• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по изобразительной деятельности для 3 класса по теме «Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»

Урок по изобразительной деятельности для 3 класса по теме «Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»

"Методическая "разработка "открытого "урока "по "изобразительной "деятельности «"Роспись "матрешки, "особенности "цветовой "перцепции "национальных "орнаментов "народов "Поволжья».   "Учащиеся "3-"го "класса "ДШИ.  "Цель "урока: "формирование "перцепции "цвета "в "национальном "костюме.  "Задачи "урока:  "обучение "умению "видеть "характерные "средства "художественной "выразительности "в "матрёшках  "научить "находить "гармоничное "цветовое "решение "национального "костюма   "В "методическую "ра...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

открытого урока по изобразительной деятельности

«Роспись матрешки, особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья»

Янковская Екатерина Витальевна, преподаватель

высшей квалификационной категории

по изобразительной деятельности

Отделение: художественное

Специальность: ИЗО

Преподаватель: Янковская Екатерина Витальевна

Учащиеся: 3 класс (декоративно-прикладное искусство)

Тема: «Роспись матрешки, особенности цветовой

перцепции национальных орнаментов народов

Поволжья»»

Цель: Формирование перцепции цвета в национальном

костюме


Задачи урока:

  1. Обучение умению видеть характерные средства художественной выразительности в матрешках (Сергиев Посад, Семенов, Полхов - Майдан).

  2. Научить находить гармоничное цветовое решение национального костюма.

  3. Связать знания о орнаменте национального костюма с росписью матрешки в национальном костюме Поволжья.

  4. Развивать навыки кистевой росписи.

  5. Развивать умение высказывать оценочные суждения.

Оборудование:

  1. Наглядные материалы: проектор, материал, ноутбук, карта Самарской области, матрешки, наглядные материалы: «Матрешки России», «Этапы росписи матрешки».

  2. Практические материалы: заготовка матрешки, гуашь, кисти, палитра, простые карандаши, стерка, тряпочка.

  3. Зрительный ряд: слайд-шоу «История матрешки», «Основы национального населения Поволжья», «Татарский костюм».

  4. Музыкальный ряд: музыка народов Поволжья - русская, татарская, мордовская.

План урока:

  1. Вводная часть (введение в тему - 3 мин.).

  2. Основная часть (15 мин.)

- История матрешки;

- Особенности национального костюма Поволжья (русский, мордовский, татарский).

III. Практическая часть (17 мин.)

- Самостоятельная работа учащихся

IV. Заключительная часть (5мин.)

- Выставка работ, обсуждение;

- Игра «Угадай-ка»;

- Домашнее задание.

Ход урока

  1. Введение в тему

Добрый день!

Проверка явки учащихся на урок и готовности к уроку (организация рабочего места).

Преподаватель: Все учащиеся готовы, и, я готова! Посмотрите, что у меня в руках? (показываю матрешку).

Учащиеся: Матрешка!

Преподаватель: А, посмотрите, какая у меня матрешка - нарядная, яркая, какой орнамент, цвет! Посмотрите - это какой костюм у матрешки?

Учащиеся: Русский костюм!

Преподаватель: А в чем его отличие от других костюмов?

Учащиеся: В орнаменте: Рубаха - женская (прямое полотно, вставка, расширяющая верхнюю часть рукава), форма рукава (прямые или суживающиеся к кисти, свободные или собранные под широкой, украшенной кружевами манжетами); Косоворотка - мужская рубаха с застежкой на груди, смещенной влево. Картуз - мужской головной убор с козырьком. Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. Кокошник - «кокош» (обозначающий курицу или петуха) - головной убор для замужних женщин (и «сорока» - для девушек) косынки, где хвост и два крыла. И в цвете: красный, оранжевый, зеленый.

Преподаватель: И мы сегодня будем заниматься росписью матрешки в русском национальном костюме. Рассматривая особенности цветовой перцепции национальных орнаментов народов Поволжья, мы определяем тему сегодняшнего урока.

На предыдущих уроках мы с вами нарисовали эскиз орнамента на бумаге и перенесли в карандаше на матрешку. Сегодня этот эскиз мы будем выполнять в цвете, найдем гармоничное цветовое решение, будем продолжать развивать навыки кистевой росписи, находить отличие восприятие цвета в национальных костюмах.


  1. Основная часть урока

Преподаватель: Ребята, скажите, а когда появилась первая матрешка?

Учащиеся: в XIX веке в России.

Преподаватель: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

1.История матрешки (слайд-шоу)

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в т90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии (художник Малютин).

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представляя собой множество вставленных друг в друга фигурок Японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка.

А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Первые матрешки, которые выпускались артелью «Детское воспитание» хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.

На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появилось и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешки. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети. Рисовали чистыми яркими цветами. В основном, русские матрешки изображали девушек: в русских сарафанах и платьях, с корзиной, цветами и т.д.

Вскоре, появились еще несколько центров матрешечного дела: в г.Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Мадан.

У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Чем больше матрешка - тем крупнее цветы в букете. Основной цвет - красный, черный контур. На голове - традиционный платок.

Преподаватель: Ребята! Когда мы делали эскизы орнамента матрешки, то вы получили задание «найти стихотворение про Семеновскую матрешку». Кто может представить свою домашнюю работу?

