- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока ИЗО по теме Искусство Жостова. Расписные подносы (6 класс)
Конспект урока ИЗО по теме Искусство Жостова. Расписные подносы (6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цаплин А.О. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: « Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». (5 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - жостовской кистевой росписью лакированных металлических подносов.
Задачи урока:
Обучающие:
-
углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;
-
знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;
-
закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint:
-
привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования:
-
кисть и карандаш;
-
палитра цветов.
Развивающие:
-
развитие у учащихся представления о принципиальной значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде;
-
развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
-
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
-
воспитание умения планировать свою работу;
-
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
-
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы:
-
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
-
практический (отработка навыков);
-
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Зрительный ряд: учебные таблицы, готовые изделия, работы детей.
Литературный ряд: книга «Народные промыслы России»,загадки, стихи, кроссворды.
Музыкальный ряд: русские народные песни хоровод .
Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра, форма для росписи листа;.
План урока:
-
Организационный момент 2 мин
-
Повторение изученного материала (актуализация знаний) 5мин
Фронтальная работа (кроссворд)
Индивидуальная работа (по карточкам)
-
Погружение в тему урока 3мин
(отрывок фильма об истории возникновения и развития промысла)
-
Актуальность темы связь с жизнью (доклад учащегося) 3мин
-
Постановка художественной задачи 1мин
-
Разработка алгоритма выполнения практического задания 5мин
Обратная связь
(индивидуальная работа по составлению композиций на фланелеграфах)
-
Практическая часть 20мин
-
Физкультминутка 2мин
-
Итог урока и рефлексия 3мин
( выставка, самооценивание работ учащимися, подведение итогов урока)
-
Домашние задание. 1мин
Ход урока:
-
Организационный момент:
Вот кисти на столе,
А вот альбом
Не хочется играть сегодня в прятки
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.
-
Проверка домашней работы, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Что такое промыслы? (ответы детей)
- Это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов.
Из которых и создаются промыслы Хохломы, гжели, Города….
Сколько нового и интересного мы узнали и узнаем на уроках изобразительного искусства. Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.
Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд отгадать.
1. По белому полю узоры плывут.
О росписи важной они пропоют.
(гжель)
2. Посмотрите на стенд:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный
У большого индюка все расписаны бока.
(роспись)
3. Откуда следующий герой?
Как он называется?
(иллюстрация на доске)
(свистулька)
4. Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят в друг дружку,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
5. Конь и птица - вот герои
Росписи на дереве.
Отгадай-ка поскорей
Что это за роспись.
(городец)
6. Все эти знаки не простые
Кружочки, крестики и волны
Они несут особый смысл
И их всех …… зовут
(символом)
7. Вот так диво, что за диво
Вспыхнет золотом игриво
Пламенный плывет узор
Лепестков, цветов ковёр
Догадайся поскорей,
Что за диво пред тобой.
(хохлома)
г
ж
е
л
ь
р
о
с
п
и
с
ь
с
в
и
с
т
у
л
ь
к
а
м
а
т
р
ё
ш
к
а
г
о
р
о
д
е
ц
с
и
м
в
о
л
ы
х
о
х
л
о
м
а
- Отгадайте ключевое слово кроссворда. И вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие. Наш путь лежит в село Жостово, где мастера расписывают металлические подносы.
-
Погружение в тему урока (отрывок фильма об истории возникновения и развития промысла)
-
Актуальность темы связь с жизнью (доклад-презентация учащегося).
-
Постановка художественной задачи
Сегодня мы с вами попробуем сорганизовать свою собственную фабрику по производству жостовских подносов. Я буду главным мастером, а вы моими подмастерьями. А из чего мы будем делать наши подносы? Сейчас настоящие жостовские подносы выполнены из металла. Но самые первые подносы и изделия Братьев Вишняковых были выполнены из папье-маше. Я заранее приготовил для вас вот такие заготовки бумажных тарелочек- подносов.
-
Разработка алгоритма выполнения практического задания
Обратная связь (индивидуальная работа по составлению композиций на фланелеграфах)
- А как вы думаете, из каких мотивов состоят композиции росписи? (ответы детей что это цветочная композиция).
- Какие цветы можно увидеть в композиции этой росписи? (ответы детей)
- Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подноса?
- Какова цветовая палитра на подносе?
- Какого еще цвета, кроме классического черного может быть фон жостовского подноса?
(В процессе рассказа учителя демонстрируется презентация «Жостово»)
Производственный процесс начинался с вырубки из железного листа заготовки нужного размера.
- Какие формы мог иметь поднос?
Да изделию можно было придать одну из 26 форм.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Традиционно выделяют три основные классические композиции: «венок», «ветка с угла», «букет». Посмотрите на слайде хорошо показаны композиционные схемы и уже готовые варианты росписи подносов. Цветы красиво переплетаются и организуют единую и взаимосвязанную композицию. Сначала художник наносит крупные цветы, затем более мелкие и листочки по краям.
Сейчас мы разделимся на 3 творческие бригады по рядам, каждая бригада будет выполнять различные виды композиции. Сейчас мне нужен один представитель от каждой бригады. Ваша задача составить из данных цветов- элементов композицию «венок», «букет» и «ветка с угла» на фланелеграфах.
Техника жостовской росписи непроста. Роспись многослойна несколько красочных слоев накладываются друг на дружку и создают иллюзию объемного изображения. Из-за того, что мастера используют художественную масляную краску, сильно разбавляя ее льняным маслом, красочные слои получаются прозрачными - нижние слои просвечиваются сквозь верхние. Чаще всего жостовская роспись делится на 2 больших основных этапа и 6 вспомогательных:
I. Этап. Замалёвок.
Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение предметов. Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма.
II. Выправка:
1 этап. Тенежка.
Тенёжка - особенно наглядно раскрывает сущность такого письма.
Тенёжкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
2 этап. Прокладка.
Третий этап росписи называется прокладкой. Художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми. Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.
3 этап. Бликовка.
Высветляя краски, художник приступает к бликовке - четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой - подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.
Завершающие этапы росписи - привязка и чертежка - очень похожи и часто делаются вместе.
4 этап. Чертёжка
На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.
5 этап. Привязка
После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.
Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.
6 этап Уборка. Украшение борта подноса.
Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
-
Практическая часть
После выступления учащихся работа учителя направленная на объяснение нового материала.
8. Физминутка:
Но что то мы немного засиделись. Перед тем как продолжить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
Украсить свой поднос
Должны мы дружно встать
И косточки размять.
Руки вверх. Назад прогнулись
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять…
Теперь спинки держим ровно
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроим глазки
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
-
Итог урока и рефлексия
( выставка, самооценивание работ учащимися, подведение итогов урока)
- Повторить последовательность жостовского письма. Работа детей на формах для росписи. Помощь учителя при выполнение работы (звучит музыка).
На доску вставляются фрагменты работ. Эти фрагменты собираются в общую композицию-роспись подноса. Учитель оценивает каждого ученика.
- Сумели ли мы выполнить задачу урока?
- Как нам удалось этого достичь?
- Какое задание вызвало у вас трудности?
- Какие работы получились наиболее аккуратными, интересными по колориту, по композиции?
- С какой росписью мы познакомились?
- Что вы узнали об этой росписи?
-
Домашние задание.
Познакомить друга с этим видом росписи.