Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - праздник, урок - путешествие в 5 классе

Тема:

Урок В гостях у мастеров народных промыслов



Разработала и провела: Берёзова Л. Ю.

(для РИПКРО)

Урок В гостях у мастеров народных промысловУрок В гостях у мастеров народных промыслов(запись урока на диске)







Урок В гостях у мастеров народных промыслов









МОУ СОШ №5 г. Беслана

2005

Тема: «В гостях у мастеров народных промыслов»


Тип урока - комбинированный.

Цели:

- приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих

ценностей;

- развитие графических и живописных умений;

- активизация творческого потенциала учеников;

- совершенствование навыков и умений коллективной работы;

- воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Оборудование и материалы:

Видеофильм из альманаха «Народные промыслы»;

Жостовские подносы;

Хохломская посуда;

Глиняные модели игрушек, выполненные по мотивам мастеров Дымкова; Национальные осетинские костюмы;

Таблицы иллюстраций с изображением произведений Хохломы, Жостова, Дымкова;

Таблицы с орнаментальными мотивами Хохломы, Жостова, Дымкова, Осетии;

Куклы в осетинском национальном костюме;

Станок для вышивания золотыми и серебряными нитями;

Народные костюмы и украшения для артистов.

Музыкальный ряд: фантазии на тему русской народной песни «Пивна ягода»; «Камаринская» в исполнении оркестра; «Хонга»(танец- приглашение); частушечные наигрыши.

Литературный ряд: «Юный художник» №1 (95), №7 (95), №11-12 (94); «ИЗО в школе продленного дня» Я. Я. Чернецкий; «Народные художественные промыслы» О. С. Попова; «Учебное рисование» М. П. Кастерин; «Моя кунсткамера» С. Образцов; «Первые шаги в мире искусства» М. А. Горяева; «Цветы на подносе» М. И. Бедник.

План урока

  1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

  2. Театрализованное представление: встреча и знакомство с гостями из Дымкова, Жостова, Хохломы, Осетии.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Работа над заданием.

  5. Выставка работ.

Ход урока

I Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Учитель. Время, человек, его помыслы, мечты, надежды - все обращено к будущему. Опережая в мыслях день сегодняшний, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим.

Память - это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.

В народном искусстве веками выкристаллизовывалось доброе, прекрасное человеческое начало.

Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. На протяжении многих веков искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников перенимая опыт у отцов, оставляло лучшее, отбрасывало менее удачное, добавляло новое, свое. И поскольку результаты такого труда принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть народным.

У каждого народа свой исторический путь развития, отличный от других различия в условиях жизни нашла отражения и в искусстве. Итак, народное искусство - это искусство народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты.

Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.

Изделия народных мастеров пользуются неограниченным спросом. В наш век чувствуется все больше тяготение населения к народному искусству, в том числе к одному из его проявлений - изделиям народных художественных промыслов. Причина этого в желании разнообразить свой быт предметами ручного исполнения. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские ложки, жостовские подносы. Они входят в нашу жизнь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Казалось бы, зачем нам, в наш динамический век, деревянные ложки, когда есть удобные металлические?

Зачем нужны подсвечники, когда есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность человека в красоте. Ему хочется видеть вокруг себя нестандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства - посуду с хохломской росписью, платье с народной вышивкой… Руки мастера придают каждому изделию черты уникальности.

Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов. Так вот мы с вами сейчас побывали на импровизированной - ярмарке, в гостях у мастеров народных промыслов. А чем знаменита ярмарка? (звучит музыка)

Народные умельцы привозили туда множество изделий. Ярмарка создавала веселое, приподнятое настроение. На ярмарке всегда было место и время проявить свою удаль, ловкость, показать головокружительную плясовую. О многом можно было узнать, побывав на ярмарке: какими узорами украшают посуду и одежду, какими мастерами славилась та или иная деревня, какие песни пели, какие хороводы водили, на ярмарке можно было купить все, что угодно. Продавали изделия сами мастера, они же могли и показать как расписать поднос или ложку, как слепить предмет из глины. Так вот мы с вами сейчас не только посмотрим на изделия народных мастеров, но и сами попробуем их выполнить. А помогут нам в этом мастера народных художественных промыслов. Вы слышите? Они уже спешат к нам!

