- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по изобразительной деятельности для 3 класса по теме «Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»
Урок по изобразительной деятельности для 3 класса по теме «Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Янковская Е.В. |
Дата | 30.08.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
открытого урока по изобразительной деятельности
«Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»
Янковская Екатерина Витальевна, преподаватель
высшей квалификационной категории
по изобразительной деятельности
Отделение: художественное
Специальность: ИЗО
Преподаватель: Янковская Екатерина Витальевна
Учащиеся: 3 класс (декоративно-прикладное искусство)
Тема: «Роспись матрешки, особенности цветовой
перцепции национальных орнаментов народов
Поволжья»»
Цель: Формирование перцепции цвета в национальном
костюме
Задачи урока:
-
Обучение умению видеть характерные средства художественной выразительности в матрешках (Сергиев Посад, Семенов, Полхов - Майдан).
-
Научить находить гармоничное цветовое решение национального костюма.
-
Связать знания о орнаменте национального костюма с росписью матрешки в национальном костюме Поволжья.
-
Развивать навыки кистевой росписи.
-
Развивать умение высказывать оценочные суждения.
Оборудование:
-
Наглядные материалы: проектор, материал, ноутбук, карта Самарской области, матрешки, наглядные материалы: «Матрешки России», «Этапы росписи матрешки».
-
Практические материалы: заготовка матрешки, гуашь, кисти, палитра, простые карандаши, стерка, тряпочка.
-
Зрительный ряд: слайд-шоу «История матрешки», «Основы национального населения Поволжья», «Татарский костюм».
-
Музыкальный ряд: музыка народов Поволжья - русская, татарская, мордовская.
План урока:
-
Вводная часть (введение в тему - 3 мин.).
-
Основная часть (15 мин.)
- История матрешки;
- Особенности национального костюма Поволжья (русский, мордовский, татарский).
III. Практическая часть (17 мин.)
- Самостоятельная работа учащихся
IV. Заключительная часть (5мин.)
- Выставка работ, обсуждение;
- Игра «Угадай-ка»;
- Домашнее задание.
Ход урока
-
Введение в тему
Добрый день!
Проверка явки учащихся на урок и готовности к уроку (организация рабочего места).
Преподаватель: Все учащиеся готовы, и, я готова! Посмотрите, что у меня в руках? (показываю матрешку).
Учащиеся: Матрешка!
Преподаватель: А, посмотрите, какая у меня матрешка - нарядная, яркая, какой орнамент, цвет! Посмотрите - это какой костюм у матрешки?
Учащиеся: Русский костюм!
Преподаватель: А в чем его отличие от других костюмов?
Учащиеся: В орнаменте: Рубаха - женская (прямое полотно, вставка, расширяющая верхнюю часть рукава), форма рукава (прямые или суживающиеся к кисти, свободные или собранные под широкой, украшенной кружевами манжетами); Косоворотка - мужская рубаха с застежкой на груди, смещенной влево. Картуз - мужской головной убор с козырьком. Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. Кокошник - «кокош» (обозначающий курицу или петуха) - головной убор для замужних женщин (и «сорока» - для девушек) косынки, где хвост и два крыла. И в цвете: красный, оранжевый, зеленый.
Преподаватель: И мы сегодня будем заниматься росписью матрешки в русском национальном костюме. Рассматривая особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья, мы определяем тему сегодняшнего урока.
На предыдущих уроках мы с вами нарисовали эскиз орнамента на бумаге и перенесли в карандаше на матрешку. Сегодня этот эскиз мы будем выполнять в цвете, найдем гармоничное цветовое решение, будем продолжать развивать навыки кистевой росписи, находить отличие восприятие цвета в национальных костюмах.
-
Основная часть урока
Преподаватель: Ребята, скажите, а когда появилась первая матрешка?
Учащиеся: в XIX веке в России.
Преподаватель: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
1.История матрешки (слайд-шоу)
Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в т90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии (художник Малютин).
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представляя собой множество вставленных друг в друга фигурок Японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка.
А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Первые матрешки, которые выпускались артелью «Детское воспитание» хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.
На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появилось и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешки. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети. Рисовали чистыми яркими цветами. В основном, русские матрешки изображали девушек: в русских сарафанах и платьях, с корзиной, цветами и т.д.
Вскоре, появились еще несколько центров матрешечного дела: в г.Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Мадан.
У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Чем больше матрешка - тем крупнее цветы в букете. Основной цвет - красный, черный контур. На голове - традиционный платок.
Преподаватель: Ребята! Когда мы делали эскизы орнамента матрешки, то вы получили задание «найти стихотворение про Семеновскую матрешку». Кто может представить свою домашнюю работу?
Учащиеся: У семеновских матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки
Нарумяненные щечки
(ученик-Илья)
Преподаватель: Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по характерному цветку, малиновому цвету. И кудряшки на голове. А вот, Надя, расскажет стихотворение про Полхов-Майданскую матрешку.
Учащиеся: Взял я в руки кисть и краски
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписан под Полховский Майдан.
