Конспект урока по МХК на тему Особенности храмового зодчества (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по МХК

9 класс

МБОУ СОШ №7 с. Чкаловское.

Учитель МХК Ни С.Р.



Тема: Особенности храмового зодчества. Православные храмы - памятники

древнерусской культуры.

Цель урока: воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей,

осознание связей истории страны с православием;

воспитание нравственных качеств таких, как «миролюбие»,

«доброта», «прощение», «смирение», а так же умения

организовывать и строить свои отношения с окружающими

людьми в соответствии с нравственными нормами российского

общества;

образовательная - уметь характеризовать понятия православной культуры

«храм», «блаженный», «юродивый», учить высказывать свое

мнение, делать выводы;

развивающая - расширить кругозор учащихся за счет сообщения

интересных фактов.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование : компьютерное обеспечение, видеофильм, эпиграф к уроку записан на

доске, фотографии православных храмов России.

Предполагаемый результат: расширить знания учащихся об истории возникновения христианского храма, православных храмах на Руси, познакомить с историей создания храма Василия Блаженного.


Ход урока.


Все помыслы и представления о высшей Красоте,

Любви и Добре связывали наши предки с образом храма -

воплощением Царства Божия на Земле.

Л.А. Рапацкая.




  1. Вступительное слово учителя.

Прочитайте эпиграф к уроку и определите тему нашего урока.

Запись темы урока.

И ответьте на один вопрос: «Что я хочу узнать сегодня на уроке?»

Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. (слайд 2-3)Нельзя перепутать китайскую пагоду с западно-европейским костелом, а мусульманскую мечеть с православным христианским храмом. Отсюда следует, что в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры. Прежде всего обратимся к христианскому храму.

  1. Звучит музыка Джулио Каччини «Аве Мария»


Какое чудо: православный храм…
Он чист и свят от алтаря и до ограды
В любое время так спокойно там
И тихо, и смиренно, и отрадно.

Усталый колокол нам верно возвещает
О всём о том, о чём так надо возвестить.
И всяк, услышав звон сей, ощущает,
Что надо бы на исповедь сходить.

И купала на храмовых вершинах,
(Как будто небо над привычною землёй)
Крестами золотыми завершили
Архитектуры радостный покой.

От свеч, лампадок, даже от кадила
Исходит благотворный аромат.
И разом ко грехам, что натворили,
Мы мыслью обращаемся назад.

Иконы Богоматери, Христа,
От Царских Врат налево и направо.
Из них любая так понятна и проста,
Но всё же часто нам бывают не по нраву.

Иконы и кресты, кадила, свечи -
Не идолы, а символы Христа.
Напоминания для нас… Ведь мы не вечны.
Короток путь от жизни до креста.


Вокруг нас все напоминает о Боге, Христе. Большая часть национального, культурного наследия России: исторические здания, памятники истории и искусства.


II. Актуализация опорных знаний.

Итак, мы начинаем разговор о храмах. Ребята, а что такое храм? Давайте попробуем дать определение понятия «храм». (ответы учащихся)

Некоторым из учеников было дано задание.

Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое древнерусский храм?» и получили следующие ответы:

Храм - это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.

Храм - это дом Бога.

Храм - один из символов христианской веры.

Храм - место, где священник совершает богослужение.

Как вы считаете, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?

(В ходе обсуждение учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока, чтобы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.

После выполнения проблемного задания учитель рассказывает учащимся

историю возникновения христианских храмов.) В толковом словаре дается следующее определение: Храм - это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. (определение вывешивается на доску)

III. Изучение нового материала. (сообщение ученика - д/з)
История возникновения христианских храмов восходит к такому важнейшему событию, который произошел в сионской горнице (слайд №4 )как Тайная вечеря Иисуса Христа со своими учениками. «Наступил Великий четверг, канун святой Пасхи. ...(слайд № 5) сионская горница наполнилась людьми. Сюда пришел Христос со своими двенадцатью апостолами. … учитель послал Иуду (Искариота) купить что-нибудь к празднику. Когда Иуда вышел, была ночь. Предатель поспешил в Синедрион...

Для всей земли наступила власть тьмы. И только в Сионской горнице сиял Божественный свет Христов... Сионская горница стала первым Христианским храмом.» (Архиепископ Вениамин «Священная библейская история»).(слайд №6)


Как же выглядят сегодня православные храмы ?

Строительство православных храмов на Руси началось с принятием христианства. Первые русские храмы строились по образцу храма Святой Софии в Константинополе. (слайд №7)

(Внимание учащихся обращается на иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси», представленный на стенде.)

Основное внимание уделяется символичности облика этих построек (сообщение ученика - д/з): (слайд №8)

Однокупольный храм - символ единства Бога, совершенство творения

Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа (Богочелове́к - в христианстве Бог, воплотившийся в человеке)

Три - Святую Троицу

Четыре купола - символ четырех евангелистов

Пять с одним возвышающимся - Христос и 4 евангелиста (Апо́столы,-посол, посланник- ученики и последователи Иисуса Христа.

Семь - 7 таинств Церкви. В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Не только количество куполов, но сама форма построек имела символическое значение (сообщение ученика - д/з):

Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные) символизировали Крест Христов

Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг - символ вечности)

Храмы, в виде восьмиугольной звезды - Вифлеемскую звезду

Строились храмы в виде прямоугольника - символ корабля.

Скажите какой из этих храмов по вашему мнению самый красивый? (Собор Василия Блаженного)

(домашнее задание: сообщение «История создания храма Василия Блаженного»)

Царь Иоанн Грозный указал строить покровский собор, в память покорения Казани. Собор этот известен под названием собора Василия Блаженного.