(Звучит музыка, под которую входят мастера народных художественных промыслов, их встречает хозяйка праздника.)

II Знакомство с гостями

Хозяйка.

Добро пожаловать, дорогие гости! Веселья вам, да радости желаем.

Давно вас ждем - поджидаем. Праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому - сказку, кому - танец, кому - песенку.(Под музыкальное сопровождение гости проходят и садятся).

Хозяйка.

Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших

краях? (Звучит музыка, выходят гости из Дымкова, подходят к столу с дымковской игрушкой).

ГостьI.

Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Учитель.

Ребята, а вы знаете, что игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Правда раньше она имела магический смысл - оберегала, охраняла человека от таинственных сил природы. Так вот из всех сохранившихся видов народного творчества, самым живым и непосредственным, поражающим остроумными выдумками, является творчество гончаров - игрушечников. Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки - конечно, дымковские.

ГостьI.

Чем знаменито Дымково?

Гость II.

Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного,

Что сырости серей,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично (показывает игрушки)

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах,

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах!

И злость и хмурость льдинкою,

Без всякого труда

Пусть под улыбкой Дымкова,

Растают навсегда.

Гость I.

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымкова под Вяткой. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на котором проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием «свистунья». А почему «свистунья»?

Гость II

Да потому, что на этом празднике на разные голоса, звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели и взрослые, и дети. (свистит в свистульку). Непросто смастерить из глины красивые, нарядные игрушки. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурку, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее. Коричневую глину белят и только потом расписывают яркими цветами. К работе готовят 6-10 красок.

Гость I:

- А лепят дымковские мастера барынь, нянек, водоносок, всадников, коней, индюков, козликов и другое. Расписывают игрушку геометрическим орнаментом. Кто скажет, что это за орнамент? (дети отвечают). Вы правы, это круги, полосы, волнистые и прямые линии… (показывает таблицу с элементами дымковского орнамента)

Учитель.

В наши дни, ребята, это творчество приобрело иной характер в связи с изменением функций народной игрушки. Копеечные глиняные игрушки - однодневки превратились сегодня в забавные статуэтки, украшающие полки взрослых ценителей народного творчества. Согласно новому назначению увеличились размеры фигурок, повысилась их декоративность. В них детская наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие. Этими качествами наделили ее мастера, у которых тоже добрая, светлая и прекрасная душа. Сколько бы ни стояло глиняных игрушек, дымковскую всегда можно узнать по ее особому праздничному узору. Он такой же привлекательный и зажигательный, как озорной веселый танец.

(Звучит музыка и мальчик с девочкой танцуют)

Учитель.

А чтобы привлечь к своему товару покупателей, продавцы на перебой расхваливали его.

Дымковские мастера, как вы зазываете к себе покупателей?

Гость I. (показывает игрушку и говорит)

Барашек - свисток,

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Гость II.

Утка - Марфутка

Бережком идет,

Уточек - марфуточек

Купаться ведет

Гости I и II продолжают показывать игрушки и нахваливать их, рассказывая прибаутки.

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками (гости уходят, хозяйка продолжает).

А что скажите - расскажите вы, гости желанные? (обращается к другим гостям)

(Звучит музыка, выходят гости из Жостова, подходят к столу с подарками).

Гость I.

Привезли вам поклон (кланяется)

И подарки свои

Со сторонки родной

Где живут журавли.

От Москвы недалеко

Где рассвет золотой,

Где умыты ракиты

Голубою водой.

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Неподалеку от Москвы в начале 19 века в старинной деревне Жостова возник промысел расписных лаковых подносов.

Гость II.

Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение. На них лакеи подавали господам письма. Они украшали стены домов и трактиров (показ).

Гость I.

Теперь расписной поднос, как правило, используется в качестве декоративного украшения квартиры; жаль бывает портить художественную живопись, хочется ею любоваться.

