• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по ИЗО искусству Орнамент в русских народных промыслах в технологии ТРКМ 5 класс

Конспект урока по ИЗО искусству Орнамент в русских народных промыслах в технологии ТРКМ 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Орнамент в русских народных промыслах»


Цели:

Образовательная:

- активизирование ранее полученных знаний и образов учащихся;

- пробуждение познавательного интереса к изучаемому материалу, применение полученных знаний при решении практических, творческих заданий;

- оказание помощи учащимся в самостоятельном определении направления изучаемого материала;

- формирование у учащегося стремления к анализу поступающей информации;

- формирование у учащихся навыков критического анализа в обобщении изучаемого материала;

- формирование у учащихся навыков самостоятельного определения направления дальнейшего изучаемого материала;

- оказание помощи учащимся выработать собственное мнение путем осмысления ими опыта предшествующих поколений, их идей и представлений.

Воспитательная:

- прививание любви к историческому прошлому своей страны, к культурному наследию предшествующих эпох;

- изменение восприятия информации о роли народного ремесла в формировании культурного наследия своего народа.

Развивающая:

- развитие у учащихся чувства прекрасного, художественного вкуса, навыков критического, творческого мышлений, воображения, настойчивости в исследовании предлагаемого материала, коммуникативности, толерантности к обычаям своего народа;

- развитие у учащихся способности к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности;

- оказание помощи учащимся в становлении коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, гибкими в меняющихся жизненных ситуациях.

Задачи:

- проработать информационный материал по теме занятия;

- усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе изучения русских народных промыслов;

- научить учащихся работать в группах.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: коллективное творчество

Методы обучения:

- учебный диалог между учителем и учащимся в процессе обучения;

- объяснение учителем;

- самоконтроль учащимися;

- проектирование деятельности учащихся;

- практическая работа учащихся под руководством учителя.

Способы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая мыслительная деятельность.

Интеграция с образовательными предметами:

Знакомство с новым материалом с помощью технологии, музыкального сопровождения занятия.

Наглядные пособия:

Слайды и репродукции с изображением изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, украшенные орнаментом.

Оснащение рабочего места педагога:

Классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, шаблоны орнаментов, используемых в русских народных промыслах, таблица-кластер.

Организация рабочего места обучающегося:

Ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, белый карандаш, цветная бумага.

Литература для педагога:

- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: «Просвещение», 2005 г.;

- Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (учебник для 5 класса). - М.: «Просвещение», 2000-2010 гг.;

- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику 5 класса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». - М.: «Просвещение», 2003-2010 гг.;

- Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. - М.: «Просвещение», 1976 г.;

- Жегалова С.К. Росписи Хохломы: научно-художественное издание. - М., 1991 г.


Литература для учащихся:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь. - М: «Просвещение», 2010 г.

Музыкальный ряд:

Русский народный фольклор


Схема соблюдения технологии критического мышления

на занятии по теме «Орнамент в русских народных промыслах»


№ п/п

Этапы технологии критического мышления

Отражение этапов технологии критического мышления на занятии по теме «Орнамент в русских народных промыслах»

1

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.

Задачи:

- активизировать ранее полученные знания и образы учащихся;

- пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

- оказать помощь учащимся в самостоятельном определении направления изучаемого материала.

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.

Задачи:

- активизирование ранее полученных знаний и образов учащихся по теме «Орнамент в русских народных промыслах»;

- пробуждение познавательного интереса к изучаемому материалу;

- помощь учащимся в самостоятельном определении направления в изучении материала.

2

Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

- помочь учащимся в активном восприятии изучаемого материала;

- помочь учащимся в соотнесении старых знаний с вновь полученными.

Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

- помощь учителя в активном восприятии учащимися изучаемого материала;

- помощь учащимся в соотнесении старых знаний с вновь полученными по теме «Орнамент в русских народных промыслах».

3


Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Задачи:

- помощь учащимся в самостоятельном обобщении изучаемого материала;

- помощь учащимся в самостоятельном определении направления в дальнейшем изучении материала по русским народным промыслам.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка посещаемости.

1.3. Проверка готовности учащихся к занятию.

1.4. Настрой учащихся на работу.

2. Постановка целей и задач занятия.

2.1. Организация внимания учащихся.

2.2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и образов во время изучения материала.

2.3. Активизация деятельности учащихся.

