Рабочая программа по изобразительному искусству 5 - 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований ФГОС основной школы, авторской программы Б.М. Неменского, в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ CОШ №26 города Пензы.


Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.






  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Тема 9 класса - «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - являются как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства - театр, кино, телевидение - непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.


  1. Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

На изучение предмета в учебном плане школы отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 170 ч: в 5 - 9 классах по 34 часа год.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс

  • Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • Знать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • Знать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • Знать несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);

  • Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д.);

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

  • Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

  • Владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.д.)

6 класс

  • О месте и назначении изобразительных искусств в жизни общества и человека;

  • Знать о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • Понимать о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • Знать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • Называть имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

  • Понимать особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • Знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • Знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа.

  • Пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • Видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • Создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс


  • Знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • Знать о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейские темы в искусстве);

  • Понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • Знать о композиции как целостности и образном строе произведения;

  • Чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • Знать о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

  • Знать о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • Знать о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

  • Называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX - XX столетий;

  • Иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • Применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • Владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

  • Получить творческий опыт в построении тематических композиций;

получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

8 класс

  • Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • Понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

  • Конструировать объемно-пространственные композиции, моделирование архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

  • Моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • Владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина), создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • Использовать разнообразные художественные материалы

9 класс

  • Освоить азбуку фотографирования;

  • Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;

  • Усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда;

  • Усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • Осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;

  • Быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)


Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.


Древние корни народного искусства (8 часов)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.









Тема

Содержание курса

Тематическое планирование

1

Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

2

Убранство русской избы.

Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

3

Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да - область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

5

Русская народная вышивка.

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

6 - 7

Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

8

Народные праздничные обряды.

Календарные народные праздники - это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.



9

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

10

Искусство Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

11

Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки - традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи.

12 - 13

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

14

Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Дерево и береста - основные материалы крестьянском быту. Щепная птица счастья - птица света. Изделия из бересты. Резное узорочье берестяных изделий.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.


Декор - человек, общество, время (12 часов)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

17, 18,19

Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

20,21,22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

23 - 24

Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ­выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

25 - 26

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Пензы и Пензенской области. История создания герба Пензы и Пензенской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

27 - 28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Декоративное искусство в современном мире (6 часов)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.


29 - 30

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

31 - 32

Ты сам - мастер.(Витраж)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

33 - 34

Ты сам - мастер (Мозаичное панно)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.


6 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

(34 часа)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника. Роль пространственных искусств. Виды станкового изобразительного искусства.

2

Художественные материалы.

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные материалы. Графические материалы. Живописные материалы.

3

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Рисунок - основа изобразительного творчества. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок.

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Ритм линий, роль ритма в создании художественного образа.

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения.

6

Цвет. Основы цветоведения.

Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.

7

Цвет в произведениях живописи.

Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Искусство живописи.

8

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики.

Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

10

Изображение предметного мира - натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Появление жанра натюрморта.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Формы простые и сложные.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости. Перспектива как способ изображения на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве.

13

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Появление станковой картины. Катрина натюрморт XVII - XVIII веков.

14

Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрморта. Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры.

15

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.

16

Выразительные возможности натюрморта.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

17

Образ человека - главная тема искусства

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека.

19

Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.

20

Портрет в скульптуре.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

21

Графический портретный рисунок.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

22

Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Карикатура. Дружеский шарж.

23

Образные возможности освещения в портрете.

Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении.

24

Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. цвет и характер освещения. Цвет как выражения настроения, характер и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура.

25

Великие портретисты прошлого.

Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Особенности направления портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского искусства. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)


Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. Историческое развитие жанров и изменения в видении мира.

28

Изображение пространства.

Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи.

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Присутствия наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения.

Прямая и угловая перспектива. Представление о высоком и низком горизонте.

30

Пейзаж - большой мир.

Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значимости нашего мира. Огромный и легендарный мир пейзажа.

31

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Изменчивость состояний природы при разной погоде в разное время суток. Роль освещения в природе.

32

Пейзаж в русской живописи.

История формирования художественного образа природы в русском искусстве.

33

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

Графические зарисовки и наброски в творчестве известных художников. Печатная графика и ее роль в развитии культуры.

Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.

7 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

(34 часа)

Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей.

Изображение человека в культурах Древнего Востока (Древний Египет, Индия и т.д.). Изображение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

2 - 3

Пропорции и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения человека.

4 - 5

Лепка фигуры человека.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека - основная тема в скульптуре.

6 - 7

Набросок фигуры человека с натуры.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Умение обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому рисунке. Деталь, выразительность детали.

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Изобразительный рассказ о человеке и задача проявления внутреннего мира в его внешнем облике.

Поэзия повседневности (8 часов)

Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций.

10 - 11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания жанра.

12

Сюжет и содержание в картине.

Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей, интерьер как составляющая картинного образа.

13

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия.

14

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в быто­вом жанре).

Изобразительное искусство о повседневности жизни людей в истории моей Родины. Жизнь людей в моем городе. Селе в историческом прошлом.

15 - 16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздни­ка в бытовом жанре).

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве.

Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник как образ счастья.

Праздник разных эпох.

Великие темы жизни (12 часов)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

17 - 18

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Значительность исторического жанра иерархии сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события.

19 - 20

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Появление исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки.

