Материалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКМатериалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКМатериалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКМатериалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКМатериалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКМатериалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХКПриветствие аудитории.

Представление.

Алферьева Наталья Викторовна, учитель изобразительного искусства и МХК МБОУСОШ №4.

Тема:

«Метапредметные образовательные технологии на уроках МХК».

Целью практического занятия является обсуждение проблемных вопросов компетентностного подхода в преподавании мировой художественной культуры, демонстрация элемента урока МХК с использованием метапредметных приемов , совершенствования знаний современного учителя мировой художественной культуры, рассмотрение принципов проектирования урока, методов и форм организации проектной деятельности учащихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРИЕМЫ.

- Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.
Введение метапредметного подхода в образовании - это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI-го века.
Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее - на рефлексивных основаниях.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Более того, учебный предмет как образовательная форма, будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.

Метапредметные технологии основаны на мыследеятельности.

Мыследеятельность - конкретное, развернутое представление об устройстве общественно-исторической практики, основанное на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления и образующее единство осуществляющихся одновременно трех процессов: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия.

Мыследеятельность способствует воспитанию творчески мыслящего человека, который способен в ситуации неопределенности создать такую мыслительную конструкцию, которая выступит для него средством успешного действия.

Специфика такого предмета как «Мировая художественная культура», его синтетическая сущность и всеохватность, прямой выход на творческую деятельность и предполагают широкое использование метапредметных технологий, как в преподавании МХК, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся связано с реализацией не только внутрипредметных, но и общеучебных задач, с формированием коммуникативной культуры учащихся, развитием умения работать с различными типами источников информации.

Если отойти от высоких научных терминов суть метапредметного подхода состоит в том, чтобы используя общепредметные знания -мыслительную деятельность формировать у учащихся целостное представление о мире, о взаимосвязях его частей.

Материалы для МО учителей ИЗО Метапредметные приемы на уроках МХК

Рассмотрим как можно использовать метапредметные приемы на основе практического занятия, в частности на уроке МХК.

Тема урока «Стили в архитектуре».

Занятие - заключительный этап многоурочного цикла. Занятие не предполагает обобщение учебного материала и систематизацию фактов. Целью данного занятия является продолжение работы по развитию умения оценить явление массовой культуры на основе имеющихся общекультурных и предметных знаний.

Подобную цель можно сформулировать вместе с учащимися, но логика занятия предполагает эмоционально-оценочный «выход» в определённую область ценностей и довольно значительную долю сценарной интриги, поэтому в данном случае чёткое определение задач нелогично и неэффективно. Может быть определён только путь действий, происхождение и объём учебного материала. В связи с заявленной целью в ходе занятия должны быть решены следующие задачи:

когнитивная - расширить поле имеющихся знаний по теме стили в архитектуре,

операциональная - продолжить формирование умения критически оценить произведение искусства и продукт массовой культуры,

аксиологическая - способствовать формированию эстетического вкуса и развитию критического мышления современного старшеклассника.

Методы и приемы - наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов и ситуаций, анализ, моделирование. Особенно ценным представляется такое действие учащихся, как анализ современных продуктов творческой деятельности и синтез всех имеющихся учебных компетенций учащихся для формирования отношения к явлениям массовой культуры.

Предполагаемый результат - знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика".

Работа с аудиторией.

- Итак, начнем с того, а что мы знаем об архитектуре и стилях в архитектуре?

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель, плотник) - искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Выйдя из пещеры, человек стал строить. Строил по своим возможностям, используя те инструменты и материалы, которые на данном этапе он имел. Прогресс, который двигал человечество вперед, давал новые возможности и предъявлял все более высокие требования. Каждая эпоха, каждый этап развития человеческого общества оказали свое сильнейшее влияние на архитектуру, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней величайшие памятники архитектуры.

-Давайте посмотрим на слайды и попробуем определить архитектурные стили.

Го́тика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Баро́кко (итал. barocco - «склонный к излишествам», характеристика европейского стиля XVII-XVIII веков. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Говоря о данной эпохе, невозможно не говорить о русском барокко, о Санкт - Петербурге.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво…

Рококо́ (фр. rococo) - стиль в искусстве возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций.

И современная архитектура, через которую можно прочувствовать суть нынешней эпохи, существующие представления о красоте, эстетичности, практичности. Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке.

