• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 29

Дата: 19.12.

Предмет: Черчение

Класс: 9

Тема: Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.

Цели: Познакомить учащихся по способами взаимного пересечения поверхностей геометрических тел, научить выполнению линий пересечения поверхностей геометрических тел. Развивать память, внимание, глазомер, логическое мышление. Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Оборудование: учебник, листы, карандаши,

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Викторина «Вспомни геометрические тела»

-Как называется это геометрическое тело? (Демонстрируется куб);

-Назовите это геометрическое тело (шестиугольная призма);

-Какое название имеет это геометрическое тело? (четырехугольная пирамида);

-Я демонстрирую модель образования поверхности вращения. Какое геометрическое тело образуется? (демонстрируется модель, показывается образование цилиндрической поверхности);

-Теперь какое геометрическое тело (показ модели цилиндрической формы);

-Форму, какого геометрического тела имеет вал? (показ модели цилиндрической формы);

-Форму, какого геометрического тела имеет это основание? (модель шестиугольной призмы);

-Что такое вид? (это изображение всего предмета, а не одной его стороны);

-Отчего зависит количество видов на чертеже?

-Вспомните, какие элементы предмета называются: вершинами, ребрами, гранями?

-Для какой цели используются линии проекционной связи.

3.Определение темы, цели урока.

А сейчас вам предстоит разгадать тему сегодняшнего занятия: «Зазеркалье» перед вами дана тема занятия, но буквы в ней, то есть в словах стоят не совсем так, как нужно. Для того чтобы узнать тему, нужно подставить к строке зеркало и посмотреть на него, прочесть название (можно мысленно представить зеркало):

«Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел».

4.Работа по теме урока.

Примеры взаимного пересечения поверхностей тел встречаются в технике очень часто. В цистерне для перевозки жидкостей (рис. 190, а) линия пересечения образуется при присоединении колпака к цилиндрическим барабанам котла. В шестригранной гайке (рис. 190, б) линии пересечения (гиперболы) образуются при обточке шестиугольной призмы на конус.
Для правильного составления чертежей надо уметь строить линии пересечения геометрических тел. Дело в том, что при выполнении эскизов взаимно пересекающихся поверхностей с натуры линии их пересечения, как правило, не замеряют. Замеряют лишь размеры пересекающихся тел, а линию пересечения строят непосредственно на чертеже. Знание характера линий пересечения нужно для быстрого и правильного чтения чертежей. Зная, например, форму кривых, образующихся при пересечении конуса с другими поверхностями вращения, можно по одной данной проекции определить, что в первом случае (рис. 191, а) конический выступ пересекается с цилиндрической крышкой, во втором (рис. 191, б) - с крышкой, имеющей поверхность кругового кольца, и в третьем (рис. 191, в)-с крышкой сферической формы.

Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

На чертежах деталей машин линия пересечения различных поверхностей встречаются очень часто. Иногда эти линии являются сложными лекальными кривыми. Для построения проекций, которых необходимо найти большее количество точек.

Построение линий пересечения требует значительной точности, например, при выполнении чертежей трубопроводов, вентиляционных устройств, резервуаров, кожухов машин, станков и другого оборудования.

Пример, где требуется подобное построение, показан на рисунке. На котором изображен бункер, ограниченный цилиндрической поверхностью А, пересекающиеся с конической поверхностью Б и поверхность пирамиды В.

Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

Для построения линии пересечения двух многогранников определяют точки пересечения ребер первого многогранника с гранями второго и ребер второго с гранями первого. Найденные точки соединяют и получают ломаную линию, отрезки которой представляют собой линии пересечения граней одного многогранника с гранями другого.

Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

Рассматриваем чертеж, находим грани, ребра, вершины, линии пересечения.

А сейчас, потренируем ваше зрение, т.е. взгляд на предметы с необычных сторон для просмотра. Друдл - угадайте, что здесь изображено.

Друдлы - рисунки, в которых один человек видит одно, а другой другое.

Поурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических телПоурочный план по черчению 9 класс по теме Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел


Инструктаж:

У каждого из вас уже есть заготовка, т.е. форма с изображением трех видов шестигранной призмы с размерами:

d = 55

h = 64

Приступим к построению трехгранной призмы пересекающей шестигранную по заданным размерам:

k = 74 - длина 3-гранной призмы;

h = 38 - высота 3-гранной призмы;

a = 44 - ширина грани 3-гранной призмы;

e = 56 - длина от основания шестигранной до расположения высоты

3-гранной призмы;

m = 5 - размер от ребра 6-гранной до высоты 3-гранной призмы

5.Практическая работа.

Построим 3 вида 3-гранной призмы на заготовке.

С какого вида лучше начать, как вы считаете? (с вида слева).

На виде слева по заданным размерам m, e, h, a находим расположение

3-гранной призмы

Затем строим линии проекционной связи с главным видом, отмечаем размер к - 74

Главный вид 3-гранной призмы готов.

Остался вид сверху. Опускаем линии проекционной связи с главного и с вида слева на вид сверху. Достраиваем вид. Готово.

А, сейчас, начнется самое интересное.

Смотрим на вид сверху и находим точки пересечения призм.

точка 1 и 2 на пересечении ребра 3-гранной призмы с гранью шестигранной призмы;

точка 3 и 4 на ребрах 6-гранной и гранях 3-гранной призм;

точка 5 и 6 на пересечении граней 6-гранной и ребре 3-гранной призм.

Отметили все точки на виде сверху. Теперь спроецируем их на главный вид и на вид слева.

Для этого:

От точек 1 и 2 проводим линии связи на главный вид, при пересечении образуются точки 1 и 2 , затем линии связи на вид слева точка 1 и 2 .

Точка 3 на виде слева, линия связи на главный вид, при пересечении ребер и граней образуются точки 3 и 4 .

Почему нет точки 4 (невидима)

Точки 5 и 6 проводим линии связи на главный вид, при пересечении, ребер и граней образуются точки 5 и 6 .

На виде слева образовались еще 2 точки 7 и 8 проводим линии связи на главный вид, получились точки 7 и 8 .

Теперь имея все точки на главном виде, мы можем увидеть линию пересечения поверхностей призм.

Соединяем точки 1 и 3 ; 3 и 4; 4 и 2 ; - это линии видимые.

Соединяем точки 1 и 7 ; 7 и 5 ; 2 и 8 ; 8 и 6 - это линии невидимые

Имея данный чертеж, мы можем построить аксонометрическую проекцию данной фигуры.

После проекции - развертку, и только тогда собрать изделие или же макет.

6.Итог урока:

Как определяют точки пересечения на главном виде?

Как определяют точки пересечения на виде сверху?

Как определяют точки пересечения на виде слева?

Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразится на нем каждая вершина, ребро и грань предмета.

Читая чертеж, надо представить, изображение какой части предмета скрыто за каждой точкой, линией или фигурой.

7.Информация о домашнем задании

Параграф 3.7

Оценки и их анализ.



© 2010-2022