Программа элективного курса Шедевры русской культуры

. Курс «Шедевры русской культуры» развивает способность к интерпретации художественных произведений. Интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического восприятия ученика. Способность к образной конкретизации более всего развивается благодаря изобразительному искусству. Предлагаемая программа опирается на общепризнанные достижения искусствоведческой науки и открывает возможность для истолкования произведений искусства на основе их целостного восприятия. В проц...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Веретьевская СОШ

Острогожский район.






Программа элективного курса


«Шедевры русской художественной культуры»







Разработала Руденко З.С.


Пояснительная записка.

От нынешнего выпускника требуется высокий уровень культуры, который должен быть реализован через гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения. Стремление увидеть отечественную культуру в сопряжении с общими достижениями цивилизации, по мнению Ф.М. Достоевского, всегда было коренным свойством русского человека, помогавшим ему осознать свою национальную самобытность. Курс «Шедевры русской культуры» развивает способность к интерпретации художественных произведений. Интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического восприятия ученика. Способность к образной конкретизации более всего развивается благодаря изобразительному искусству.

Предлагаемая программа опирается на общепризнанные достижения искусствоведческой науки и открывает возможность для истолкования произведений искусства на основе их целостного восприятия.

Задачи курса «Шедевры русской культуры».

  1. Раскрыть самобытность и оригинальность русской художественной культуры и показать ее место в мировой культуре.

  2. Развивать творческие способности учащихся, пробуждать продуктивное мышление, воображение, фантазию, обогащать мир эмоций.

  3. Воспитать у учащихся чувство патриотизма в его истинном значении.

  4. Помочь сформировать способность и желание к самостоятельному освоению духовных ценностей человечества.

  5. Курс поможет в формировании художественно-эстетической способности отделять настоящее искусство от искусствоведческих подделок.

  6. Использовать краеведческий материал Острогожского района в изучении отдельных тем.

  7. Ввести ученика в атмосферу искусства.



Знания умения и навыки учащихся.

В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями, умениями и навыками:

  • Умение анализировать культуру через выдающиеся творения художников.

  • Самостоятельно изучать литературу по искусству.

  • Освоение специальной терминологии по изучаемому курсу.

  • Умение различать особенности стилей в живописи.

  • Ориентироваться в основных направлениях живописи.

.










Структура программы.

Программа рассчитана на 34 часа, содержание распределяется в соответствии со следующими разделами.

№п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Введение

1 Общая характеристика русской культуры. 2

2 Художественная культура Древней Руси.

1

Отражение в древнерусской живописи земных представлений людей о мире, красоте, сущности жизни.

2

2

История русской иконописи.

1

3

Сюжеты древнерусской живописи

1

4

А.Рублев- первый живописец на Руси..

1

5

Иконостас.

1

6

Древнерусские храмы. Развитие школ живописи в городах.

17


  1. Русские живописцы эпохи Просвещения.

5

1

И.Н.Никитин - мастер реалистического светского портрета.

1

2

А.П.Антропов - продолжатель традиций петровского времени.

1

3

Ф.С.Рокотов. Особенности «рокотовского типа» женской красоты.

1

4

Творчество Д.Г.Левицкого - вершина портретного искусства 18 века.

1

5

В.Л.Боровиковский. Воплощение новых романтических образов.

1


  1. Русское искусство живописи первой половины 19 века.

5

1

О.А.Кипренский - первый выразитель идей романтизма.

1

2

А.Г.Венецианов - родоначальник русского бытового жанра.

1

3

Картины К.П.Брюллова. Идеи романтизма в русской художественной практике.

1

4

Критическая направленность творчества А.А.Иванова.

1

5

Творчество П.А.Федотова - кульминация бытовой школы живописи.

1

5 Русское искусство живописи второй половины 19 века.

1

Картины В.Г.Перова - бичующая проповедь 60-х годов.

2

И.Н.Крамской- борец против мертвой академической схоластики.

3

И.Е.Репин. Противоречия творчества художника.

4

А.Н.Саврасов - основатель новой русской школы пейзажистов.

5

И.И.Левитан - мастер лирического пейзажа.

6

И.И.Шишкин - певец родной природы.

7

И.Н.Айвазовский - маринист.


  1. Русские живописцы конца 19 - начала 20 века.

1

В.М.Васнецов. Возрождение красоты.

1

2

К.А.Коровин - русский импрессионист.

1

3

А.А.Серов - выдающийся портретист конца 19 - начала 20 века.

1

4

М.А.Врубель. Утверждение символизма как стиля и способов мышления.

1

7

Экскурсии.

Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

Экскурсия в музей имени И.Н.Крамского г. Острогожск.

4

.










Учебно - методическое обеспечение курса.


  • Алпатов М.В. Русский вклад в мировое искусство. Нью-Йорк, 1951г.

  • Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 18-начала 19 века. Л., 1973 г.

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., Искусство. 1991год.

  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., Издательский центр «Академия», 1999 год.

  • Машненкова Л.П.. Машненков В.В. Мировая художественная культура. М.,1996г.

  • Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. М., Просвещение.1986 г.

  • Энциклопедический словарь юного художника. М. 1983 год.






Тематическое планирование



урока

дата

Тема занятия.

Виды деятельности

Формы контроля

1

2

Введение

Общая характеристика русской культуры

Лекция

3

4

Отражение в древнерусской живописи земных представлений людей о мире, красоте, сущности жизни

Сообщения

5

История русской иконописи.

Лекция

6

Сюжеты древнерусской живописи

Практикум

7

А.Рублев - первый живописец на Руси.

Сообщение.

8

Иконостас.

Работа с иконой

9

Древнерусские храмы. Развитие школ живописи в городах.

Работа с иллюстрациями и фотографиями

10

И.Н.Никитин - мастер реалистического светского портрета.

Анализ репродукций картин.

11

А.П.Антропов - продолжатель традиций петровского времени

Сообщение о творчестве художника

12

Ф.С.Рокотов. Особенности «рокотовского типа» женской красоты.

Анализ репродукций

13

Творчество Д.Г.Левицкого - вершина портретного искусства 18 века.

Лекция.

14

В.Л.Боровиковский. Воплощение новых романтических образов.

Практикум.

15

О.А.Кипренский - первый выразитель идей романтизма

Анализ картин.

16

А.Г.Венецианов - родоначальник русского бытового жанра

Лекция.

17

Картины К.П.Брюллова. Идеи романтизма в русской художественной практике.

Анализ репродукций

18

Критическая направленность творчества А.А.Иванова.

Сообщение.

19

Творчество П.А.Федотова - кульминация бытовой школы живописи.

Практикум.

20

Картины В.Г.Перова - бичующая проповедь 60-х годов

Лекция.

21

И.Н.Крамской- борец против мертвой академической схоластики

Сообщения учащихся.

22

И.Е.Репин. Противоречия творчества художника.

Анализ репродукций.

23

А.Н.Саврасов - основатель новой русской школы пейзажистов

Лекция.

24

И.И.Левитан - мастер лирического пейзажа

Анализ репродукций

25

И.И.Шишкин - певец родной природы.

Практикум.

26

И.Н.Айвазовский - маринист.

Анализ работ

27

А.А.Серов - выдающийся портретист конца 19 - начала 20 века.

Анализ портретов

28

К.А.Коровин - русский импрессионист.

Лекция.

29

В.М.Васнецов. Возрождение красоты.

Лекция.

30

М.А.Врубель. Утверждение символизма как стиля и способов мышления

Анализ работ

31-34

Экскурсии.

Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

Экскурсия в музей имени И.Н.Крамского г. Острогожск











© 2010-2022