- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа Рисунок с основами перспективы
Рабочая программа Рисунок с основами перспективы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахутина О.Н. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МоСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03
Рисунок с основами перспективы
Лыткарино 2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок с основами перспективы"
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
072501 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО "МОГКТЭП"
Разработчики:
Рахутина О.Н.- преподаватель спец.дисциплин ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП»
Рекомендована предметной цикловой комиссией дисциплин сервиса и дизайна протокол №________от___________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рисунок с основами перспективы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
072501 Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дизайна при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Реализовывать форму и выявить ее конструктивные и характерные особенности;
-
Передача конструктивных особенностей формы с учетом перспективы;
-
Выполнять стилизованную графику, выдержку единого стиля;
-
Правильно пользоваться законами композиции;
-
Использовать теоретические положения рисунка в профессиональной деятельности;
-
Применять изображения фигурок в композиции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
Правила построения плоских фигур на плоскости и в пространстве;
-
Правила построения объемных фигур с использованием тональных и конструктивных различий;
-
Правила построения различных форм с использованием линейной и воздушной перспективы;
-
Законы каллиграфии;
-
Конструкцию светотеней;
-
Приемы пропорционирования головы, деталей лица, фигуры и ее частей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 420 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 280 часов;
самостоятельной работы обучающегося 140 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
420
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
280
в том числе:
практические занятия
230
лекции
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
140
в том числе:
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины оп.03 рисунок с основами перспективы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Введение. Группы тел в пространстве
112
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Тема 1.1Рисование гипсовых геометрических фигур
Особенности рисования геометрических тел в пространстве.
Практическое занятие: рисование гипсовых геометрических фигур в различной композиции.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок геометрических тел в пространстве
2
8
6
Тема 1.2 Натюрморт из 3-х бытовых предметов
Особенности построения предметов быта и решение объема тоном, светом, полутоном, рефлексом.
Практическое занятие: рисование натюрморта из 3-х бытовых предметов
Самостоятельная работа студентов: закрепить в рисунке решение объема тоном светом и рефлексом
2
8
6
Тема 1.3 Натюрморт из 3-х предметов на фоне драпировки со складками
Особенности построения предметов быта на фоне драпировки со складками.
Практическое занятие: рисование предметов быта на фоне драпировки со складками
Самостоятельная работа студентов: выполнить в рисунке построение предметов быта на фоне драпировки со складками
2
12
6
Тема 1.4 Рисунок гипсовой розетки
Особенности рисования с натуры гипсовой розетки.
Практическое занятие: рисование гипсовой розетки.
Самостоятельная работа студентов: выполнить линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента
2
8
6
Тема 1.5 Рисунок гипсовой розетки на фоне драпировки со складками
Особенности построения композиции гипсовой розетки на фоне драпировки со складками.
Практическое занятие: рисование гипсовой розетки на фоне драпировки со складками.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок профильного сечения гипсовой розетки
4
12
6
Тема 1.6 Греческой вазы
Изучение конструктивных законов изображения Греческой вазы на плоскости.
Практическое занятие: рисование Греческой вазы.
Самостоятельная работа студентов: изучить законы конструктивного изображения Греческой вазы на плоскости и отработать их в рисунке.
2
12
8
Тема 1.7 Рисунок капители
Особенности рисования гипсовой капители.
Практическое занятие: рисование капители.
Самостоятельная работа студентов: закрепить особенности рисования капители на примере капители в карандаше.
2
8
8
Тема 1.8 Архитектурный фрагмент
Изучение перспективных особенностей рисования архитектурных фрагментов, переход от простого к сложному.
Практическое занятие: рисование архитектурного фрагмента.
Самостоятельная работа студентов: выполнить архитектурный фрагмент в карандаше используя метод от простого к сложному
4
12
2
Тема 1.9 Натюрморт в интерьере
Выполнение конструктивного объемного натюрморта в интерьере, форма предметов, пропорции, особенности изображаемых объектов.
Практическое занятие: рисование натюрморта в интерьере.
Самостоятельная работа студентов: выполнить эскиз интерьера своей квартиры в карандаше
2
10
6
Раздел 2. Гипсовая голова человека. Анатомия головы человека.
102
Тема 2.1 Гипсовый слепок губ
Особенности рисования гипсовых слепков.
Практическое занятие: рисование гипсового слепка губ
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок гипсового слепка губ
2
8
6
Тема2.2 Гипсовый слепок глаз
Особенности рисования гипсового слепка глаз.
Практическое занятие: рисование гипсового слепка глаз
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок гипсового слепка глаз по памяти
8
6
Тема2.3 Гипсовый слепок носа
Особенности рисования гипсового слепка носа.
Практическое занятие: рисование гипсового слепка носа
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок гипсового слепка носа по памяти
2
8
6
Тема2.4 Рисунок гипсовой обрубки
Особенности гипсовой обрубки.
Практическое занятие: рисование гипсовой обрубки.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок гипсовой обрубки в пропорциях.
8
6
Тема2.5 Рисунок черепа
Особенности рисования черепа.
Практическое занятие: рисование черепа
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок гипсового черепа.
8
6
Тема 2.6 Гипсовая голова (женская) Диана
Выполнение конструктивного построения гипсовой головы с учетом анатомических особенностей, светотеневая и полу тональная проработка форм головы на примере головы Дианы.
Практическое занятие: рисование гипсовой головы Дианы.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок полу тональной обработки головы Дианы по учебнику
4
12
6
Тема 2.7 Гипсовая голова (мужская) Сократ
Выполнение конструктивного построения гипсовой головы с учетом анатомических особенностей, светотеневая и полу тональная проработка форм головы на примере головы Сократа.
