• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Интегрированный урок - игра изобразительного искусства и музыки по теме: «Широкая Масленица»

Интегрированный урок - игра изобразительного искусства и музыки по теме: «Широкая Масленица»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок - игра изобразительного искусства и музыки по теме: «Широкая Масленица»

Данный урок проводился в 3 - 4 классах.

Цель урока: познакомить учащихся с историческими корнями празднования Масленицы и его символическим значением.

Задачи урока:

1. Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.

2. Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.

3.Развивать композиционные навыки учащихся.

Оборудование учителя: презентация «Широкая Масленица»; подборка частушек; музыкальное оформление - русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…», «Здравствуй Масленица»; воздушные шары; испечённые блины на тарелочках.

Оборудование для учащихся: принадлежности для рисования (краски, кисти, фломастеры); принадлежности для аппликации (цветная бумага, клей, ножницы).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности классов к уроку).

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.


II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы хотели бы познакомить вас с зимним праздником, который считается одним из самых весёлых - это Масленица.

III. Рассказ о празднике «Масленица» (учитель ИЗО и учитель музыки).

Учитель ИЗО: Сегодня мы хотели бы познакомить вас с зимним праздником, который считается одним из самых весёлых - это Масленица.

Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю. Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её «весёлой», «широкой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей» . Она справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был в том, чтобы сегодняшним изобилии вызвать ещё больший достаток в будущем. С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее. На Масленицу главный, даже уважаемый, грех - обжорство. Это праздник чревоугодия. Масленицу называли так, потому что в продолжение всей недели русским дозволялось есть коровье масло, тогда как в постные дни они его употребляли чёрным.

Учитель музыки: По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников. В народном календаре февраль называется «сечень», тo есть месяц отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает.

Ученики читают стихотворения:

1. Пришёл месяц бокогрей,
Бок корове обогрей,
И корове, и быку,
И седому старику.

2. Зима простится нынче с вами.

Весна - красна к нам прибывает

Да пришла пора передать власть от зимы к весне - красне. Она уже не за горами.

3.Масленица, Масленица,
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько,
Сыром, маслом и блином,

И румяным пирогом.

4. Здравствуй, масленица, годовая,

Наша гостюшка дорогая!

Приезжала на конях вороных,

На саночках расписных.

Звучит музыка «Здравствуй Масленица».

Учитель ИЗО: Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу - чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Проводится игра «Сделай куклу-масленицу».

Классы разделить на две команды. На партах находятся заготовки из цветной бумаги. Ученики должны сделать аппликацию куклы - масленицы, кто быстрее.

Учитель музыки: Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Проводится игра «Катание на санках». У каждой команды «санки», в которых находятся воздушные шары, необходимо прокатить шары не уронив их.
Учитель ИЗО. Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Проводится игра «Кто быстрее съест блины». Необходимо накормить человека блинами с закрытыми глазами. Звучит русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…»

Учитель музыки: Четверг - широкий. Разгуляй - Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Проводится игра стенка на стенку «Перепой частушки». Ученикам раздаются тексты с частушками:

1.Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

2. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

3. Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

4. Веселись, честной народ,

Набивая свой живот.

Это Масленица,

Праздна Масленица!

5. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

6. Мы мороза не боимся,

Нынче Маслену сожжём.

Хорошо повеселимся

С ярким, радужным огнём.

Учитель ИЗО: Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Проводится игра «Тряпица - скуденица» Ряженые по дворам ходили с чучелом и голыми ветками. Хозяйки выходили, повязывали тряпицу и заговаривали на них - свои беды, отгоняли болезни. Соревнуются две команды, в руках учеников разноцветные тряпочки. Необходимо завязать тряпочку на ветку дерева и загадать желание.
Учитель музыки: Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: 2Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Завершим мы наш урок песней «Пришла к нам Масленица»

Раздать учащимся текст песни.

IV. Подведение итога урока.

Ребята, давайте вспомним:

- Как же называются дни масленой недели?

- А какие масленичные забавы и игры вы запомнили?

Спасибо всем большое!









© 2010-2022