2.4. Подготовка к основному этапу занятия.

2.5. Определение направления в изучении темы. Формулировка проблемы.

3. Изучение нового материала.

3.1. Формулировка темы.

3.2. Самоанализ знаний, необходимых для выполнения творческой работы.

3.3. Корректировка знаний.

3.4. Работа с кластер - схемой.

3.5. Получение учащимися новых знаний.

4. Формирование понимания и систематизация знаний учащихся, соотнесение учащимися известного с новым.

4.1. Деление на группы.

4.2. Составление плана изучения темы. Освоение способа работы с информацией.

4.3. Обсуждение плана создания макета продукта изделия: корректировка пунктов плана.

5. Подготовка к практической работе. Выбор пунктов работы.

6. Практическая работа.

6.1. Инструктаж учащихся. Напоминание правил безопасной работы с ножницами.

6.2. Усвоение новых знаний.

7. Проверка продукта изделия, выполненного по мотивам русских народных промыслов. Окончание работы.

8. Подведение итогов занятия.

8.1. Анализ выполнения поставленных задач. Работа по оценке и самооценке.

8.2. Расширение проблемного поля темы, постановка новых целей в учебной деятельности.

9. Организационное окончание урока.


Ход занятия



1. Организационный момент.

1.1. Приветствие.

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Рада вас сегодня видеть».

1.2. Проверка посещаемости.

Учитель: «Кто сегодня дежурный? Напишите, пожалуйста, на листке отсутствующих и отдайте мне список».

1.3. Проверка готовности учащихся к занятию.

1.4. Настрой учащихся на работу

Учитель: «Сегодня на уроке вместе с вами будет работать необычный помощник - компьютер».

2. Постановка целей и задач занятия.

2.1. Организация внимания учащихся.

Учитель: «Ребята, обратите внимание на плакаты и рисунки, которые располагаются у нас на доске» (учитель начинает показ заранее подготовленного видеоряда).

Учащиеся: рассматривают представленный учителем материал.

2.2. Актуализация имеющих у учащихся знаний и образов во время изучения материала.

Учитель: «Ребята, после просмотренного материала вы можете предположить, какова будет тема нашего занятия?»

Учащиеся: «Тема нашего занятия будет называться: узор, украшение, орнамент».

Учитель: «Хорошо. Скажите, как можно обобщить все сказанное вами?»

Учащиеся: «Орнамент»

Учитель: «Правильно, молодцы!»

С помощью проектора учитель выводит на экран слайд с орнаментами русских народных промыслов.

2.3. Активизация деятельности учащихся.

Учитель: «Ребята, вы уже знакомы с ОРНАМЕНТОМ?»

Учащиеся: «Да».

Учитель: «Когда вы с ним познакомились?»

Учащиеся: «Мы познакомились с ним в начальной школе».

2.4. Подготовка к основному этапу занятия.

Учитель: «Теперь, ребята, вы уже взрослые и мы можем расширить наши знания об орнаменте. Посмотрите сейчас на изображения, представленные слайдами на доске. На них вы видите предметы русского народного творчества».

2.5. Определение направления в изучении темы. Формулировка проблемы.

Учитель: «Ребята, давайте вспомним, через что может проявиться русское народное творчество?»

Учащиеся: «Через русские народные промыслы».

Учитель: «Хорошо».

3. Изучение нового материала.

3.1. Формулировка темы.

Учитель: «Теперь, ребята, давайте попробуем продолжить название нашей темы сегодняшнего занятия. ОРНАМЕНТ мы уже с вами назвали, попробуем его связать с русскими народными промыслами. Что у нас получится?»

Учащиеся: «Орнамент в русских народных промыслах».

Учитель: «Замечательно. Приступим к изучению нового материала».

3.2. Самоанализ знаний, необходимых для выполнения творческой работы.

3.3. Корректировка знаний.

3.4. Работа с кластер - схемой.

Учитель: «Ребята, давайте начнем с того, что вспомним виды народных промыслов. Смотрим на экран, в определении правильного ответа нам поможет компьютер».

Учащиеся: отвечают. При этом они сверяют свои знания с изображением на экране.

Учитель: «Итак, мы с вами вспомнили виды промыслов. Теперь попробуем вспомнить, что такое орнамент?»

Учащиеся: «Орнамент - это узор из повторяющихся элементов».