Сейчас мы посмотрим фильм и вы скажете Почему же Собор назван в честь Василия Блаженного? Но перед просмотром ответьте на один вопрос: кто такой блаженный? (ответы учащихся)

(слайд №9)

  • Блаже́нный (греч. μακάριος лат. beatus) - это слово употребляется в Библии по от-ношению к человеку, к-рого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Слово макариос чаще всего передается как "блажен", но иногда переводится по-другому, напр. "счастливый" (Деян 26:2); 2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Пс 126:3-5), а главное - радостью непосредственного общения с Богом. (слайд №10)
    На Руси слово «блаженный» употреблялось и в другом значении, как синоним слова «юродивый»безумный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предвидение.

  • Просмотр фильма «Василий Блаженный»
    Беседа по содержанию просмотренного фильма.

- Почему же Собор назван в честь Василия Блаженного? Почему люди почитают его память? Какими нравственными качествами отличался Василий? (миролюбие, доброта, смирение , прощение - эти качества всегда ценились всеми людьми и являются необходимыми качествами для православного человека).


Сегодня в русской православной церкви более 30 тысяч храмов, в которых служат около 30 000 священников. Большинство этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина высятся в других странах - Украине (слайд №10), Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии(слайд №11), США, Германии,.. а один храм - даже в Антарктиде (слайд №12).

В какой бы стране не находился русский человек , православный храм не даст ему забыть, откуда он и где его корни. Знать историю храмов - это возрождать свою культуру и крепить самосознание.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об истории какого-либо православного храма.

VI. Рефлексия.

Благодарю вас, вы замечательно поработали. А сейчас вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке методом незаконченного предложения: (слайд №13)

1. Я узнал(а), что ____________________________

2. Я был удивлен(а) тем, что ______________________

3. Мне понравилось, что ______________________
























Храм - это культовое здание для выполнения религиозных обрядов




















миролюбие


доброта


смирение


прощение














Блаже́нный (греч. μακάριος[1][2], лат. beatus[2][3]) - эпитет, прилагаемый к христианским подвижникам, имеющий в различных христианских церквях разное значение. Сродни ст.-слав. блаженъ, от блажити - нарицать блаженным (делать благим, хорошим) наряду с исконнорусским бо́лого[4]. В широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Болога на небесах(блаженное видение).

На Руси слово «блаженный» употреблялось и в другом значении, как синоним слова «юродивый»[5], например, Василий Блаженный, Симон Блаженный.это слово употребляется в Библии по от-ношению к человеку, к-рого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова "блаженный" мы находим в ВЗ в выражении "блажен муж, который..." или "блажен тот, кто..." (Пс 1:1; 2:12; 31:1; Притч 3:13; Иов 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как "блажен", но иногда переводится по-другому, напр. "счаст-ливый" (Деян 26:2); 2) в ВЗ считается счастливым тот человек, к-рого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Пс 126:3-5), а главное - радостью непосредственного общения с Богом.

  • ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении.

Василий Блаженный - юродивый московский; умер в 1551 г. Память празднуется 2 августа. Мощи находятся в московском Покровском соборе, называемом в народе Василием Блаженным. Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, - повествует житие, - Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопросе хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер. В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося, именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный Конспект урока по МХК на тему Особенности храмового зодчества (9 класс) чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией . Василий скончался 2 августа 1551 года. Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить покровский собор, в память покорения Казани. Собор этот известен под названием собора Василия Блаженного.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович Конспект урока по МХК на тему Особенности храмового зодчества (9 класс) велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. П. В.

См. также статьи:




















































































ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (ок. 1464-1552), наиболее известный из русских юродивых, причисленных к лику святых.
В его житии, сложившемся достаточно поздно (в основном в 17 в.), история неотделима от легенды. Родился он в крестьянской семье в селе Елохове, тогда находившемся за пределами Москвы. Был отдан в учебу сапожнику. Особый провидческий дар его обнаружился, когда в 16-летнем возрасте Василий улыбнулся, услышав как некий посадский человек заказывал сапоги, которых бы хватило на несколько лет (юноше же открылось, что заказчик завтра умрет). Когда это исполнилось, Василий ушел из мастерской, став бродягой.
Зимой и летом ходил нагим, часто притворялся лишенным дара речи. Прославился умением видеть суть, скрытую под привычной внешностью вещей. К примеру, бросал в стены домов благочестивых людей камни, а стены, за которыми творились "кощуны", целовал, объясняя это тем, что в добрых домах нет места бесам, они стоят вовне, он видит их и отгоняет, - в бесчинные же дома не вхожи ангелы, скорбящие неподалеку, и он целует их, а не стены ("углы"). Один раз даже разбил камнем икону Богоматери у Варварских ворот, прозрев, что на доске под святым образом нарисован черт. В другой раз расправился с нищим-попрошайкой, угадав в нем беса.
Во время нашествия крымского хана Махмет-Гирея (1521), молясь в Успенском соборе, Василий увидел летящий огонь и услышал глас, возвестивший, что Богоматерь оставляет Москву, - тогда он усилил молитвы, и видение прекратилось, а хан Махмет отступил. В 1574 горько плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая страшный пожар Москвы, который начался именно с этой обители.
Иван IV Грозный почитал и даже побаивался Василия, "яко провидца сердец и мыслей человеческих", принимал его у себя во дворце, посетил перед кончиной (2 августа 1552) и сам нес гроб до могилы. На месте погребения, которое совершал митрополит Макарий, на кладбище Троицкой церкви, "что во рву", царь велел выстроить Покровский собор в память покорения Казани. Над гробом юродивого в тот год, когда его причислили к лику святых (1558), был устроен придел, давший собору второе, более популярное имя ("Храм Василия Блаженного"). Церковь отмечает память святого в день его кончины 2 (15) августа.



© 2010-2022