Конспект урока изо Гжель

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

(технологическая карта)

Учитель: Иванова Т.С.

Тема урока: Гжель.

Урок № 14

Тип урока: урок-исследование.

Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Черниговка

Дата проведения: 28.11.2014

Уровень: школьный

Цели урока:

Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа;продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

.Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с роспиью, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Личностные УУД:

Сформировать:

- уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение

Познавательные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Оборудование урока: 1 Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

2. Мультимедийная презентация. 3. Мультимедийный проектор. 4. Компьютер.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап


-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку.

действие смыслообразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места(Л)

2. Актуализация имеющихся знаний

- Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.

1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.

- Родина Каргопольской игрушки…

- Родина Филимоновской игрушки…

- Родина Дымковской игрушки…

- Профессия изготовления игрушек…

2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:

А) для забавы В) для продажи

Б) в качестве оберегов Г) для проведения обрядов

Д) для украшения интерьера дома

Слайд1

Конспект урока изо Гжель

Отвечают на вопросы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К)

3. Мотивация учебной деятельности.

Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.

И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок - исследование.

Слайд 2

Конспект урока изо ГжельРебята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Слайд 3

Конспект урока изо Гжель


Отвечают на вопрос









Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, составляют слово «Гжель»

Целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) (Р)

4. Целеполагание


- Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться?

- Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

Слайд 4

Конспект урока изо Гжель

А раз у нас урок - исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.

Слайд 5

Конспект урока изо Гжель

Отвечают на вопрос

Осознанно слушают

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели(Р)

структурирование знания(П)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К)

5.Формирование новых знаний

-Вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

Ребята, вы откройте свои таблицы, внимательно слушайте и заполняйте их.

(Сообщение - выступление ученицы о истории гжели)

Слайд 6

Конспект урока изо Гжель

Слушают и выполняют задания;


Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста (К)

6. Первичная проверка понимания

Проверка первой гипотезы

Слайд 6

Конспект урока изо Гжель

Подготовка к творческой работе.

Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы - это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет Савельева Эвелина

Слайд 7,8,9,10

Конспект урока изо Гжель

Конспект урока изо Гжель

Конспект урока изо Гжель

Конспект урока изо Гжель




Формулируют

задачи, которые предстоит решить на уроке


Осознанно слушают




Под руководством учителя выявляют место затруднения



Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников (К)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (Р)

Умение владеть монологической формой речи (К)

уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П)

7. Вкючение в систему знаний и повторений.

А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Слайд 11

Конспект урока изо Гжель Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.

-А теперь давайте посмотрим видеоролик о гжельской росписи





Участие в беседе

Смотрят видеоролик

Поиск и выделение необходимой информации

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей(П)

Физкультминутка

Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём: если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого - встанете и поднимите руки вверх:

заяц, небо, cнег, река, облако, зубы, василек, соль, колокольчик, волосы Мальвины, сахар, озеро, море, вата, гжель.

Выполняют упражнения

8. Творческая работа







Самостоятельная работа.







Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).

-Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

Дети выбирают шаблон по желанию)

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.

Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли что изделия гжели украшают наши дома.

Слайд 12,13

Конспект урока изо Гжель

Конспект урока изо Гжель

Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполнен в стиле гжельской росписи







Отвечают на вопросы

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости (П)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оценивание работ. Анализ работ.

Закрепление изученного

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Слайд 14

Конспект урока изо Гжель

Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Чему вы научились? (доказывать, исследовать)

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.


Отвечают на вопросы. Проверяют заполненные таблицы

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


© 2010-2022