Учитель.

Действительно, ребята, подносы, радующие глаз игрой ярких красок и благородным блеском лакированной поверхности, по праву относятся к интереснейшим произведениям русского декоративно-прикладного искусства. Талант мастеров превращает эти скромные предметы домашнего обихода в нарядные украшения жилища.

Гость II.

Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд (показ), либо металлических досок с бортами. Они были крупные, квадратные, овальные и прямоугольные с фигурными краями. Затем подносы стали делать из железа и покрывать лаком.

Гость I.

В середине 19 века, когда формировалось искусство росписи подносов, в русском декоративно-прикладном искусстве был широко развит цветочный орнамент. Роспись подносов и явилась отражением этого интересного и своеобразного «цветочного стиля».

Гость II.

Расписывают подносы маслинными красками. Букеты росписи как бы выплывают из глубины черного фона. Жостовские мастера с легкостью пишут подносы и по цветному фону. Легкая золотая кайма окружает поднос по краю. Внутри - букеты, венки, гирлянды или отдельные цветы.

Гость I.

Букет на жостовском подносе обычно строится на 3-х крупных и ярких цветах, помещенных в центре. Их окружают более мелкие цветы (Просмотр видеофильма «Жостовские подносы»).

Учитель.

Кто смел раскинуть на подносе

Такие яркие цветы?

В своем бесхитростном вопросе едва ль ответ не спрячешь ты.

Смел малый, смелая сумела,

Из-под руки, как ветерки,

Как стая ласточек, взлетела,

Разбрасывая лепестки.

Кипень восточная. И странно -

Она напомнила на миг,

Как возникает из тумана

Давно готовый к жизни стих:

То восклицаньем, то вопросом,

То в полумраке, то в огне,

То звонким Жостовским подносом

Вдруг полыхнет на белизне.

Живописцы осторожно вводят в роспись новые мотивы, но «роза» остается самым любимым мотивом.

Царица цветов, наименее стойкая из своих собратьев, она даже этой недолговечностью пленяла воображение поэтов:

Недолог розы срок: чуть расцвела - увяла!

Знакомство с ветерком едва свела - увяла!

Недели не прошло, как родилась она,

Темницу тесную разорвала - увяла!

Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный мир природного расцвета. (звучит музыка и мальчик с девочкой танцуют вальс)

Хозяйка.

Скажите, гости дорогие, а как вы зазываете покупателей?

Гости I и II.

Частушками!

(Звучит музыка и гости поют частушки)

Гость I.

Мастера из Жостова

Славные такие

На подносе цветы

Буд-то бы живые.

Гость II.

Раньше чашки подавали

На подносе, например,

А теперь висит в квартире

Украшает интерьер.

Гость I.

Жостовский поднос купила

Буду любоваться

К декоративному искусству

Стану приобщаться.

Гость II.

Я недавно повидала

Вещь неписанной красы

На подносе расцветают

Очень дивные цветы.

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас. Подарки ваши принимаем

с радостью. Спасибо вам за них. (Гости уходят под музыку, хозяйка продолжает).

А теперь наступает черед новых гостей (обращается к другим гостям).

(Звучит музыка, выходят гости из Хохломы, подходят к столу с подарками).

Гость I.

А начну я с легенды. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавку, стол, койку. Дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, ложки, плошки.

Прилетали к нему птицы. Он стал их кормить пшеном. Однажды прилетела к нему Жар-птица. Он и ее накормил. Когда Жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом и коснулась его посуды. Стала посуда золотой.

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Никто Жар-птицы не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему.

Гость II.

Так же мастера Хохломы используют при росписи композиции с

птицами. Красноперые павлины, разгуливающие среди диковинных трав и цветов, дрозды, клюющие спелую рябину, петухи, чей крик оповещает о рождении нового светлого дня. А вот птицы друг против дружки - это символ доброго супружества. Кроме птиц очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные цветы и ягоды: землянику, смородину, Рабину, калинку.

Учитель.

