Рабочая программа ИЗО 6-7 классы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательного минимума содержания основного общего образования с учетом новых государственных стандартов. Рабочая программа отражает модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ 05.03.2004 №1089;

  • Примерные программы по учебным предметам «Искусство 5-9 классы». Серия «Стандарты нового поколения» - проект. Руководители проекта А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков;

  • Примерные программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях пр.№45 от 12.04.2010г. (Вестник образования №5 за 2011 год)

Рабочая программа ориентирована на пользование учебно-методическим комплектом, который входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году: Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. Н.М.Сокольникова. Обнинск: Титул, 1998.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строиться на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Учебно-методическое обеспечение

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется но основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., №822).

Учебники

  • Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;

Пособия для учителей

  • Неменский Б., Полякова И.Б., Мухина Т.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» (методическое пособие) / Под. Ред. Б.М. Неменского. - М. Просвещение, 2009;

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объеме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продленного дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической ценности и последовательности развития курса Изобразительного искусства.

Общая годовая тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • воспитание гражданской идентичности, патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование доброжелательного отношения к окружающим людям;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем понимания;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося, появляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры Отечества;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

  • приобретение опыта работы различным художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

  • осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.


6 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

  • Изобразительное искусство в семье пластических искусств

  • Рисунок - основа изобразительного творчества

  • Линия и ее выразительные возможности

  • Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

  • Цвет. Основы цветоведения

  • Цвет в произведениях живописи

  • Объемные изображения в скульптуре

  • Основы языка изображения

II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт

  • Реальность и фантазия в творчестве художника

  • Изображение предметного мира - натюрморт

  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

  • Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

  • Освещение. Свет и тень

  • Натюрморт в графике

  • Цвет в натюрморте

  • Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет

  • Образ человека - главная тема искусства

  • Конструкция головы человека и ее пропорции

  • Изображение головы человека в пространстве

  • Графический портретный рисунок и выразительность образа

  • человека

  • Портрет в скульптуре

  • Сатирические образы человека

  • Образные возможности освещения в портрете

  • Портрет в живописи

  • Роль цвета в портрете

  • Великие портретисты (обобщение темы)

IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве

  • Жанры в изобразительном искусстве

  • Изображение пространства

  • Правила линейной и воздушной перспективы

  • Пейзаж -большой мир. Организация изображаемого пространства

  • Пейзаж-настроение. Природа и художник

  • Городской пейзаж

  • Выразительные возможности изобразительного искусства.

  • Язык и смысл

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Обучающиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.









Календарно-тематическое планирование 6 класс

п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Задание

Домашнее задание

По плану

Фактически

I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)

1



Урок- беседа «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

1

Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные
и декоративные. Художественные материалы
и их выразительность в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

Подобрать иллюстрации к разным видам искусства

2



Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок
как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Изучение приёмов нанесения штриховки.

Зарисовка с натуры отдельных растений

Карандаши разной твёрдости, бумага

3



Линия и её выразительные возможности

1

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Выполнение по представлению линейного рисунка.

Чёрная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

4



Пятно
как средство выражения. Композиция
как ритм пятен

1

«Формула» хорошей работы - «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно.

Выполнение силуэта в технике аппликация

Подумать над созданием сказочного царства

5



Цвет. Основы цветоведения.

1

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Изучение свойств цвета.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой цвета

Подобрать живописные материалы

6



Цвет
в произведениях живописи.

1

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д

Изображение осеннего букета с разным настроением

Пластилин, стеки, бумага, природные материалы

7



Объёмные изображения
в скульптуре.

1

Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы
в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. - и их выразительные свойства.

Изготовление объёмного изображения животных в разных материалах

Оформить лучшую работу по темам 1четверти

8



Основы языка изображения (обобщение темы).

1

Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Урок-викторина

Найти дома памятные вещи для семьи, узнать их историю у родителей

II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов)

9



Урок-беседа «Реальность и фантазия
в творчестве художника»

1

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность
и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая
из поколения
в поколение? Выполнение наброска памятной вещи.

гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

Циркуль

10



Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Многообразие форм изображения мира вещей
в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и сейчас.

Выполнение натюрморта из плоских изображений знакомых предметов

Клей

Ножницы

Салфетка

Плотная бумага

11



Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Конструирование
из бумаги простых геометрических тел.

Карандаш, мелки, уголь, бумага

12



Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага.

13



Освещение. Свет и тень.

1

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Изображение геометрических тел с боковым освещением

Бумага, картон, ножницы, клей, гуашь, валик.

14



Натюрморт в графике.

1

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Выполнение оттиска с аппликации на картоне.

Принести предметы для составления натюрморта.

