Педагогическое Эссе педагога ДХШ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое эссе


Богатырева Наталья Владимировна,

преподаватель МБОУ ДОД

«Детская художественная школа» г. Югорска



Найди себе любимое дело,

и тебе больше никогда

не придется трудиться.

Конфуций


Когда-то я прочла эту фразу и сразу поняла, что вся моя жизнь будет связана с творчеством и детьми. Что может быть прекрасней, чем мир искусства? С раннего детства я познавала мир звуков, обучалась игре на фортепиано и гитаре, осваивала первые уроки изображения, училась создавать прекрасное своими руками.

После окончания школы я поступила учиться в техникум по специальности техник- архитектор. Получив знания о мире архитектуры, о гармонии и красоте я пришла работать в школу учителем изобразительного искусства. Это был мой мир радостного общения с учениками. Хотелось делиться знаниями, удивлять и вовлекать детей в атмосферу творческого общения. Я видела широко раскрытые от удивления детские глаза, благодарность и улыбки на лицах учеников, их желание больше знать о мире искусства и заниматься художественной деятельностью.

Для того чтобы изучить психологию ребенка, особенности его развития, изучить уже имеющийся опыт преподавания - я поступила учиться в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильский государственный педагогический институт». Во время обучения я поняла, что сделала правильный выбор.

В своей педагогической практике я стремлюсь обучать и воспитывать детей так, чтобы изобразительное творчество было естественным состоянием каждого, способствую развитию образного восприятия цвета и постижению языка художественной выразительности живописи, ее законов и т.д. С каким восторгом и радостью учащиеся воспринимают богатство красок и красоту окружающего мира. Какие необыкновенные таланты хранит в себе детская душа! Для меня важно понять мир ребенка, помочь ему выразить свое внутренне состояние и настроение, развить понимание своего собственного видения прекрасного и отношения к окружающему миру.

В своей педагогической практике я занимаюсь обучением детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Используя разнообразные педагогические приемы, я создаю на уроке атмосферу творческого общения с детьми, в которой возникает возможность самопознания и свободного самовыражения, помогаю обучающимся совершать эти открытия. Для меня важным является включение ребенка в собственный исследовательский поиск на уроках через использование приёмов и методов проблемного обучения, информационных технологий, личностно-ориентированного обучения.

Любой процесс познания, в том числе и изобразительная деятельность начинается с ощущения и восприятия. Поэтому свою работу по развитию изобразительных умений начинаю с наблюдений. В процессе наблюдения за цветами с детьми подготовительной группы мы любуемся разнообразием их строения и окраски, выразительностью и изяществом прожилок, вдыхаем их аромат, касаемся шелковистых лепестков. Рассматривая и сравнивая лепестки с листьями деревьев и перьями птиц, мы находим большое сходство и восхищаемся, с каким совершенством они созданы природой.

Образы цветов, созданные детьми нетрадиционными приёмами, получились интересными, разнообразными и что главное индивидуальными. Использование изобразительных возможностей знакомых природных материалов, а именно пёрышек и листиков помогло нам избежать условно-стереотипных изображений. Удачный результат вызывал у детей желание создавать новые работы, а это программирует их на успех. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов и идей.

В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

Ведущим принципом современной государственной политики в сфере образования является адаптивность системы образования к уровню развития и способностям ребенка.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - сложная педагогическая проблема. Сегодня это вопрос, государственной важности и радует то, что наше образование в целом обозначило себе данную проблему, как одну из важнейших и первостепенных. При правильной организации обучения эти дети могут достичь довольно высокого уровня развития. Совместной задачей всех учреждений основного и дополнительного образования является сформировать их как полноценных, социально-активных граждан нашего общества.

В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и повышения качества услуг в сфере художественного образования, я использую на уроках методы арт-терапии.

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия. Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, - мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией. Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.

Данная методика нацелена на создания комфортных условий жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование комплексной реабилитации инвалидов; максимальное развитие творческого потенциала таких детей с целью их подготовки к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия и возможность их последующей профессиональной занятости.

Трудно переоценить значение творчества для формирования и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Доказано, что искусство обладает способностью исцелять, как духовно, так и физически.
Оно помогает приобрести положительный опыт в самоуважении и самопринятии, укрепляет чувство собственного достоинства. Постепенно корректируется образ «Я», деформация которого вызвана психотравмирующим характером заболевания. Когда ребенок созидает - болезнь отступает.

У меня в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, и я с большой любовью раскрываю перед ними яркий красочный мир искусства посредством арт-терапии. Это особые дети, им все порой дается нелегко, но как они радуются своим успехам и достижениям.

Работать с такими детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один - снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, которые встречаются на их пути. А группа окружающих сверстников всегда их поддерживает, дает возможность удовлетворить потребность в общении, в обсуждении любых проблем и трудностей, учит учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность или сдерживаться.

Я стараюсь детей с ограниченными возможностями как можно больше задействовать в организации выставочной деятельности, чтобы они видели результаты своего творческого труда, чтобы их по достоинству оценили окружающие (зрители), и чтобы их достижениями могли гордиться родители. Детей с отклонениями в здоровье часто привлекаю к участию в конкурсах различной направленности, они с удовольствием выполняют композиции, рисунки, лепят из пластилина, делают поделки из нетрадиционного материала и мы отправляем эти работы на фестивали и конкурсы. Награды (дипломы победителей, призеров, а порой и просто участников конкурсов) радуют всех, но особенно детей, их глаза светятся радостью от преодоления барьеров своего здоровья. Рады их успехам и родители, ведь они шаг за шагом вместе с педагогами помогают им преодолевать эти трудности. А я как педагог радуюсь, что смогла раскрыть перед ними этот многогранный мир искусства, горжусь нашими совместными достижениями и надеюсь, что полученные в нашей школе навыки помогут данным детям в их профессиональном самоопределении и в дальнейшей самостоятельной жизни. Я буду стараться дарить им эту радость творчества.

Я часто задаю себе вопрос: « Чего ждут от меня мои маленькие художники? Чем я могу их удивить? Что нового, интересного для них рассказать?». И отвечаю сама себе: «Мои учащиеся ждут от меня увлекательных встреч с миром искусства, новых знаний, новых форм и приемов работы с различными изобразительными материалами, новых открытий и путешествий». И это побуждает меня к поиску и творчеству. Так будет всегда!!!

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Педагогическое Эссе педагога ДХШ Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита...

Она везде, где красота».

И. Бунин.




30.09.2014 _____________ Богатырева Наталья Владимировна

Богатырева Н.В., МБОУ ДОД «Детская художественная школа», г. Югорск

© 2010-2022