Действительно, ребята, Хохлома - это один из древнейших русских

художественных промыслов. Это уникальное явление в народном искусстве создавалось на протяжении длительного времени.

Искусство хохломской росписи названо так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные изделия со специфической росписью.

Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи, без использования драгоценного металла.

Гость II.

У Хохломы свои «секреты». Посуда деревянная, а похожа на золотую.

Как же она получается такой? (дети отвечают) Действительно. Посуду натирают алюминиевым порошком и покрывают лаком. А под влиянием высокой температуры в печи лак и алюминий превращается в золотую пленку. Не все краски выдерживают такую высокую температуру, поэтому палитра росписей в хохломских изделиях строго ограничена. Какие же это цвета?

(Ученики отвечают).

Правильно: красный, желтый, черный. Реже - коричневый и зеленый.

Гость I.

Произведения художников Хохломы ярки и оригинальны. Все в них

горит и сверкает - и золотой фон и бесконечное разнообразие росписей. Формы хохломской посуды - мягкие и округлые. А делают ее из липы, березы, осины, ольхи.

Горят золотом ложки, ковши и чаши (показывает). Между веток и листьев можно увидеть, как краснеют лесные ягоды, плавно вьется кудрявая травка. В яркой хохломской росписи, как бы оживает любимая для каждого из нас природа нашей родины.

Гость II. (показывает на посуду)

Простые по форме, а радуют взор

Богат и наряден чудесный узор

По золоту фона, затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка

Гость I. (показывает на посуду)

А где-то Кудрины по черному фону

Мерцают как звезды в небесном просторе

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

(Звучит музыка и гости поют песню «По малину в сад пойдем»).

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие. Много интересного узнали мы от вас.

(Звучит музыка, гости уходят, хозяйка продолжает).

Теперь и наш черед о себе рассказывать, свои навыки показывать.

(Под музыку выходят вышивальщицы из Осетии, подходят к столу с подарками).

Вышивальщица I.

Чрезвычайно богато и разнообразно прикладное искусство осетин. Это

и художественная обработка дерева, металла, ковроткачества, вышивка.

Весьма распространенным промыслом осетин в прошлом являлась вышивка золотыми, серебряными и шелковыми нитками, отличавшаяся исключительно тонкой техникой исполнения и изяществом орнамента.

Учитель.

Наибольшее развитие художественное шитье и рукоделие осетин

достигло во второй половине 19 века в связи с широким проникновением в Осетию фабричной ткани, золотых, серебряных и шелковых ниток. Вышивкой занимались женщины, среди которых было немало искусных мастериц.

Большую роль в распространении промысла сыграла Владикавказская женская школа, где художественное шитье являлось обязательным предметом.

Вышивальщица II.

Осетинская художественная вышивка являлась воплощением

богатейшего орнаментального искусства, выработанного веками и передававшегося из поколения в поколение.

Наиболее красочно оно раскрылось в осетинской женской и мужской одежде. Богато орнаментировались праздничные платья осетинок, обувь, настенные сумки, кошельки, салфетки (показывает).

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Вышивальщица I.

Художественная вышивка осетин отличалась большим многообразием техники и приемов изготовления. Существовала до 10 видов вышивок: шитье гладью, нанесение узора тесьмой или шнуром, вышивка аппликацией и т.д.

Вышивальщица II.

Кони орнамента осетинской вышивки уходят в глубокую древность.

Узоры осетинской вышивки, совершенные по орнаменту и гармоничные по колориту, представляют собой ценнейшее наследие современной художественной культуры, находящее достойно продолжение в вышивальных промыслах.

Вышивальщица I.

Основными элементами были различные геометрические

стилизованные образы оленей, туров, птиц. Это могли быть части фигур животных как реальных, так и фантастических. Солярные знаки, волнообразные ветки, поросшие листьями. На подвесных рукавах разбрасывались легкие узоры в виде звездочек, цветочных лепестков, листиков (рассказ сопровождается показом).

Вышивальщица II.