Практическое занятие: рисование головы Сократа.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок головы Сократа по учебнику
4
12
6
Тема 2.8 Гипсовая голова (женская) Венера
Выполнение конструктивного построения гипсовой головы с учетом анатомических особенностей, светотеневая и полу тональная проработка формы головы на примере головы Венеры.
Практическое занятие: рисование головы Венеры.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок головы Венеры по учебнику
2
8
6
Тема 2.9 Портрет живой головы человека
Конструктивные особенности рисования головы человека с натуры.
Практическое занятие: рисование портрета с натуры.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок живой головы человека с натуры кого-то из близких
4
12
6
Раздел 3. Фигура человека
66
Тема3.1 Рисунок кисти руки человека
Конструктивные особенности рисования кисти руки человека.
Практическое занятие: рисование кисти руки человека.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок кисти руки человека по учебнику
2
8
6
Тема3.2 Рисунок стопы ноги человека
Конструктивные особенности рисования стопы ноги человека.
Практическое занятие: рисование стопы ноги человека.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок стопы ноги человека с натуры
2
8
6
Тема 3.3 Рисунок скелета человека
Конструктивные особенности рисования скелета человека.
Практическое занятие: рисование скелета человека.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок скелета человека по учебнику
2
12
6
Тема 3.4 Рисунок живой фигуры человека
Особенности рисования объемного графического решения человека. Анатомические особенности строения фигуры, светотональное решение объема фигуры человека в пространстве, передача сходств, движения фигуры человека.
Практическое занятие: рисование живой фигуры человека.
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок живой фигуры человека с натуры
2
14
6
Тема 3.5 Набросок человека в различных движениях
Особенности наброска человека в различных движениях.
Практическое занятие: рисование наброска человека с различных движения\
Самостоятельная работа студентов: выполнить рисунок человека в различных движениях с натуры
2
14
8
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
-
Предметы быта на фоне гладкой драпировки
-
Драпировка со складками
-
Фрагмент интерьера
-
Рисунок экорше
-
Рисунок гипсового слепка носа
-
Рисунок гипсового слепка уха
-
Рисунок фигуры человека
-
Наброски фигуры человека
140
Контрольные вопросы по материалам разделов:
Раздел 1.
-
Что такое натюрморт.
-
Что означает термин «закомпоновать»
-
Как решается пространство в натюрморте.
-
Назвать этапы последовательности рисунка.
-
Как передать материал драпировки.
-
Как передать материал бытовых предметов.
-
Этапы ведения рисунка гипсовой розетки.
-
Этапы ведения рисунка капители.
-
Как строятся фрагменты интерьера.
-
Что такое линия горизонта. Точка схода для интерьера.
Раздел 2
-
Последовательность выполнения рисунка черепа.
-
Этапы работы рисунка экорше.
-
Зачем нужно знать пластическую анатомию головы.
-
В чем заключается различие при выполнении рисунка живой и гипсовой головы.
-
Какие качества определяют целостность изображения.
-
С помощью каких выразительных средств определяется объем головы.
-
С чего начинается построение фигуры человека.
-
Отличие наброска фигуры человека от длительной постановки.
-
Какие графические материалы можно использовать при выполнении набросков.
Раздел3
-
Что вы знаете об анатомических пропорциях фигуры человека.
-
С чего начинается построение фигуры человека.
-
Как появляются возрастные изменения в облике фигуры человека.
-
Отличие наброска фигуры человека от длительной постановки.
-
Какие графические материалы можно использовать при выполнении набросков.
Всего:
420
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по рисунку с основами перспективы.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером;
-
комплект учебно-наглядных пособий - гипсовые фигуры;
-
принтер;
-
мольберты
-
учебники с заданиями по практическим работам
-
комплект учебников
Технические средства обучения:
-
телевизор;
-
видеопроигрыватель;
-
DVD;
-
диски с видеофильмами, кассеты с тематикой по рисунку с основами перспективы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Аксепов Н.А. Рисунок Москва 2010г
-
Михайлов Д. Школа изобразительного искусства Москва 2009г
-
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись Москва 2010г
Дополнительные источники:
-
Тихонов С.В. Рисунок Москва 2001г.
-
Дейнека А.А Учись рисовать 2002г.
-
Кузин В.С. Наброски и зарисовки 2002г.
-
Интернет-ресурсы
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-
Реализовывать форму и выявлять ее конструктивные и характерные особенности;
-
Передавать конструктивные особенности формы с учетом перспективы;
-
Выполнять стилизованную графику, выдержку единого стиля;
-
Правильно пользоваться законами композиции;
-
Использовать теоретические положения рисунка в профессиональной деятельности.;
-
Применять изображения фигур в композиции.
Знать:
-
Правила построения плоских фигур на плоскости и в пространстве;
-
Правила построения объемных фигур с использованием тональных и конструктивных различий;
-
Правила построения различных форм с использованием линейной и воздушной перспективы;
-
Закон колиграфии;
-
Конструкцию светотеней;
-
Приемы пропорционироания головы, деталей лица, фигуры и ее частей.
Текущий контроль:
-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине(ежедневно)
Промежуточный контроль:
-зачет.
Итоговый контроль:
-экзамен.
Выполнение эскизов и тестирование
Разработчики:
ГБОУ СПО МО "МОГКТЭП" преподаватель О.Н. Рахутина