений. Интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического восприятия ученика. Способность к образной конкретизации более всего развивается благодаря изобразительному искусству.
Предлагаемая программа опирается на общепризнанные достижения искусствоведческой науки и открывает возможность для истолкования произведений искусства на основе их целостного восприятия.
Задачи курса «Шедевры русской культуры».
-
Раскрыть самобытность и оригинальность русской художественной культуры и показать ее место в мировой культуре.
-
Развивать творческие способности учащихся, пробуждать продуктивное мышление, воображение, фантазию, обогащать мир эмоций.
-
Воспитать у учащихся чувство патриотизма в его истинном значении.
-
Помочь сформировать способность и желание к самостоятельному освоению духовных ценностей человечества.
-
Курс поможет в формировании художественно-эстетической способности отделять настоящее искусство от искусствоведческих подделок.
-
Использовать краеведческий материал Острогожского района в изучении отдельных тем.
-
Ввести ученика в атмосферу искусства.
Знания умения и навыки учащихся.
В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями, умениями и навыками:
-
Умение анализировать культуру через выдающиеся творения художников.
-
Самостоятельно изучать литературу по искусству.
-
Освоение специальной терминологии по изучаемому курсу.
-
Умение различать особенности стилей в живописи.
-
Ориентироваться в основных направлениях живописи.
.
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, содержание распределяется в соответствии со следующими разделами.
№п/п
Разделы программы
Кол-во
часов
Введение
1 Общая характеристика русской культуры. 2
2 Художественная культура Древней Руси.
1
Отражение в древнерусской живописи земных представлений людей о мире, красоте, сущности жизни.
2
2
История русской иконописи.
1
3
Сюжеты древнерусской живописи
1
4
А.Рублев- первый живописец на Руси..
1
5
Иконостас.
1
6
Древнерусские храмы. Развитие школ живописи в городах.
17
-
Русские живописцы эпохи Просвещения.
5
1
И.Н.Никитин - мастер реалистического светского портрета.
1
2
А.П.Антропов - продолжатель традиций петровского времени.
1
3
Ф.С.Рокотов. Особенности «рокотовского типа» женской красоты.
1
4
Творчество Д.Г.Левицкого - вершина портретного искусства 18 века.
1
5
В.Л.Боровиковский. Воплощение новых романтических образов.
1
-
Русское искусство живописи первой половины 19 века.
5
1
О.А.Кипренский - первый выразитель идей романтизма.
1
2
А.Г.Венецианов - родоначальник русского бытового жанра.
1
3
Картины К.П.Брюллова. Идеи романтизма в русской художественной практике.
1
4
Критическая направленность творчества А.А.Иванова.
1
5
Творчество П.А.Федотова - кульминация бытовой школы живописи.
1
5 Русское искусство живописи второй половины 19 века.
1
Картины В.Г.Перова - бичующая проповедь 60-х годов.
2
И.Н.Крамской- борец против мертвой академической схоластики.
3
И.Е.Репин. Противоречия творчества художника.
4
А.Н.Саврасов - основатель новой русской школы пейзажистов.
5
И.И.Левитан - мастер лирического пейзажа.
6
И.И.Шишкин - певец родной природы.
7
И.Н.Айвазовский - маринист.
-
Русские живописцы конца 19 - начала 20 века.
1
В.М.Васнецов. Возрождение красоты.
1
2
К.А.Коровин - русский импрессионист.
1
3
А.А.Серов - выдающийся портретист конца 19 - начала 20 века.
1
4
М.А.Врубель. Утверждение символизма как стиля и способов мышления.
1
7
Экскурсии.
Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Экскурсия в музей имени И.Н.Крамского г. Острогожск.
4
.
Учебно - методическое обеспечение курса.
-
Алпатов М.В. Русский вклад в мировое искусство. Нью-Йорк, 1951г.
-
Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 18-начала 19 века. Л., 1973 г.
-
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., Искусство. 1991год.
-
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., Издательский центр «Академия», 1999 год.
-
Машненкова Л.П.. Машненков В.В. Мировая художественная культура. М.,1996г.
-
Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. М., Просвещение.1986 г.
-
Энциклопедический словарь юного художника. М. 1983 год.
Тематическое планирование
№
урока
дата
Тема занятия.
Виды деятельности
Формы контроля
1
2
Введение
Общая характеристика русской культуры
Лекция
3
4
Отражение в древнерусской живописи земных представлений людей о мире, красоте, сущности жизни
Сообщения
5
История русской иконописи.
Лекция
6
Сюжеты древнерусской живописи
Практикум
7
А.Рублев - первый живописец на Руси.
Сообщение.
8
Иконостас.
Работа с иконой
9
Древнерусские храмы. Развитие школ живописи в городах.
Работа с иллюстрациями и фотографиями
10
И.Н.Никитин - мастер реалистического светского портрета.
Анализ репродукций картин.
11
А.П.Антропов - продолжатель традиций петровского времени
Сообщение о творчестве художника
12
Ф.С.Рокотов. Особенности «рокотовского типа» женской красоты.
Анализ репродукций
13
Творчество Д.Г.Левицкого - вершина портретного искусства 18 века.
Лекция.
14
В.Л.Боровиковский. Воплощение новых романтических образов.
Практикум.
15
О.А.Кипренский - первый выразитель идей романтизма
Анализ картин.
16
А.Г.Венецианов - родоначальник русского бытового жанра
Лекция.
17
Картины К.П.Брюллова. Идеи романтизма в русской художественной практике.
Анализ репродукций
18
Критическая направленность творчества А.А.Иванова.
Сообщение.
19
Творчество П.А.Федотова - кульминация бытовой школы живописи.
Практикум.
20
Картины В.Г.Перова - бичующая проповедь 60-х годов
Лекция.
21
И.Н.Крамской- борец против мертвой академической схоластики
Сообщения учащихся.
22
И.Е.Репин. Противоречия творчества художника.
Анализ репродукций.
23
А.Н.Саврасов - основатель новой русской школы пейзажистов
Лекция.
24
И.И.Левитан - мастер лирического пейзажа
Анализ репродукций
25
И.И.Шишкин - певец родной природы.
Практикум.
26
И.Н.Айвазовский - маринист.
Анализ работ
27
А.А.Серов - выдающийся портретист конца 19 - начала 20 века.
Анализ портретов
28
К.А.Коровин - русский импрессионист.
Лекция.
29
В.М.Васнецов. Возрождение красоты.
Лекция.
30
М.А.Врубель. Утверждение символизма как стиля и способов мышления
Анализ работ
31-34
Экскурсии.
Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Экскурсия в музей имени И.Н.Крамского г. Острогожск