Программа кружка Изобразительное искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


И мир, где было все мертво,

Задышит и придет в движенье,-

Лишь стоит брызнуть на него

Живой водой воображения.


Программа «Изобразительное искусство» предназначена для детских объединений художественно - эстетической направленности. Программа является модифицированной, разработана на основе общеобразовательной программы под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, дополненая материалами учебных пособий: «лепка в начальных классах» Н.М. Конышева, «Декоративно-прикладное творчество» Н.М.Никоненко, «Игрушки и поделки из бумаги» В.В.Выгонов, «Оригинальные картины из зерна» В.А.Кейлин, С.Е.Червинко, Д.М. Гаравская, А.А. Пицык, «Уроки развития воображения» А.Цукарь, «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» В.П.Копцев, «100 поделок из бумаги» Г.И.Долженко, «207 лучших подарков своими руками» О.В.Белякова, «Природные дары для поделок и игры» М.И. Нагибина, «Забавные фигурки. Модульное оригами» Т.Проснякова.

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творчески ее способности, заложенные в ребенка с рождения.

Актуальностью программы является духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Так же данная программа помогают личности открыть в себе творческие способности, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Цели: формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Отсюда вытекают задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству мастеров разных поколений, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

- развивать коммуникативные способности детей;

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

Отличительные особенности программы: основа программы - это умение работать с различными материалами. Программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей.

Возраст детей: 9-13лет

Сроки реализации: программа 1 года обучения «ИЗО»

Режим реализации программы: программа рассчитана на 144 часов- 4 часов в неделю (2 занятия по 2 часа).

Количество учеников в объединении - 12-16 чел.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- инструменты и материалы;

- условные обозначения;

- способы работы с разнообразными материалами;

- техники складывания, склеивания, лепки, резки, нанесения краски;

- основы цветоведения;

- последовательность изготовления изделий;

- самостоятельно составлять композиции;

- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.

- навыки художественной работы в различных видах искусства;

- возможности художественных материалов

- образный язык искусства

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с клеем, ножницами, циркулем,

- правильно читать условные обозначения;

- подбирать материалы для изготовления предмета;

- выполнять основные элементы и узоры;

- правильно соединять элементы между собой;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- создавать самостоятельно различные элементы и изделия;

- выполнять заключительную отделку готовых изделий.

- фантазировать, воображать, проявлять их в художественной деятельности;

- определять различные виды и жанры изобразительного искусства, декоративно- прикладного творчества;

- уметь составлять самостоятельную композицию;

- наблюдать, оценивать, анализировать окружающий мир глазами художника;

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Формы подведения итогов: По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу, проводится тестирование или игровая викторина. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках и конкурсах городского и республиканского уровня. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.







Учебно-тематический план

1-ой год


п/п


Разделы и темы

Количество часов

Форма контроля

всего

из них

теоретические

практические

1.

Введение.

2

2

-

Игра «Ниточка»

2.

Работа с графическими материалами

20

8

12

Тест, выставка

3.

Природные материалы (крупой)

20

8

12

Конкурс, выставка

4.

Поделки из спичек

24

10

14

Конкурс, выставка

5.

Лепка

18

8

10

Выставка

6.

Бумагопластика

20

8

12

Викторина, выставка

7.

Изонить

18

6

12

Кроссворд

8.

Работа с красками

20

10

10

Тест

Обобщающий урок

2

2

-

Игра «В мире творчества»

Итого

144

62

82




Содержание программы:

1-ой год

I. Введение.

Теоретическое занятие: Знакомство с историей возникновения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности.

Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы работы с ними. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

II. Работа с графическими материалами.

Теоретическое занятие: Знакомство с возникновением «Графики» как одного из видов изобразительного искусства. Способы работы с карандашом. Линия - как основа изображения. Способы работы с карандашом. Силуэт. Способы работы с сангиной и углем. Прочерчивание и растирание. Способы работы с пастелью.

Практическое занятие: Работа с линиями. Работа с пятном, изображение силуэтов. Копирование настенной росписи каменного века. Изображение осеннего пейзажа.