Живописные материалы

15



Цвет
в натюрморте.

1

Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Самостоятельное составление натюрморта, выполнение натюрморта в цвете.

Оформить лучшую работу по темам 2четверти

16



Выразительные возможности натюрморта

1

Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт
и выражение творческой индивидуальности художника.

Урок-обобщение. Выставка работ учащихся

Подготовить сообщения о художниках-портретистах разных эпох





III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» (12 часов)

17



Урок-беседа «Образ человека - главная тема в искусстве»

1

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета. Изображение человека
в искусстве разных эпох (Древний Рим, Возрождение, Новое время…). Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Выступления учащихся о художниках-портретистах.

Выучить записи в тетради.

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага

18



Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы
с соотнесёнными
по-разному деталями лица

Карандаши разной твёрдости, уголь

19



Изображение головы человека в пространстве.

1

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Объёмное конструктивное изображение головы человека

Графическая практика (дорисовывание черт лица по готовой половине)

20



Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Рисунок с натуры головы одноклассника в разных ракурсах.

Принести пластилин, круглые сосуды
для каркаса головы. Выбрать литературного героя
для лепки.

21



Портрет в скульптуре.

1

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет
в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи
в скульптурном портрете.

Лепка головы выбранного литературного героя

с ярко выраженным характером.

уголь или тушь, карандаш, бумага.

22



Сатирические образы человека.

1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Чёрная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

23



Образные возможности освещения
в портрете

1

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Изображение профиля головы человека в технике аппликации

Альбом, карандаш

24



Портрет
в живописи.

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека
в живописи Возрождения, в XVII - XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Выполнение в цвете композиций портретов известных художников.

Гуашь или акварель, кисти, бумага

Принести семейные фотографии.

25



Роль цвета в портрете.

2

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Создание автопортрета или портрета близкого человека

Гуашь или акварель, кисти, бумага

26



Роль цвета в портрете.

Создание в цвете автопортрета или портрета близкого человека

Сообщения о художниках-иконописца, о музеях мира.

27



Урок-обобщение «Великие портретисты»

1

Выражение творческой индивидуальности художника
в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная галерея (Великобритания). Прадо (Испания). Пинакотека (Германия). Эрмитаж
и Третьяковская галерея (Россия). Русская иконопись.

Обобщающая беседа, сообщения учащихся, выставка работ учащихся.
Анализ портрета, предложенного учителем.

Сообщения о русских художниках-пейзажистах

IV четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 часов)

28



Жанры в изобразительном искусстве.

1

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры
в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

Альбом, карандаш

29



Изображение пространства.

1

Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зарисовка человека в город по правилам линейной перспективы

Альбом, карандаш

30



Правила линейной
и воздушной перспективы.

1

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения - уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Изображение по памяти уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

31



Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»

Гуашь или акварель, кисти, бумага


32



Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению
и памяти.

Альбом,

Уголь, карандаш

33



Городской пейзаж.

1

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Создание графической композиции «Мой любимый город»

Оформить лучшую работу по темам 4четверти

34



Урок-обобщение «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык
и смысл»

1

Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка
и произведение как целостность. Понимание искусства - труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Посетить картинную галерею



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №____

«___»________________

Утверждаю:

Директор школы

_____________________

«___»________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство - 7 класс

(учебный предмет, класс)

Учебник: под ред. Б.М.Неменского




Мещерякова Галина Геннадьевна

(Ф.И.О.)

Учитель первой

квалификационнойкатегории





2015 г.






Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательного минимума содержания основного общего образования с учетом новых государственных стандартов. Рабочая программа отражает модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ 05.03.2004 №1089;

  • Примерные программы по учебным предметам «Искусство 5-9 классы». Серия «Стандарты нового поколения» - проект. Руководители проекта А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков;

  • Примерные программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях пр.№45 от 12.04.2010г. (Вестник образования №5 за 2011 год)

Рабочая программа ориентирована на пользование учебно-методическим комплектом, который входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году: Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. Н.М.Сокольникова. Обнинск: Титул, 1998.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строиться на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Учебно-методическое обеспечение

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется но основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., №822).

Учебники

  • Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под ред. Неменского Б. М.
    Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского). - М.: Просвещение, 2010.

Пособия для учителей

  • Гуров Г. Е., Питерских Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Методическое пособие. (Школа Неменского)/ Под. Ред. Б.М. Неменского. - М. Просвещение, 2009.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объеме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продленного дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической ценности и последовательности развития курса Изобразительного искусства.

Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».