- Каждый из стилей складывался в определенную эпоху. На его развитие оказывали влияние религия, определенный исторический уровень развития общества и человека и безусловно научно-технический прогресс. Современные здания удобны, позволяют на меньшей площади возвести большее количество этажей, использовать современные технологии строительства.

- Давайте представим себе, что мы имеем возможность, с учетом всех имеющихся сегодня технологий , возвести здание на территории например нашего города, но выдержать донное сооружение в определенном стиле.

Работа с аудиторией.

-Для практической работы нам нужны архитекторы, строители, дизайнеры и строительный материал.

(Раздаю макеты).

-Задача каждой группы - создать макет здания с основными чертами готического стиля. Классицизма и современного стиля, например модерн.

Работа групп.

Слайд №

- МХК - мировая художественная культура.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

-Мировая художественная культура - это все, что в мире создано прекрасного, это и материальные и духовные ценности.

-Поэтому говоря на уроках об архитектурных стилях, любуясь соборам, описывая их мы сучащимися стараемся подобрать такие слова, которые словно звучат из души.

Готика- величественно устрашающее каменное кружево. И тут же вспоминается мюзикл «Собор Парижской Богоматери», трагедия судеб и душ человеческих.

Борокко, рококо - Париж, мушкетеры, дворцовые интриги.

Античная классика - ессентукская грязелечебница, состоит из четырех соединенных между собой корпусов. Главный монументальный фасад украшает портик с фронтоном и двумя рядами колонн ионического ордера.

И наконец современная архитектура. Практичная, рентабельная, а высоких, звучных слов подобрать иногда сложно.

Такой стиль как модерн сформировался в 1890-1910 годах. Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. В модерне впервые стали использоваться новые материалы - металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем - пластик, дополненные использованием традиционных материалов - дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы.

В конце 1970-х годов на смену пришел стиль хай-тек, надежно закрепившийся в современной архитектуре. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом - машина для жилья».


В 1980-е годы в противовес конструктивизму появился новый стиль в архитектуре - деконструктивизм, для которого характерны ломаные формы, визуальная сложность, агрессивность.


Еще одно новомодное направление в архитектуре и оформлении интерьеров получило название китч (в переводе с немецкого - дешевка, безвкусица). Это яркий, кричащий стиль, неумелое подражание, некая пародия на существующие стили.

- Поэтому перед тем как создавать модели зданий я стараюсь настраивать учащихся на то, что их фантазия неограниченна , но чтобы их здание не портило облик города.

-На наших строительных площадках работа закончена.

Анализ работ.

-Данный макет здания выполнен в стиле «готика». Здание высокое, хорошо будет смотреться среди зелени, однако строительство такого здания займет достаточно много времени, и к тому же учитывая сейсмическую активность в нашем регионе для надежности такого здания необходимо будет выполнить ряд дополнительных инженерных преобразований, а это дополнительные расходы.

- Макет этого здания выполнен в стиле классицизм. Четкие, строгие несущие и несомые части. Конструкция устойчивая. Однако такое здание будет неплохо смотреться недалеко от грязелечебницы, создавая некий античный комплекс. Хорошо будет смотреться среди зелени, особенно если выполнить колонны из белого мрамора, но это дорого. Если использовать краски, то придется (с учетом погодных условий) постоянно подкрашивать.

- Макет этого здания выполнен в стиле «модерн». Оно надежно, простое в конструкции и строительстве, но выигрывает за счет дизайна. Можно так же использовать дизайнерское цветовое решение, использование различных видов современных строительных материалов - метал, пластик, стекло. Можно сделать его ярким и хорошо будет смотреться и летом на фоне зелени и зимой.

Итог.

- Посмотрите, к чему же мы пришли в конце нашего практического занятия.

Опираясь на знания учащихся по истории, географии, затронув такие предметы как музыка, литература, черчение, экономика мы расширили горизонт познания и подошли к философским рассуждениям о том как сделать отдельно взятую местность, в отдельно взятом городе и сделать его лучше, а значит сделать мир лучше, краше, современней.

Наши ученики вырастут, определятся с профессией, найдут свое место в жизни. И кто то из них, расширяя границы города, перестраивая улицы, вспомнит о том, что возводя здания, помимо «выгодно» это должно быть и красиво. Когда-нибудь на месте примитивных, разномастных, украшенных вульгарной рекламой зданий, появятся новые, элегантные, дизайнерские , утопающие в зелени строения. И тогда идя по улицам, захочется сказать: «Это мой город. И мне хочется в нем жить.»

9



© 2010-2022