III. Природные материалы (крупой)

Теоретическое занятие: Знакомство с природными материалами и способами работы с ними. Знакомство с листьями, семенами, видами цветов. Знакомство с крупами и способами работы с ними. Знакомство с царством леса. Способы работы с желудями и шишками. Необычные овощи. Работа с перьями и яичной скорлупой. Конкурс «Самая лучшая осенняя композиция»

Практическое занятие: Создание композиций из листьев, семян, различных видов цветов. Изготовление вазы. Изготовление жителей из овощей, плодов деревьев. Изготовление «Петушка»

IV. Поделки из спичек

Теоретическое занятие: Технология изготовления изделий из спичек. Просмотр наглядностей. Работа со схемами. Последовательность изготовления коллективной работы «Деревня». Изучение схемы «колодец». Изучение схемы «Изба». Изучение схем «Забор», «Лодка», «Лошадь», «Вилы», «Лопата», «Коса», «Лестница». Конкурс «Лучший двор на деревне»

Практическое занятие: Изготовление коллективной работы «Деревня»

V. Лепка

Теоретическое занятие: История появления лепки, как одного из способов изображения в объеме. Примеры лепки в разных материалах. Знакомство с пластилином и способами работы с ним. Знакомство с соленым тестом. Изучение схем изготовления животных из теста. Знакомство с глиной. Виды глины. Способы работы с глиной. Знакомство с глиняными игрушками: филимоновская, каргапольская, дымковская. Защита лучшей работы каждого учащегося.

Практическое занятие: Изготовление «корзины с фруктами». Изготовление животных из теста. Изготовление «дымковской игрушки»

VI. Бумагопластика

Теоретическое занятие: Основы технологии работы с бумагой. Изучение схем работы в технике «квилинг». Изучение схемы «Цветок». Изучение способов создания объемной работы в технике сгибания пол линии. Изучение схемы «крокодил». Изучение схемы работы в модульном оригами. Изучение схем «бабочка» и «пингвиненок». Викторина «я и искусство»

Практическое занятие: Изготовление «цветка». Изготовление «крокодила». Изготовление «бабочки» и «пингвиненка».

VII. Изонить

Теоретическое занятие: Техника «изонить». Изучение схем работы с ниткой. Повторение основных приемов работы с ниткой. Изучение схемы «одуванчик»

Практическое занятие: Изготовление простых элементов в технике «изонить». Изготовление геометрического узора. Изготовление «одуванчика».

VIII. Работа с красками

Теоретическое занятие: Знакомство с различными видами красок (акварель, гуашь, темпера, масляные и т.д.). Способы работы с красками. Лессировка. Техника нанесения слоев. Монотипия. Техника работы. Основа работы с гуашью. Тест по разделу «работа с красками».

Практическое занятие: Упражнение на нанесение слоев. Рисование «Яблока». Упражнение на развитие фантазии в технике монотипия. Самостоятельная работа на свободную тему.

IV Обобщающий урок

Теоретическая часть: Игра «В мире творчества»




































Методическое сопровождение

1-ой год


№ п/п

Наименование раздела, темы

Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.)

Дидактический, наглядный материал (тесты, карточки, вопросники)

ТСО

1.

Введение.

Игра «Ниточка»

Схемы, наглядные изделия, книги

-

2.

Работа с графическими материалами

Классическая (объяснение выполнение заданий)

Схемы, наглядное исполнение, карточки с заданиями

Презентация «Графические материалы»

3.

Природные материалы (крупой)

Классическая (объяснение выполнение заданий), Конкурс «Самая лучшая осенняя композиция»


Схемы, наглядное исполнения, наглядные изделия

Презентация «Дары природы»

4.

Поделки из спичек

Классическая (объяснение выполнения работы), Конкурс «Лучший двор на деревне»


Наглядные изделия, схемы, наглядные изделия, иллюстрации книг, наглядное исполнение

Презентация «Деревня»

5.

Лепка

Классическая (объяснение выполнение заданий)

Наглядности в виде плакатов, изделий

Презентация «история лепки»

6.

Бумагопластика

Классическая (объяснение выполнение заданий), Викторина «я и искусство»

Работы детей

Презентация «способы работы с бумагой»

7.

Изонить

Классическая (объяснение выполнение заданий)

Схемы работы в технике «изонить», книги.