Учитель: «Посмотрим, совпадает ли ваше определение с мнением компьютера, который проверит правильность вашего ответа».

Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране. Выводится слайд с определением: ОРНАМЕНТ - это узор, ритмично построенный, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Учащиеся: читают вслух, правильно ли они ответили.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, для чего нужен орнамент?»

Учащиеся: «Орнамент украшает изделия, меняет настроение смотрящих на изделия людей, поэтому нам хочется украсить жизнь».

Учитель: «Цель нашего занятия - усовершенствовать наши знания, и научиться, более искусно украшать нашу жизнь. Для этого нам необходимо знать средства выразительности орнамента. Давайте посмотрим на экран. Ребята, каким образом мы можем еще усовершенствовать орнамент?»

Учащиеся: «Мы сможем сделать его цветным, то есть в цвете».

Учитель: «Давайте посмотрим на экран. Перед вами первый народный промысел, представленный дымковской глиняной игрушкой. Нас интересует ее орнамент. Назовите, пожалуйста, цвета, которые использовали в своей росписи мастера дымковской игрушки?»

Учащиеся: «Они использовали яркие цвета: желтый, синий, малиново-красный, зеленый, черный, которые дополняли мягкими приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым». Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране компьютера.

Учитель: «Хорошо. Теперь посмотрим на второй народный промысел. Это - Гжельская керамика, нас будет интересовать ее орнамент. Назовите, пожалуйста, цвета, которые использовали в своей росписи мастера при создании гжельской керамики?»

Учащиеся: «Они использовали белый, голубой, синий цвета». Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране.

Учитель: «Перед нами следующий промысел: роспись по дереву, в данном случае - городецкая роспись. Назовите, пожалуйста, цвета, которые использовали в своей росписи мастера этого народного промысла?»

Учащиеся: «У мастеров городецкой росписи была ограниченная цветовая палитра. Использовались ими красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый цвета». Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране.

Учитель: «Обратите внимание еще на один народный промысел росписи по дереву - хохломская роспись. Какую цветовую палитру использовали мастера, принадлежащие к этому виду народного промысла?»

Учащиеся: «В хохломской росписи мастера использовали красный, черный, желтый, зеленый цвета».

3.5. Получение учащимися новых знаний.

Учитель: «Хорошо. Молодцы. Теперь, ребята, вновь обратимся к русским народным промыслам и наряду с определением орнамента вспомним еще, что такое мотив».

Учащиеся: «Орнамент - это узор, ритмично построенный, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Мотив - элементы, из которых компонуется орнамент».

Учитель: «Хорошо. Правильно. В свою очередь орнамент может компоноваться из одного элемента (это будет называться простым мотивом) или нескольких (тогда уже речь будет идти о сложном мотиве). Давайте попробуем определить мотивы, которые использовались в рассмотренных нами сегодня русских народных промыслах? Напомню, что мы говорили о дымковской игрушке, гжельской керамике, городецкой и хохломской росписях».

Учащиеся: «Мастера представленных нам русских народных промыслов использовали мотив из нескольких элементов: кружки, овалы, клетки, полоски, точки». Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране. «Разные линии, цветы, птицы, города»

Учитель: «Молодцы».

Учащиеся: «На изделиях с городецкой росписью мотив представлен диковинными цветами, птицами, конями, сценками чаепитий, охоты, изображением барышень и кавалеров за беседой».

Учитель: «Хорошо. Молодцы».

Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране.

Учащиеся: «Мотив хохломской росписи представлен травой, узором из тонких стеблей, листочками, цветками, ягод, рыб, птиц и особенно петухов». Учащиеся сверяют свои знания с изображением на экране.

Учитель: «Ребята, давайте еще раз вспомним определение орнамента».

Учащиеся: «Орнамент - это узор, ритмично построенный, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов».

Учитель: «Хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, в дымковской игрушке часто повторяется такой элемент, как кружок?»

Учащиеся: «Он может повторяться как часто, так и редко».

Учитель: «Ребята, что вы можете сказать о повторяющихся элементах в других народных промыслах?»

Учащиеся: «В Гжели, городецкой росписи, Хохломе, как и в дымковской игрушке, элементы могут повторяться часто, а могут редко».

Учитель: «Молодцы, что заметили эту особенность в повторении элементов. Так вот, ребята, частота повтора элементов называется ритмом». На экран выводится слайд с определением ритма. «Скажите, ребята, как вы думаете, каким может быть орнамент в зависимости от ритма?»

