Исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии

Исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Основные виды творческой деятельности школьников. При раскрытии механизма формирования всесторонне развитой личности следует отметить факторы одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов образования личностных отношений и создания развивающих функций в учебном процессе с учащимися. Мы живём в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию. Таким образом, образован...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Новый Уренгой

МАОУ СОШ «Земля родная»

ул. Геологоразведчиков д.6, кв.65.

сот. 8 961 551 47 92

Тема: «Исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии».

Учитель изобразительного искусства:
Оргадеева Наталья Алексеевна

г. Новый Уренгой

2015г.


Исследовательская деятельность школьников как модель

педагогической технологии.

Основные виды творческой деятельности школьников.

При раскрытии механизма формирования всесторонне развитой личности следует отметить факторы одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов образования личностных отношений и создания развивающих функций в учебном процессе с учащимися.

Мы живём в переходную эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию. Таким образом, образование требует не только новых знаний, но и новой творческой технологии. Носителем творческих начал в первую очередь должен выступать сам учитель... Образование в двадцать первом веке должно иметь учебно-познавательную этическую динамику. Оно признано носить творческий и новаторский характер.

В настоящее время в образовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология - учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Её суть в том, что в рамках различных форм образовательной работы учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях творческой деятельности.

Руководителями этих работ являются школьные учителя. Рассмотрим несколько основных видов творческих работ школьников.

Информационно- реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного освещения какой- либо проблемы.

Проблемно-реферативные - предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого даётся собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской).

Исследовательские - творческие работы, полученные с помощью собственного экспериментального материала, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемого объекта.

Информационные сообщения - краткая и лаконичная информация об исследуемом объекте.

Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы.

В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения работы?). Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приёмам творческой работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой (выполнение наглядных пособий, иллюстрирование рефератов, подбор репродукций по заданной теме).

Цели и задачи развивающего обучения:

- повысить престиж знаний в изобразительной деятельности, грамотность и общую культуру учащихся, совершенствовать навыки учебной работы;

-развить личность ученика, формировать системность и глубину знаний, развивать критическое и образное мышление;

- обогатить социальный опыт: учить деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывать уверенность в своих силах;

-развивать понимание и художественный вкус через изучение творческую деятельность великих художников и их жанровую принадлежность.

В основе моей работы - программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», которая предоставляет свободу творчества в подготовке к занятиям и углубленному изучению изобразительного искусства. Это проявилось в необходимости начать исследовательскую деятельность. Успех деятельности во многом зависит от четкой организации. Первым этапом в моей работе было составление плана- графика выполнения учебного исследования. Во-вторых, нужно определить временные рамки, затем объём работы и этапы её выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности. Для успешной подготовки к исследовательской работе определили последние уроки четверти, так как требуется более углубленный подход для подготовки. От объёма работы определились возрастные категории учащихся. Дав полную свободу выбора, некоторые учащиеся 5-6- 7- 8 х. классов изъявили желание работать над исследовательской работой, а остальные над информационно- реферативными и информационными сообщениями. Исследовательские работы это обширный материал, который готовится в течение всей четверти по тематическому планированию. Например, в 8 классах общая тема четвери «Архитектура», учащиеся выполняют макеты зданий и параллельно готовят проекты, описывая этапы работы на уроке. Выбрав, для работы информационно-реферативный проект и информационные сообщения, расширилась возможность для учащихся в подготовке к каждому уроку. В зависимости от подготовки учеников программа сокращается или увеличивается, как говорилось выше можно менять количество времени на отдельные виды работ. На уроках раскрывается алгоритм научного способа познания, даётся отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата и сообщения. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять план исследования, собирать и обобщать материал, выступать с докладом и сообщением. Каждый урок состоит из трёх частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, и индивидуальные консультации с учителем.

Новизна опыта заключается в оптимальности сочетания используемых методик и технологий, и предоставляет возможность учителю право выбора средств преподавания.

В системе работы по обучению и воспитанию учащихся по изобразительному искусству ориентирую учащихся:

- на самостоятельность выбора, на формирование системности и глубины знаний, и использовать их в реальной жизни (т.е. развитие интеллекта, приспособленного к реальной жизни);

  • на развитие творческого мышления и творческой индивидуальности (т.е. научить каждого ребёнка мыслить, помочь ему осознать свои способности, свою одарённость).

Выбор темы проекта.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя её формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования - непростой момент. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация учителя.

Как написать исследовательскую работу?

Успех деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Под руководством учителя составляется план- график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения:

- выявление проблемы исследования;

- постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования;

  • правильный выбор методики исследования;

  • отбор и структурирования материала;

  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Что же должно присутствовать в исследовательской работе? Во-первых, должна быть сформулирована цель исследования. Цель исследования обычно состоит в изучении определённых проблем (для иллюстрации возьмём гипотетический пример из области «Жизнь и творчество художников эпохи возрождения»- изучение творческой деятельности итальянского художника Леонардо да Винчи, учёного и изобретателя титана Возрождения).

В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, а так же отталкиваться от темы. В моём примере гипотезой исследования является Леонардо да Винчи. Кто он художник, учённый или изобретатель?

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, о чём вы собираетесь рассказать (например, определить его принадлежность к эпохе Возражения). Цели это определение объекта и предмета исследования (кем был художник, изобретатель, учёным).

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом объекте, В каком направлении работают другие исследователи. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и ставите перед собой новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом. Далее представляются иллюстративные данные. Наиболее наглядная форма предоставления исследовательских работ - иллюстративная. В век компьютерных технологий стали доступны репродукции великих художников. Поставьте себя на место читателя и слушателя, которому за время прослушивания огромной информации (а это 5-10 минут), нужно разобраться в работе, поэтому надо максимально облегчить восприятие текста репродукциями по выдвинутой теме. Здесь прибегают на помощь информационные технологии.

И завершается работа выводами, в которых кратко, по порядку, излагается суть работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.

Исследовательская работа и доклад сообщение - совершенно разные жанры научного творчества. Хотя структура остаётся прежней, цели, задачи, литературный обзор, выводы, предусмотрен регламент для освещения сути работы (3-5 минут). Главная задача докладчика - точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировав её наибольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстрированного материала. Доклад - личностная форма содержательного общения со слушателем. Докладчик должен донести до слушателя кратко свою индивидуальную позицию в исследовании, это можно сделать с помощью тезисов, и тогда вся работа становится более понятной.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.

Результативность работы в технологии учебного исследования.

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы что:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самооценке и самоконтролю;

  • формирует социальный опыт в труде и общении;

- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания,
как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт
возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также
расширяет контакты с коллегами из других учебных заведений и родителями.





© 2010-2022