21 - 22

Процесс работы над тематической картиной.

Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

23 - 24

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западно-европейского и русского искусства.

25 - 26

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самопознании.

27 - 28

Место и роль картины в искусстве XX века.

Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве ХХ века.

Реальность жизни и художественный образ (6 часов)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

30

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

31

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи.

32

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге.

33 - 34

Художественно-творческие проекты.

Работа над проектом.

8 класс

«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн - логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8 часов)

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

1

Основы компози­ции в конструктив­ных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции, или «Внесем порядок в хаос!»

Объемно-пространственная и плоскостная композиции.

Основные типы композиций.

2

Прямые линии и организация про­странства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность.

3

Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.

4 - 5

Буква - строка - текст

Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

6 - 7

Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения.

Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

8

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна.


Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги.

Соединение текста и изображения. Коллажная композиция.

В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

9

Объект и пространство

От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве.

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.

11

Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля..

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох.

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Использование элементов здания в макете архитектурного объекта.

13 - 14

Красота и целесообразность

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающих объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.

15

Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи.

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Роль цвета в формотворчестве.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (11 часов)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

17

Город сквозь времени страны

Образы материальной культуры прошлого.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.

18

Город сегодня и завтра

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Архитектурная и градостроительная революция ХХ века.

19 - 20

Живое пространство города

Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

21 - 22

Вещь в городе и дома

Городской дизайн.

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна.

23 - 24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры, цвета в интерьер.

25 - 26

Природа и архитектура

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

27

Ты - архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)


Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

28

Мой дом - мой образ жизни

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Мечты и представления о своем будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.

29

Интерьер, который мы создаем.

Дизайнер интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.

30

Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек.

31

Мода, культура и ты

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода.

32

Встречают по одежке.

Психология индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием . Возраст и мода.

33

Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный.

34

Моделируя себя - моделируешь мир.

Человек - мера вещного мира. Он - или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

9 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (35 часов)

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами - театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств - от наскальных рисунков до электронных форм - нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты - средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов)

Театр и кино - синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра - самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм - неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

1

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

2

Театральное искусство и художник.

Правда и магия театра.

Актер - основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника в театре. Сценография - элемент единого образа спектакля. Оформление живет только через актера, благодаря его игре. Природа актерской игры и основы актерского искусства.

3

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Различия в творчестве сценографа и художника -живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актера.

4

Сценография - искусство и производство.

Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.

5

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и прически от сценических.

6 - 7

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса!

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа.

Виды театр кукол и способы работы с ним.

Технологии создания простейших кукол на уроке.

8

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.

Анализ этапов создания театральной постановки: от чистки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 часов)

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок - изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография - не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.

Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата - не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

9

Фотография - взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография - новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного.

10

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора - основа операторского мастерства.

11

Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

Свет - средство выразительности и образности. Фотография - искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, а ее изобразительном языком.

Операторская грамота съемки фото натюрморта. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи.

12

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы как объект съемки.

13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека?

Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное при передачи характера человека в фотографии.

Операторская грамота репортажного фотопортрета.

14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа.

Методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съемка с отвлечением.

15 - 16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фотографии - оставленное и запечатление навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации.

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11 часов)

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и - прежде всего - режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики - фундамент эффективности освоения кинокультуры.

17

Многоголосый язык экрана.

Кино - синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение, т.е. монтаж, который рождает экранный образ, придает смысл изображаемого и является языком кино.

Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от «Великого Немого» до прихода в кинематограф звука и цвета.

18

Синтетическая природа фильма и монтаж.

19

Пространство и время в кино.

20 - 21

Художник и художественное творчество в кино.

Коллективность художественного творчества в кино. Художественная роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма.

Специфика творчества художника-постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино.

23 - 24

Художник в игровом фильме.

25

От «большого» экрана к домашнему видео.

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трех аспектах: сценарном, режиссерском и операторском.

  • Фильм - «рассказ в картинках»

Значение сценария в создании фильма. Сценарий - литературно-текстовая запись будущего фильма.

Раскадровка - изобразительная запись фильма, в котором планируется монтажная последовательность планов.

Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съемки со схематическими зарисовками - наилучшая сценарная форма для любительского видео.

  • Воплощение замысла

Художническая природа режиссерско-операторской работы в создании фильма.

Искусство видеть и осознано выражать свою мысль на киноязыке - основа зрительской и творческой кинокультуры.

26

Азбука киноязыка.

27

Бесконечный мир кинематографа.


  • Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник.

Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию.

Многообразие жанровых киноформ.

  • Компьютерный анимационный фильм.

Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео.

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель (7 часов)

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения - просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение - мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа - основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения - от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение - мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры - важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших - глубоких и талантливых - просветительских телепередач.

28

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение - новая визуальная технология или новая муза?

Интернет - новейшее коммуникативное средство.

29

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном мире, т.е. прямой эфир.

30

Киноглаз, или Жизнь врасплох.

Кинонаблюдение - основа документального видео творчества.

31

Телевидение, Интернет … Что дальше?

Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным.

32

Современные формы экранного языка.

Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения.

33 - 34

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины.

Роль визуально-зрелищных искусств в обществе и жизни человека.

Экран - художник-зритель.



© 2010-2022