Шапочки могли быть украшены изображениями безвредных змей-

символом обилия в хозяйстве; хороводом голубей; двух сросшихся крылатых коней-божества брака (показ).

Учитель.

А как прекрасна девушка, танцующая в платье, украшенном ручной

вышивкой.

(Звучит музыка и мальчик с девочкой танцуют осетинский танец)

Хозяйка. (Проходит около столов с подарками).

Ну что ж, смотрю я на ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно

выбрать какие изделия лучше.

Да я и выбирать не стану. Все ремесла хороши. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы, ребята, сейчас с вами покажем всем присутствующим, на что мы способны.

Учитель.

Ну что ребята, поучимся у мастеров их мастерству? Пусть дымковские

мастера поучат вас расписывать игрушку. Жостовские и хохломские - наносить узоры на подносы и деревянную посуду. А вышивальщицы, раскроют нашим ребятам тайну осетинской вышивки.Согласны мастера? Согласны ребята? Тогда за работу.

III Постановка художественной задачи

Задание:

Класс делится на 4 группы по 5 человек, каждая группа работает над определенным видом художественного промысла. Каждый ученик выполняет индивидуальную работу.

I группа - дымковские мастера (роспись игрушки)

II группа - жостовские мастера (роспись подноса)

III группа - хохломские мастера (роспись посуды)

IV группа - осетинские вышивальщицы (вышивка шапочек бисером; вышивка сумки, очешника и кошелька золотыми и серебряными нитками).


IV Работа над заданием

(Во время работы звучит музыка, настраивающая ребят на более успешное выполнение задания.)

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

Урок В гостях у мастеров народных промыслов

V Выставка

Учитель.

Ну что мастера дымковские научили вы наших ребят расписывать

дымковскую игрушку?

Дымковские мастера.

Не только расписывать научили, но и частушки про игрушки петь.

(Звучит музыка и учащиеся поют частушки о тех игрушках, которые они расписали. Потом несут их на выставку).

Учитель.

А жостовские мастера чему научили наших ребят?

Жостовские мастера.

И нам попались способные ученики, смотрите сами, какие цветы

расцвели у них на подносах (под музыку относят подносы на выставку).

Учитель.

А что вы скажите про наших ребят мастера хохломские?

Хохломские мастера.

Ученики прилежные, старательные. Да такую посуду можно и на

ярмарку (несут на выставку).

Учитель.

Вышивальщицы, а вы открыли нашим ребятам секрет осетинской

вышивки?

Вышивальщицы из Осетии.

Таких талантливых учеников можно научить всему. Судите сами

(несут работы на выставку).

Хозяйка.

Ну что ж, гости дорогие, порадовали вы нас, научили многому. А

теперь пришла пора прощаться. Давайте на память о нашей встрече мы все вместе споем (звучит музыка, дети поют частушки).

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Купили мы себе свистульку,

Будем трели выводить,

Мастеров из славной Дымки,

Никогда нам не забыть.

Золотая Хохлома,

Ею не налюбуешься,

И в Нью-Йорке и в Париже,

Хохлома красуется.

Да и в Жостова у нас,

Мастера - высший класс,

Их чудесные подносы,

Просто заворожили нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты подруга подпевай,

Вышивальщиц из Осетии,

Во весь голос прославляй.

Ты играй моя гармошка,

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой,

Во весь голос прославляй.

(под музыку мастера уходят)

Учитель.

Ну что ж, вот и подошла к концу наша импровизированная ярмарка.

Вы, ребята, сегодня не только с мастерами народных художественных промыслов познакомились, но и их мастерству поучились. Впереди у нас встречи с не менее интересными промыслами.

И мне очень хочется, чтобы знакомство с народными художественными промыслами способствовало зарождению интереса к декоративно-прикладному искусству. Тем более, что такого уникального множества видов народного искусства, каким обладает на Родина, нет ни в одной стране мира. Мне хочется верить, что народное искусство сыграет определенную роль в формировании вашего мировоззрения, так как оно является неисчерпаемым источником мудрости и красоты, оно хранит и передает новым поколениям национальные традиции.



© 2010-2022