Конспект урока ИЗО по теме Искусство Жостова. Расписные подносы (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». (5 класс)

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - жостовской кистевой росписью лакированных металлических подносов.

Задачи урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;

  • знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;

  • закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint:

  • привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования:

  • кисть и карандаш;

  • палитра цветов.

Развивающие:

  • развитие у учащихся представления о принципиальной значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде;

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие интереса к предмету;

Воспитательние:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;

  • воспитание умения планировать свою работу;

  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

  • практический (отработка навыков);

  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Зрительный ряд: учебные таблицы, готовые изделия, работы детей.

Литературный ряд: книга «Народные промыслы России»,загадки, стихи, кроссворды.

Музыкальный ряд: русские народные песни хоровод .

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра, форма для росписи листа;.

План урока:

  1. Организационный момент 2 мин

  2. Повторение изученного материала (актуализация знаний) 5мин

Фронтальная работа (кроссворд)

Индивидуальная работа (по карточкам)

  1. Погружение в тему урока 3мин

(отрывок фильма об истории возникновения и развития промысла)

  1. Актуальность темы связь с жизнью (доклад учащегося) 3мин

  2. Постановка художественной задачи 1мин

  3. Разработка алгоритма выполнения практического задания 5мин

Обратная связь

(индивидуальная работа по составлению композиций на фланелеграфах)

  1. Практическая часть 20мин

  2. Физкультминутка 2мин

  3. Итог урока и рефлексия 3мин

( выставка, самооценивание работ учащимися, подведение итогов урока)

  1. Домашние задание. 1мин

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Вот кисти на столе,

А вот альбом

Не хочется играть сегодня в прятки

И мы плывем в волшебную страну

Страну народных промыслов прекрасных.


  1. Проверка домашней работы, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Что такое промыслы? (ответы детей)

- Это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов.

Из которых и создаются промыслы Хохломы, гжели, Города….

Сколько нового и интересного мы узнали и узнаем на уроках изобразительного искусства. Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.

Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд отгадать.


1. По белому полю узоры плывут.

О росписи важной они пропоют.

(гжель)

2. Посмотрите на стенд:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка все расписаны бока.

(роспись)

3. Откуда следующий герой?

Как он называется?

(иллюстрация на доске)

(свистулька)

4. Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят в друг дружку,

А всего одна игрушка.

(матрёшка)

5. Конь и птица - вот герои

Росписи на дереве.

Отгадай-ка поскорей

Что это за роспись.

(городец)

6. Все эти знаки не простые

Кружочки, крестики и волны

Они несут особый смысл

И их всех …… зовут

(символом)

7. Вот так диво, что за диво

Вспыхнет золотом игриво

Пламенный плывет узор

Лепестков, цветов ковёр

Догадайся поскорей,

Что за диво пред тобой.

(хохлома)


г

ж

е

л

ь

р

о

с

п

и

с

ь


с

в

и

с

т

у

л

ь

к

а


м

а

т

р

ё

ш

к

а


г

о

р

о

д

е

ц


с

и

м

в

о

л

ы


х

о

х

л

о

м

а


- Отгадайте ключевое слово кроссворда. И вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие. Наш путь лежит в село Жостово, где мастера расписывают металлические подносы.


  1. Погружение в тему урока (отрывок фильма об истории возникновения и развития промысла)


  1. Актуальность темы связь с жизнью (доклад-презентация учащегося).


  1. Постановка художественной задачи

Сегодня мы с вами попробуем сорганизовать свою собственную фабрику по производству жостовских подносов. Я буду главным мастером, а вы моими подмастерьями. А из чего мы будем делать наши подносы? Сейчас настоящие жостовские подносы выполнены из металла. Но самые первые подносы и изделия Братьев Вишняковых были выполнены из папье-маше. Я заранее приготовил для вас вот такие заготовки бумажных тарелочек- подносов.


  1. Разработка алгоритма выполнения практического задания

Обратная связь (индивидуальная работа по составлению композиций на фланелеграфах)

- А как вы думаете, из каких мотивов состоят композиции росписи? (ответы детей что это цветочная композиция).

- Какие цветы можно увидеть в композиции этой росписи? (ответы детей)

- Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подноса?

- Какова цветовая палитра на подносе?

- Какого еще цвета, кроме классического черного может быть фон жостовского подноса?

(В процессе рассказа учителя демонстрируется презентация «Жостово»)

Производственный процесс начинался с вырубки из железного листа заготовки нужного размера.

- Какие формы мог иметь поднос?

Да изделию можно было придать одну из 26 форм.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Традиционно выделяют три основные классические композиции: «венок», «ветка с угла», «букет». Посмотрите на слайде хорошо показаны композиционные схемы и уже готовые варианты росписи подносов. Цветы красиво переплетаются и организуют единую и взаимосвязанную композицию. Сначала художник наносит крупные цветы, затем более мелкие и листочки по краям.

Сейчас мы разделимся на 3 творческие бригады по рядам, каждая бригада будет выполнять различные виды композиции. Сейчас мне нужен один представитель от каждой бригады. Ваша задача составить из данных цветов- элементов композицию «венок», «букет» и «ветка с угла» на фланелеграфах.

Техника жостовской росписи непроста. Роспись многослойна несколько красочных слоев накладываются друг на дружку и создают иллюзию объемного изображения. Из-за того, что мастера используют художественную масляную краску, сильно разбавляя ее льняным маслом, красочные слои получаются прозрачными - нижние слои просвечиваются сквозь верхние. Чаще всего жостовская роспись делится на 2 больших основных этапа и 6 вспомогательных:

I. Этап. Замалёвок.

Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение предметов. Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма.

II. Выправка:

1 этап. Тенежка.

Тенёжка - особенно наглядно раскрывает сущность такого письма.

Тенёжкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.

2 этап. Прокладка.

Третий этап росписи называется прокладкой. Художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми. Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.

3 этап. Бликовка.

Высветляя краски, художник приступает к бликовке - четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой - подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

Завершающие этапы росписи - привязка и чертежка - очень похожи и часто делаются вместе.

4 этап. Чертёжка

На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.

5 этап. Привязка

После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.

Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

6 этап Уборка. Украшение борта подноса.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.


  1. Практическая часть

После выступления учащихся работа учителя направленная на объяснение нового материала.


8. Физминутка:

Но что то мы немного засиделись. Перед тем как продолжить работу, нам нужно немного отдохнуть.

Чтоб все задания выполнять

Украсить свой поднос

Должны мы дружно встать

И косточки размять.

Руки вверх. Назад прогнулись

Сейчас делаем наклон

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять…

Теперь спинки держим ровно

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроим глазки

Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.


  1. Итог урока и рефлексия

( выставка, самооценивание работ учащимися, подведение итогов урока)

- Повторить последовательность жостовского письма. Работа детей на формах для росписи. Помощь учителя при выполнение работы (звучит музыка).

На доску вставляются фрагменты работ. Эти фрагменты собираются в общую композицию-роспись подноса. Учитель оценивает каждого ученика.

- Сумели ли мы выполнить задачу урока?

- Как нам удалось этого достичь?

- Какое задание вызвало у вас трудности?

- Какие работы получились наиболее аккуратными, интересными по колориту, по композиции?

- С какой росписью мы познакомились?

- Что вы узнали об этой росписи?


  1. Домашние задание.

Познакомить друга с этим видом росписи.


© 2010-2022