Как и сто лет назад, теперь рисуют целыми семьями. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Мастерицы расписываю без предварительного рисунка, расписывают в основном гуашью, реже акварелью или тепмерой. А в дореволюционное время использовали масло, на советских фабриках - анилиновые краски. После покрывают лаком, под слоем лака краски приобретают особую яркость.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благородное. Что, если попробовать расписать матрешку используя традиционные орнаменты народов Поволжья. Ваша матрешка будет единственной в мире.
2. Основу многонационального населения Поволжья (слайд-шоу) составляют башкиры, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши. Культура и искусство населения Поволжья формировалась в течение нескольких столетий. Особенно ярко близость проявилась в одежде и способах украшения тканей, в орнаменте, традиционный орнамент - геометрический.
Выполнялась вышивка в основном шерстяными и шелковыми нитками, окрашивались они в домашних условиях растительными красками - листьями молодых яблонь, чертополохом, мареной и др. Растительные красители давали мягкие глубокие тона. Однако, несмотря на схожесть вышивок, каждая национальная группа имела свои отличительные черты.
Рассмотрим на примере русских, мордовских, татарских вышивок Поволжья.
Преподаватель: Учащиеся подготовили реферат по группам. Давайте посмотрим, как они их подготовили?
Учащийся: Катя представляет свой реферат «О русском национальном костюме» (под музыкальное сопровождение русской народной музыки, слайд-шоу).
Преподаватель: Молодец, хорошо. А про мордовский национальный костюм нам расскажет Лариса.
Учащийся: Лариса под музыкальное сопровождение мордовской национальной музыки (слайд-шоу) представляет историю мордовского национального костюма.
Преподаватель: И, давайте послушаем Ульяну про Татарский национальный костюм
Учащийся: (под музыкальное сопровождение, слайд-шоу) Ульяна рассказывает про Татарский национальный костюм.
Преподаватель: А теперь, на основе увиденного, мы с вами поиграем в игру: «Составь матрешку», в русском, татарском, мордовском орнаменте (выходят Надя, Ира, Илья). В этой игре мы и узнаем, как вы запомнили орнамент каждой национальности.
Вопросы для беседы:
-
Какой орнамент использовали в вышивке? (растительный орнамент, геометрический).
-
Какие цвета использовались в вышивке (Татарский - голубой, зеленый, бордовый, желтый. Мордовский - темно красный, желтый, зеленый. Русский - красный, оранжевый, зеленый).
Оценка преподавателя (молодцы, хорошо, все запомнилм, правильно ответили на вопросы).
-
Практическая часть
Вы уже знаете особенности национальных вышивок, цветовое решение орнамента. Сейчас и вы поработаете в цвете над орнаментом в матрешке. На предыдущих уроках вы уже рисовали эскиз, а теперь мы соединяем все вместе в одну композицию.
Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:
-
Организация рабочего места;
-
Соблюдение правил техники безопасности;
-
Качество и правильность выполнения орнамента на матрешке.
-
Заключительная часть
Преподаватель: Я вижу, что вы уже закончили свои работы, давайте мы посмотрим матрешки, которые выставлены на столе. Какие интересные матрешки получились. Скажите, ребята, какие отличительные особенности в каждой матрешке?
Учащиеся: Дают характеристику отличительных особенностей представленных на выставку матрешек.
Преподаватель: А теперь, давайте поиграем в игру - «Угадай-ка».
Выходят все учащиеся класса: нужно расположить цвет по национальным цветам костюма.
Преподаватель: Рассаживаемся по местам и послушайте домашнее задание:
- найти особенности национальных костюмов других народов Поволжья.
Спасибо, все молодцы!
Самоанализ урока
Проведенный открытый урок, показал решение всех обозначенных задач на уроке преподавателем, которые позволяют достигнуть поставленную цель урока и отвечают заданной теме урока.
Учащиеся на уроке проявляли заинтересованность, увлеченность. В достаточной мере владеют навыками кистевой росписи, хорошо умеют высказывать оценочные суждения, находят гармоничное цветовое решение национального костюма, могут связать знания об орнаменте национального костюма с росписью матрешки в национальном костюме Поволжья, смогут увидеть характерные средства художественной выразительности в матрешках (Сергиев-Пасад, Семенов, Полхов-Майдан).
Структура данного урока соответствовала его типу, поскольку соблюдался принцип: от простого - к сложному. Использование наглядного материала, слайд-шоу, рефераты учащихся, игры с детьми, также способствовали достижению цели урока. На уроке учитывалось настроение учащегося, самочувствие и физиологические особенности. Распределение времени на уроке было логичным.
Хороший контакт преподавателя с учащимися способствовал созданию положительного эмоционального фона и положительной психолого-педагогической атмосферы на уроке.
Следует отметить, что в уроке принимали участие дети с ограниченными физиологическими возможностями (ДЦП - Лена и Саша). Представленные формы, методы и приемы на уроке позволяют дать оценку повышения уровня личностно ориентированного, практико-деятельностного подхода ко всем участникам образовательного процесса ДШИ «Форте».