Учащиеся: У семеновских матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки

Нарумяненные щечки

(ученик-Илья)

Преподаватель: Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по характерному цветку, малиновому цвету. И кудряшки на голове. А вот, Надя, расскажет стихотворение про Полхов-Майданскую матрешку.

Учащиеся: Взял я в руки кисть и краски

Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписан под Полховский Майдан.

Как и сто лет назад, теперь рисуют целыми семьями. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Мастерицы расписываю без предварительного рисунка, расписывают в основном гуашью, реже акварелью или тепмерой. А в дореволюционное время использовали масло, на советских фабриках - анилиновые краски. После покрывают лаком, под слоем лака краски приобретают особую яркость.

Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благородное. Что, если попробовать расписать матрешку используя традиционные орнаменты народов Поволжья. Ваша матрешка будет единственной в мире.

2. Основу многонационального населения Поволжья (слайд-шоу) составляют башкиры, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши. Культура и искусство населения Поволжья формировалась в течение нескольких столетий. Особенно ярко близость проявилась в одежде и способах украшения тканей, в орнаменте, традиционный орнамент - геометрический.

Выполнялась вышивка в основном шерстяными и шелковыми нитками, окрашивались они в домашних условиях растительными красками - листьями молодых яблонь, чертополохом, мареной и др. Растительные красители давали мягкие глубокие тона. Однако, несмотря на схожесть вышивок, каждая национальная группа имела свои отличительные черты.

Рассмотрим на примере русских, мордовских, татарских вышивок Поволжья.

Преподаватель: Учащиеся подготовили реферат по группам. Давайте посмотрим, как они их подготовили?

Учащийся: Катя представляет свой реферат «О русском национальном костюме» (под музыкальное сопровождение русской народной музыки, слайд-шоу).

Преподаватель: Молодец, хорошо. А про мордовский национальный костюм нам расскажет Лариса.

Учащийся: Лариса под музыкальное сопровождение мордовской национальной музыки (слайд-шоу) представляет историю мордовского национального костюма.

Преподаватель: И, давайте послушаем Ульяну про Татарский национальный костюм

Учащийся: (под музыкальное сопровождение, слайд-шоу) Ульяна рассказывает про Татарский национальный костюм.

Преподаватель: А теперь, на основе увиденного, мы с вами поиграем в игру: «Составь матрешку», в русском, татарском, мордовском орнаменте (выходят Надя, Ира, Илья). В этой игре мы и узнаем, как вы запомнили орнамент каждой национальности.

Вопросы для беседы:

  • Какой орнамент использовали в вышивке? (растительный орнамент, геометрический).

  • Какие цвета использовались в вышивке (Татарский - голубой, зеленый, бордовый, желтый. Мордовский - темно красный, желтый, зеленый. Русский - красный, оранжевый, зеленый).

Оценка преподавателя (молодцы, хорошо, все запомнилм, правильно ответили на вопросы).


  1. Практическая часть

Вы уже знаете особенности национальных вышивок, цветовое решение орнамента. Сейчас и вы поработаете в цвете над орнаментом в матрешке. На предыдущих уроках вы уже рисовали эскиз, а теперь мы соединяем все вместе в одну композицию.

Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:

  • Организация рабочего места;

  • Соблюдение правил техники безопасности;

  • Качество и правильность выполнения орнамента на матрешке.

  1. Заключительная часть

Преподаватель: Я вижу, что вы уже закончили свои работы, давайте мы посмотрим матрешки, которые выставлены на столе. Какие интересные матрешки получились. Скажите, ребята, какие отличительные особенности в каждой матрешке?

Учащиеся: Дают характеристику отличительных особенностей представленных на выставку матрешек.

Преподаватель: А теперь, давайте поиграем в игру - «Угадай-ка».

Выходят все учащиеся класса: нужно расположить цвет по национальным цветам костюма.

Преподаватель: Рассаживаемся по местам и послушайте домашнее задание:

- найти особенности национальных костюмов других народов Поволжья.

Спасибо, все молодцы!

Самоанализ урока

Проведенный открытый урок, показал решение всех обозначенных задач на уроке преподавателем, которые позволяют достигнуть поставленную цель урока и отвечают заданной теме урока.

Учащиеся на уроке проявляли заинтересованность, увлеченность. В достаточной мере владеют навыками кистевой росписи, хорошо умеют высказывать оценочные суждения, находят гармоничное цветовое решение национального костюма, могут связать знания об орнаменте национального костюма с росписью матрешки в национальном костюме Поволжья, смогут увидеть характерные средства художественной выразительности в матрешках (Сергиев-Пасад, Семенов, Полхов-Майдан).

Структура данного урока соответствовала его типу, поскольку соблюдался принцип: от простого - к сложному. Использование наглядного материала, слайд-шоу, рефераты учащихся, игры с детьми, также способствовали достижению цели урока. На уроке учитывалось настроение учащегося, самочувствие и физиологические особенности. Распределение времени на уроке было логичным.

Хороший контакт преподавателя с учащимися способствовал созданию положительного эмоционального фона и положительной психолого-педагогической атмосферы на уроке.

Следует отметить, что в уроке принимали участие дети с ограниченными физиологическими возможностями (ДЦП - Лена и Саша). Представленные формы, методы и приемы на уроке позволяют дать оценку повышения уровня личностно ориентированного, практико-деятельностного подхода ко всем участникам образовательного процесса ДШИ «Форте».


© 2010-2022