Методическая система учителя как путь развития творческой личности ребёнка

Сегодня, как никогда, в педагогической практике рождается много нового, прогрессивного и высокоэффективного.     Проработав учителем изобразительного искусства 22 года, поняла, что заинтересовать  современного школьника в своем предмете и тем  более  подвигнуть его на исследовательскую  (поисковую), творческую работу можно только  тогда, когда ты сам смотришь  не в сегодняшний, а в завтрашний  день,  когда ты творческий, увлеченный человек, преданный  своей профессии.  В своей работе я стараюсь ...    В Концепции модернизации российского образования   подчеркивается, что  в общеобразовательной школе модернизация  «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие со...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая система учителя как путь развития творческой личности ребёнка.

Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами, идеями, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета интересным, богатым, глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся - разнообразными, творческими и практически убедительными.

Сегодня, как никогда, в педагогической практике рождается много нового, прогрессивного и высокоэффективного. Проработав учителем изобразительного искусства 22 года, поняла, что заинтересовать современного школьника в своем предмете и тем более подвигнуть его на исследовательскую (поисковую), творческую работу можно только тогда, когда ты сам смотришь не в сегодняшний, а в завтрашний день, когда ты творческий, увлеченный человек, преданный своей профессии. В своей работе я стараюсь избегать стереотипов, шаблонных подходов, стремлюсь выразить себя через профессиональную творческую деятельность, создать свою индивидуальную систему педагогического мастерства

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде направлена на достижение следующих целей:

- реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предметами «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»;

- развивать творческую инициативу ученика;

- воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Для того, чтобы добиться наилучших результатов в обучении рисованию и развитии творческих способностей учащихся я поставила перед собой следующие цели:

  • Пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивать эстетические чувства и понимание прекрасного.

  • Творческое развитие личности ребёнка.

  • Совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, образное представление.

  • Развивать наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

  • Вооружение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка.

- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного искусства.

  • Развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека.

  • Применение разнообразных технических приемов и видов практической деятельности.

  • Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

  • Развитие умений и навыков работы художественными материалами.

  • Воспитание у детей стремления изучать изобразительное искусство и ценить народное художественное творчество.

Для наилучшего достижения результатов я использую на уроках следующие технологии преподавания: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология коммуникативного обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии интегративного обучения, образовательная рефлексия учащихся.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

предметную (способность применять полученные знания на практике).

В своей работе я использую разнообразные методы обучения:

- Для сильных учащихся - проблемный метод обучения, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении гипотез, раскрытии возможных путей ее решения. (Например - изучение блока тем: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» в 8 классе )

- частично-поисковый метод обучения, заключающийся так же в постановке проблемы, сформулировании гипотезы и совместном плане работы при решении данной проблемы. Дети в данном случае занимаются сбором информации, ее систематизации, конечным результатом которой должно стать подтверждение гипотезы. (Например - при изучении темы «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» в 7 классе.)

Изучив технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания, используя диагностические данные, личные наблюдения я составила «характеристики классов». Это позволяет мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности детей, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческого воображения учащихся. Помогает при подготовке и проведении уроков подобрать ключики к каждому ребёнку. Наиболее эффективное построение содержания обучения - вариативное, т.к. позволяет использовать дифферинцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями.

Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии детей (физическом и умственном), с другой, заставляют искать новые формы работы с детьми по изобразительному искусству. Сейчас, уже недостаточно научить детей грамотно рисовать, большое внимание уделяется развитию творчества на уроках изобразительного искусства, поощряется проявление самостоятельности по отношению к своей работе.

Используя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные приемы рисования с применением различных художественных материалов, я заметила, что разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными навыками, подростки обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же довольно сложных в техническом отношении работ, таких, как линогравюра, монотипия, графика по воску, аппликация, мозаика, конструирование из различных материалов и других, учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне.

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило обратной связи, правило индивидуальности

Использую в своей работе педагогические средства:

Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей: художник, автор, зритель, критик, экскурсовод, искусствовед и т.д.

Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной я-концепции).

Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.

«Встреча с личностью»: Мастером, Художником, Автором.

Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора.

Проведение персональной выставки юного автора.

Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т.д.

Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва и т.д.

Беседы по теории искусства.

Организация бесед и дискуссий.

Организация сюжетно-ролевых игр.

Организация творческих проектов.

Организация выставок детских работ, школьной галереи.

Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, я планирую учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатываю учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся.

С целью отслеживания результатов использую на уроках тесты, занимательные материалы. В их основе - принцип постепенного усложнения материала, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов. С тестами работаем в начале урока или в конце, на обычных уроках или на обобщающих, в зависимости от темы и целей. Применение их способствует лучшему усвоению основ изобразительной грамоты. Этот способ проверки ученических знаний имеет свои преимущества:

- объективность оценки результатов;

- возможное использование тестов на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;

- возможное использование тестов во всех формах ученической работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) в зависимости от индивидуальных особенностей школьников;

- многократность использования тестов;

- скорость проверки результатов.

Каждая четверть заканчивается итоговым уроком-викториной «Вопрос-ответ». В игровой форме ребята показывают свои знания и умения по пройденным темам за четверть. Итог данного урока - выставление четвертных оценок.

Умение сформулировать цели урока и каждого его этапа, отслеживание результатов развития личностных художественно-творческих качеств учащихся позволяет успешно создавать условия развития познавательной и созидательной деятельности учащихся, создавать ситуацию успеха на уроках изобразительного искусства, что стимулирует творческую активность школьников.

Результатом данной работы является повышение мотивации учения, качества знаний, положительные личностные изменения: дети становятся более активными, открытыми, свободными в общении. Они открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению познавательного интереса. Ребята ждут новых уроков, новых открытий и в себе, и в окружающем мире. Им присуще стремление к самостоятельному поиску вариантов решений предлагаемых заданий. Дети нашей школы активно творят, для них это увлекательное, интересное упражнение с радующим душу осязаемым результатом

Необходимо создать познавательный интерес у учащихся, вызывающий удивление, чувство ожидания, переходящее в творческую деятельность. Для возникновения этой ситуации необходимы определенные условия, которые учитель должен создать на уроке. Чтобы возник интерес к определенной информации, нужно, чтобы эта информация стала необходима ученику, и он должен сам доходить до истины, делать открытия.

Как правильно выбрать тему исследования? При выборе темы учитывается, что трудная задача, также как и легкая. может оттолкнуть - показаться неинтересной, поэтому выбранная тема должна быть привлекательной, интересной для юного исследователя, способствовать развитию его мышления. Поэтому темы о родном крае являются близкими и понятными.

Практические работы могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя. С учетом подготовленности класса организую разнообразные варианты выполнения работ:

1) индивидуальных, парных и групповых занятий;

2) выполнение заданий в рамках урока и домашнего задания;

3) выполнение работы, как в течение урока, так и на одном из его этапов;

Практические работы реализуют идею права выбора, так как предложены в нескольких вариантах.

Четкий и грамотный инструктаж учителя к выполнению школьниками практической работы способствует успешному ее завершению. Ученик должен ясно представлять, что он должен выполнять; как ему работать, какие действия выполнять, зачем необходимо выполнить эту работу.

Система моей работы показала высокие качественные результаты: мои выпускники выбирают для своего дальнейшего образования высшие учебные заведения России, печатаются в журналах, выставляются за рубежом.

Я не хочу останавливаться на достигнутом. Есть идеи, есть планы, есть интересные задумки, но самое главное - есть смышленые, целеустремленные, жаждущие новых знаний ученики.


© 2010-2022