Презентация «Изонить»

8.

Работа с красками

Тест «работа с красками»

Схемы, наглядности

Презентация «Виды красок»

9.

Обобщающий урок

Игра «В мире творчества»

Работы детей







































Список литературы:

Список литературы для учителя:


  1. Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009.

  2. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

  4. Кабаченко С. Поделки из спичек. М.: Эксмо, 2008.

  5. Кейлина В.А., Червинко С.Е. Гаравская Д.М., Пицык А.А. Оригинальные картины из зерна. М.: Контэнт. 2009.

  6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.

  7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

  8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль.: Академия развития, 1997.

  9. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  10. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

  11. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.

Список литературы для ученика:


  1. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

  2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

  3. Кабаченко С. Поделки из спичек. М.: Эксмо, 2008.

  4. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

  5. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.













Пояснительная записка


Программа «Изобразительное искусство» предназначена для детских объединений художественно - эстетической направленности. Программа является модифицированной, разработана на основе общеобразовательной программы под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, дополненая материалами учебных пособий: «лепка в начальных классах» Н.М. Конышева, «Декоративно-прикладное творчество» Н.М.Никоненко, «Игрушки и поделки из бумаги» В.В.Выгонов, «Оригинальные картины из зерна» В.А.Кейлин, С.Е.Червинко, Д.М. Гаравская, А.А. Пицык, «Уроки развития воображения» А.Цукарь, «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» В.П.Копцев, «100 поделок из бумаги» Г.И.Долженко, «207 лучших подарков своими руками» О.В.Белякова, «Природные дары для поделок и игры» М.И. Нагибина, «Забавные фигурки. Модульное оригами» Т.Проснякова.

Цели: формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Отсюда вытекают задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству мастеров разных поколений, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

- развивать коммуникативные способности детей;

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

Возраст детей: 9-13лет

Сроки реализации: программа 1 года обучения «ИЗО»

Режим реализации программы: программа рассчитана на 144 часов- 4 часов в неделю (2 занятия по 2 часа).

Формы подведения итогов: По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу, проводится тестирование или игровая викторина. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках и конкурсах городского и республиканского уровня. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.
















































Учебно-тематический план

1-ой год


п/п


Разделы и темы

Всего часов

Теория (кол.час)

Содержание

Практика (кол.час)

Содержание

1.

Введение.

Знакомство с ИЗО и ДПИ

2

1

2

1

История возникновения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Виды и жанры изобразительного искусства. Виды декоративно-прикладного творчества.

-

-

Инструменты и материалы. ТБ.

1

1

Инструменты и материалы, основные приемы. ТБ. Уход за готовым изделием. Игра «Ниточка».

-

2.

Работа с графическими материалами Графика

20

2

8

2

Знакомство с возникновением «Графики» как одного из видов изобразительного искусства.

12

-

Карандаш

4

1

Способы работы с карандашом. Линия - как основа изображения.

3

Работа с линиями

Тушь

4

1

Способы работы с карандашом. Силуэт.

3

Работа с пятном (силуэт)

Сангина и уголь

4

1

Способы работы с сангиной и углем. Прочерчивание и растирание.

3

Копирование настенной росписи каменного века

Пастель

4

1

Способы работы с пастелью.

3

Изображение осеннего пейзажа

Итоговое занятие по разделу

2

2

Тест. Выставка лучших графических работ

-

3.

Природные материалы

Волшебный мир природы

20

2

8

2

Знакомство с природными материалами и способами работы с ними.

12

-

Листопадия и цветочная страна

4

1

Знакомство с листьями, семенами, видами цветов.

3

Создание композиций из листьев, семян, различных видов цветов.

Царство круп и рожков

4

1

Знакомство с крупами и способами работы с ними

3

Изготовление вазы

Царство леса и спелых плодов

4

1

Знакомство с царством леса. Способы работы с желудями и шишками. Необычные овощи.

3

Изготовление жителей из овощей, плодов деревьев.

Лебединое озеро

4

1

Работа с перьями и яичной скорлупой.

3

Изготовление «Петушка»

Выставка «Осенняя страна»

2

2

Конкурс «Самая лучшая осенняя композиция»

-

4.

