Доклад Система работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Система работы с одаренными детьми на уроках

изобразительного искусства».

Человечество действительно нуждается

в чрезвычайно многочисленных гениях

и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и

давать им возможность реализации.

В.П.Эфроимсон.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уверена, что увлеченность не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности занимаюсь выявлением и развитием одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Определив таких ребят в начальном звене, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого, а так же с целью развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания, занимательные игры, развивающиеся упражнения, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. Так, например индивидуальные карточки задания помогают актуализировать знания учащихся, настроить их на творческий поиск. Выбор средств для выразительности работы на уроке каждый школьник выбирает сам, подходящие для него, не существует жестких рамок при выборе способов изображения. Ученик может выбрать форму работы (за партой или за мольбертом). Это дает возможность осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Дети могут слушать музыку в наушниках во время самостоятельной, творческой работы. Многим это позволяет создать для себя собственное пространство и атмосферу для творчества. Стараюсь не сдерживать инициативу детей.

Использование ИКТ значительно расширило возможности учебной информации. У детей есть возможность погрузиться в мир искусства, побывать в картинных галереях, выставочных залах, в музеях, в роли художника, дизайнера, не требуя наличия материалов, которые им порой не доступны. Во всех графических редакторах можно рисовать теми инструментами, которыми пользуются «настоящие» художники. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. В работе с одаренными детьми использую элементы деконструктивизма - это направление в современном искусстве, когда размываются и разрушаются общие представления о картинах, о творчестве, о мире, так на уроках с детьми мы создали макеты интерактивного круга настроения, интерактивный портфолио. Также новой тенденцией в сфере искусства является скрайбинг - это метод перевода информации из вербальной системы в визуальную. Зарисовка основных идей, ключевых моментов в проведении беседы, лекций. Это способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка - универсальный язык. Скрайбинг превращает слова в образы, рисунки, зарисовки. Этот способ рисования можно использовать на других предметах.

На уроках использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы о истории искусства, знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах, применяю технологии проектного обучения. В его основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике. По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема для одаренных детей работа в творческой мастерской во внеурочное время, где мы занимаемся оформлением праздников, экспозиций, демонстрационных стендов.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях. На уроках изобразительного искусства стараюсь показать учащимся, что знание основ изобразительной деятельности им пригодятся в дальнейшем. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, приглашаю на встречи талантливых ребят, которые закончили школу и учатся в ВУЗах. Они делятся своими впечатлениями об учебе, школьными воспоминаниями, дают советы.

Каждому ребенку важно видеть плоды своего труда, оценку окружающих, поощрение за интересную работу. Выставочная деятельность, конкурсы, презентации как раз и нацелены на повышение самооценки учащихся.

И такая планомерная кропотливая работа дает свои результаты. Ученица 10 класса Джафарова Эльмира в 2013 стала лауреатом общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика», Антонова Ольга и Колесниченко Валерия стали победителями Всероссийского и краевого конкурсов детского рисунка «Мы желаем жить в мире без пожаров».

С 2010 года 5 человек стали студентами художественного училища г. Владивостока, две выпускницы учатся на 3 курсе ВГУЭС по специальности дизайн.

В заключение, хотелось бы отметить, что, несомненно, основными проблемами в работе с одаренными детьми остается :

- Отсутствие новых технологий в работы с одаренными детьми.

- Стихийный поиск информации по системе работы с такими детьми.

Также считаю, что не все учителя владеют психолого-педагогическими знаниями, технологиями обучения в области одарённости. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.

Поэтому из вышеизложенного можно сделать вывод:

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения города и научно-практические конференции.









© 2010-2022