Учащиеся: «Орнамент может быть спокойным, подвижным, веселым, торжественным и т.д.»

Учитель: «Хорошо. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на дымковскую игрушку. Скажите, чем отличается ее верхняя часть орнамента от нижней?»

Учащиеся: «В верхней части орнамента дымковской игрушки рисунок, а в нижней есть лепные элементы: объемные, выпуклые, рельефные».

На экран выводится слайд с определением рельефа. Рельеф - это полуобъемное изображение.

Учитель: «Ребята, давайте подумаем с вами, при работе с каким материалом может использоваться рельеф?»

Учащиеся: «Рельеф может использоваться при работе с глиной, деревом».

Учитель: «Хорошо. Совершенно правильно. Давайте теперь вспомним, какие мы знаем виды орнамента?» На экран выводятся русские народные промыслы, мотивы орнамента.

Учащиеся: «Орнаменты бывают: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный».

4. Формирование понимания и систематизация знаний учащихся, соотнесение учащимися известного с новым.

Учитель: «Хорошо. Теперь мы с вами уже можем сказать, что орнамент зависит от таких средств выразительности, как цвет, мотив, ритм, рельеф».

4.1. Деление на группы.

4.2. Составления плана изучения темы. Освоение способа работы с информацией.

Учитель: «Ребята, теперь я хочу вам предложить попробовать свои силы в создании орнамента в стиле русских народных промыслов. Посмотрите еще раз на экран, после чего займите место за столом в зависимости от выбранного вами промысла (дымковская глиняная игрушка, гжельская керамика, городецкая или хохломская росписи)». Учитель расставляет таблички с названиями изученных на занятии промыслов. «Ребята, вам в помощь я предлагаю трафареты мотивов для каждого из четырех представленных на сегодняшнем занятии видов русских народных промыслов. На осуществление работы у вас будет 20 минут, по истечении которых каждая группа, выбрав предварительно ответственного организатора, представит нам макет изделия. На представление каждого макета у вас будет 2 минуты. Вы должны будете обосновать свой выбор того или иного предмета в изображении вашего изделия, рассказать о построении орнамента в вашем изделии и подытожить свое выступление информацией о том, где, для каких предметов можно будет использовать ваше изделие. Все понятно? Приступаем».

4.3. Обсуждение плана создания макета продукта изделия: корректировка пунктов плана.

5. Подготовка к практической работе. Выбор пунктов работы.

Задание учителем предлагается для каждой группы учащихся одно и то же: выполнить ленточный орнамент на основе мотивов русских народных промыслов. Для правильной организации работы учащихся учителем на доску выводится слайд с алгоритмом 2-х минутного выступления-представления своего изделия и с алгоритмом, которого следует придерживаться при выполнении задания:

1) выбрать мотив;

2) выбрать ритм;

3) выбрать цвет;

4) создать макет продукта изделия.

6. Практическая работа.

6.1. Инструктаж учащихся. Напоминание правил безопасной работы с ножницами.

6.2. Усвоение новых знаний.

Учащиеся выполняют задание под русскую народную музыку, негромко звучащую в помещении, где проходит занятие. Учитель совершает обход групп учащихся, организует их работу, подсказывает, каким образом лучше выполнить данное им задание.

7. Проверка продукта изделия, выполненного по мотивам русских народных промыслов. Окончание работы.

8. Подведение итогов занятия.

8.1. Анализ выполнения поставленных задач. Работа по оценке и самооценке.

Оценка их работы производится по следующей системе:

1) чемодан;

2) мясорубка.

8.2. Расширение проблемного поля темы, постановка новых целей в учебной деятельности.

Производится экспресс-просмотр выполненных работ и анализ их учителем.

Учитель: «Ребята, на следующем уроке мы с вами, использую полученные сегодня знания, разработаем следующий орнамент. Наверное, вас заинтересовала тема нашего сегодняшнего занятия. Скажите, пожалуйста, где мы можем взять дополнительную информацию по заинтересовавшей нас теме?»

Учащиеся: «Дополнительную информацию мы можем найти в Интернете, библиотеке, книгах»

9. Организационное окончание урока.

Учитель: «На этом, ребята, наше занятие окончено. Спасибо вам за внимание, можете идти».



© 2010-2022