7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • воспитание гражданской идентичности, патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование доброжелательного отношения к окружающим людям;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем понимания;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося, появляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры Отечества;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

  • приобретение опыта работы различным художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

  • осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

  • творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

  • творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 - 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Проверка знаний учащихся

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

Активность участия

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

7 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека

  • Изображение фигуры человека в истории искусства

  • Пропорции и строение фигуры человека

  • Лепка фигуры человека

  • Набросок фигуры человека с натуры

  • Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

II четверть. Поэзия в повседневности

  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

  • Сюжет и содержание в картине

  • Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

  • Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

  • Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

III четверть. Великие темы жизни

  • Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

  • Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной

  • Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века

IV четверть. Реальность жизни и художественный образ

  • Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

  • Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

  • Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Обучающиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

  • о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в пониманиии ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;

  • понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессепрактической работы обучающиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающих сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.







Календарно-тематическое планирование 7 класс

п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Задание

Домашнее задание

По плану

Фактически


I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)

1



Урок-беседа «Изображение фигуры человека в истории искусства»

1

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека для различных культур.

Выучить записи в тетради

2



Пропорции
и строение фигуры человека.

2

Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

Зарисовка фигуры человека.

Приготовить материалы для аппликации

3



Пропорции
и строение фигуры человека.

Аппликация человека в движении

Приготовить материалы для лепки

4



Лепка фигуры человека.

2

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX - начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе

Альбом,

Уголь, карандаш

5



Набросок фигуры человека
с натуры

2

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях

Альбом,

Уголь, карандаш

6



Набросок фигуры человека
с натуры

Рисование с натуры одетой фигуры человека в разных движениях

Подобрать живописные материалы

7



«Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

2

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Изображение человека в одежде эпохи Возрождения

Оформить лучшую работу по темам 1четверти

8



Урок-конференция «Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве»

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.

Фотографии быта народов зарубежных стран

II четверть «Поэзия повседневности» (8 часов)

9



Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

2

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Изображение мотивов из жизни разных народов и эпох (зарисовки).

Подобрать живописные материалы

10



Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Изображение в цвете мотивов из жизни разных народов разных эпох (зарисовки)

Принести книги

о жизни людей в прошлые века.

11



Беседа «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»

2

Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Появление и развитие интереса к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни

Приготовить живописные материалы

12



Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни

Альбом, карандаш

13



Сюжет
и содержание
в картине.

1

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни

Альбом, карандаш

14



Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям - необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице»

Альбом, карандаш

15



Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей села в прошлом

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

16



Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

1

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, то есть превращение обычного в необычное.

Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Подготовить сообщение
о русских живописцах XIX века

III четверть «Великие темы жизни» (12 часов)

17



Урок-беседа «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»

1

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Былинные богатыри - защитники земли русской.

Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах, живописные материалы

18



Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

1

Значение станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина - философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри» (в цвете)Выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Альбом, карандаш

19



Процесс работы над тематической картиной.

1

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.

Выполнение композиционных поисковых эскизов.

Подобрать иллюстрации по теме «Рождество», графические материалы.

Формат А3

20



Библейские
темы в изобразительном искусстве.

3

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.


Правила построение композиции на примере произведений известных художников

Тематическое рисование «Рождество». Композиционное построение.

Подобрать живописные материалы

21



Библейские
темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

Тематическое рисование «Рождество». Выполнение эскиза

Подобрать живописные материалы

22



Библейские
темы в изобразительном искусстве.

Тематическое рисование «Рождество». Выполнение в цвете

Приготовить материалы для лепки

23



Монументальная скульптура
и образ истории народа.

2

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника (работа в парах)

Приготовить материалы для лепки, грунтовка

24



Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Создание проекта памятника (работа в парах)

Книги о Великой Отечественной войне

25



Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

3

Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне - предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней

Подобрать живописные материалы

26



Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней

Подобрать живописные материалы

27



Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней

Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве художников начала XX века.

28



Урок-беседа «Место и роль картины в искусстве
XX века»

1

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо.Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и ТосикоМаруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).

Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Подобрать литературное произведение для иллюстрирования

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

29



Художественно-творческие проекты

1

Поэтапное выполнение художественно-творческого проекта. Выражение идеи: замысел, эскизы. Обсуждение идеи, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта

Обсуждение идеи, замысел, эскизы для иллюстрирования

Подобрать материалы для иллюстрирования

30



Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

1

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал

Выполнение эскизов к различным сюжетам произведения

Альбом, карандаш

Подобрать живописные материалы

31



Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Конструктивное начало - организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Моя будущая профессия» и последующий конструктивный анализ.

Подобрать живописные материалы

32



История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

1

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве великих художников.

33



Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

1

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 - 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Принести для выставки лучшие работы за год

34



Урок - беседа «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

1

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже,

Посещение виртуальных музеев.

Посетить на каникулах музей изобразительного искусства


© 2010-2022