Поделки из спичек

Поделки из спичек

24

2

10

2

Технология изготовления изделий из спичек. Просмотр наглядностей. Работа со схемами. Последовательность изготовления коллективной работы «Деревня».

14

-

«Колодец»

4

1

Изучение схемы «колодец»

3

Изготовление «Колодца»

«Изба»

8

2

Изучение схемы «Изба».

6

Изготовление «Избы».

«Быт крестьянина»

8

2

Изучение схем «Забор», «Лодка», «Лошадь», «Вилы», «Лопата», «Коса», «Лестница»

6

Изготовление «Забора», «Лодки», «Лошади», «Вил», «Лопаты», «Косы», «Лестницы»

«Деревня»

2

1

Повторение изученной схемы «Деревня»

1

Изготовление коллективной работы «Деревня»

Выставка «Деревня»

2

2

Подведение итогов раздела. Конкурс «Лучший двор на деревне»

-

5.

Лепка.

Лепка в разных материалах

18

2

8

2

История появления лепки, как одного из способов изображения в объеме. Примеры лепки в разных материалах.

10

-

Работа с пластилином

4

1

Знакомство с пластилином и способами работы с ним.

3

Изготовление «корзины с фруктами»

Работа с тестом

4

1

Знакомство с соленым тестом. Изучение схем изготовления животных из теста.

3

Изготовление животных из теста

Работа с глиной

6

2

Знакомство с глиной. Виды глины. Способы работы с глиной. Знакомство с глиняными игрушками: филимоновская, каргапольская, дымковская.

4

Изготовление «дымковской игрушки»

Заключительное занятие раздела «Лепка»

2

2

Выставка работ раздела. Защита лучшей работы каждого учащегося.

-

6.

Бумагопластика

Основы технологии работы с бумагой.

20

2

8

2

Основы технологии работы с бумагой.

12

-


Квилинг

4

1

Изучение схем работы в технике «квилинг». Изучение схемы «Цветок»

3

Изготовление «цветка»


Сгибание

4

1

Изучение способов создания объемной работы в технике сгибания пол линии. Изучение схемы «крокодил»

3

Изготовление «крокодила»


Модульное оригами

8

2

Изучение схемы работы в модульном оригами. Изучение схем «бабочка» и «пингвиненок»

6

Изготовление «бабочки» и «пингвиненка»


Итоговое занятие раздела «бумагопластика»

2

2

Викторина «я и искусство»

-

7.

Изонить

Рисунок нитью

18

4

6

2

Техника «изонить». Изучение схем работы с ниткой.

12

2

Изготовление простых элементов в технике «изонить»

Геометрический узор

6

2

Повторение основных приемов работы с ниткой.

4

Изготовление геометрического узора

«Одуванчик»

8

2

Изучение схемы «одуванчик»

6

Изготовление «одуванчика»


Работа с красками

Работа с красками

20

2

10

2

Знакомство с различными видами красок (акварель, гуашь, темпера, масляные и т.д.). Способы работы с красками.

10

-

Лессировка

6

2

Лессировка. Техника нанесения слоев.

4

Упражнение на нанесение слоев. Рисование «Яблока»

Монотипия

4

2

Монотипия. Техника работы.

2

Упражнение на развитие фантазии в технике монотипия.

Гуашевая многослойность

6

2

Основа работы с гуашью

4

Самостоятельная работа на свободную тему

Итоговое занятие года

2

2

Тест по разделу «работа с красками».

-


Обобщающий урок

2

2

Игра «В мире творчества»

-


Итого

144

62


82




















Список литературы:

Список литературы для учителя:


  1. Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009.

  2. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

  4. Кабаченко С. Поделки из спичек. М.: Эксмо, 2008.

  5. Кейлина В.А., Червинко С.Е. Гаравская Д.М., Пицык А.А. Оригинальные картины из зерна. М.: Контэнт. 2009.

  6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.

  7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

  8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль.: Академия развития, 1997.

  9. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  10. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

  11. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.

Список литературы для ученика:


  1. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. М.: Дом МСП, 2007.

  2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.

  3. Кабаченко С. Поделки из спичек. М.: Эксмо, 2008.

  4. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

  5. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.














© 2010-2022