«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»











Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество - это созидание, упорядоченность, жизнь. «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм.
Люди совершают каждый день массу дел. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и взаимосвязи, закономерности и т.д. - все, что в совокупности и составляет творческие способности.

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия и педагогов, и психологов направлены на решение одной из важнейших задач - формирования всесторонне, гармонически развитой личности. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: вырастить каждого ребенка инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности. Но, какими бы феноменальными ни были задатки, способности, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Не будут развиваться способности, если у учащихся нет заинтересованности в определенном виде деятельности. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей является актуальной, но не менее актуальной является проблема формирования и поддержания интереса к изобразительной деятельности у учащихся.

Искусство прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека, пробуждает у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всем ее проявлении, а также развивать творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 - 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для школьников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако данные статистики показывают, что к 13 - 14 годам многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. В своей практике мне тоже пришлось столкнуться с данной проблемой. Возник вопрос: почему чем старше ребенок, тем с меньшей охотой он берется за карандаш или кисть, а к уроку рисования относится как к предмету несерьезному, но обязательному, за который нужно всего лишь получить оценку. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, мною были проведены исследования, которые показали, что 46% учеников 5 - 7 классов уже не испытывают удовольствия от изобразительной деятельности.

В ходе интервью было опрошено 57 учеников. Только 54% по-прежнему любят рисовать.

Дети, которые утратили устойчивый интерес, назвали следующие причины:

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие - причинами отказа от изобразительного творчества. Исходя из этого, я считаю, что главной задачей учителя является формирование и поддержание у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству. У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Эта целостность разрушится, если не будет связи между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, не закрепляются. Принципы целостности образа мира требуют отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформирует умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В.А.Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно - природный процесс познания мира учащимися, а познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. Поэтому, я считаю, что при обучении детей изобразительному искусству нельзя обойтись без межпредметных связей. В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др.) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. В своей работе по обучению детей изобразительному искусству я стараюсь использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения изобразительного искусства, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия темы урока в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, лучшего понимания изучаемого материала я привлекаю исторический материал, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания, тем самым осуществляя связь урока изобразительного искусства с историей и литературой. Для более глубокого воздействия на эмоциональную сферу детей рассматривание репродукций, иллюстраций произведений изобразительного искусства, практическая работа сопровождаются подобранными к данной теме музыкальными произведениями. В своей педагогической практике я стараюсь привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе ознакомления с произведением изобразительного искусства, слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.

На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания можно использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей" (Д.Б. Лихачев).

В своей работе я поставила для себя следующие цели и задачи:

- заинтересовать учащихся искусством;

- научить любить искусство;

- понимать и наслаждаться искусством.

Для решения данных задач на своих уроках я широко использую межпредметные связи. Учителям, работающим в сельских школах, часто приходится совмещать преподавание разных предметов. Я, помимо уроков ИЗО, веду уроки музыки и уроки русского языка и литературы. Это дает мне дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей. Так, например, на уроках литературы при изучении какого-либо литературного произведения я предлагаю не только сделать словесное описание эпизода или стихотворения, но и проиллюстрировать прочитанное, выразить свои эмоции, чувства при помощи рисунка. (Например, при изучении произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» дети не только дали словесную характеристику героям, но и проиллюстрировали наиболее понравившиеся эпизоды). А на уроках ИЗО дети читают стихи известных поэтов, соответствующие теме, сами сочиняют четверостишия, как заголовок к своему рисунку. (Например, на уроке ИЗО в 5 классе «Золотая осень». Рисование осеннего дерева с натуры, по памяти» перед тем, как приступить к работе, дети читали стихи об осени Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Пушкина «Октябрь уж наступил», И. Бунина «Листопад» и др. А во время работы звучала музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня»). На уроках музыки после прослушивания того или иного музыкального произведения я прошу детей изобразить представленные ими картины. (Например, при изучении темы «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» на уроке музыки в 6 классе после прослушивания дети рисуют обрядовые сцены). На уроках ИЗО самостоятельная работа детей очень часто сопровождается тихой музыкой, соответствующей заданной теме.

Нельзя обойтись на уроках ИЗО без связи с историей. При изучении произведений изобразительного искусства я постоянно обращаюсь к историческим источникам, дети получают индивидуальные задания. Готовят сообщения о жизни и творчестве художников, истории создания картин.

Не так давно в школах введен предмет «Основы православной культуры». Многие художники обращались в своем творчестве к религиозной теме. Например, на уроке в 6 классе по теме «Материнство» я особое внимание уделила творчеству Леонардо да Винчи («Мадонна Лита»), К.Петрова-Водкина («Мать», «Петроградская мадонна»), М.Васнецова («Богоматерь с младенцем»), Рафаэля («Сикстинская мадон­на»); звучало музыкальное произведение Ф.Шуберта «Аве Мария»

На своих уроках я часто использую связи с краеведением. В нашем селе есть свои талантливые художники: А. Т. Емельянов, … Дети должны знать их имена. При изучении пейзажа я обращаюсь к творчеству наших художников. У учащихся есть возможность увидеть оригиналы картин. (Например, урок ИЗО в 7 классе «Красота родного края»).

При изучении темы «Разработка герба» в 6 классе во вступительной беседе мы обращаемся не только к символам нашего государства, но и знакомимся с гербом и флагом нашей малой родины. На этом же уроке осуществляется связь с предметом «Технология». Дети выполняют рисунок по стеклу пластилином.

При изучении тем, связанных с изображением людей, животных, птиц, я обращаюсь к таким предметам, как биология, природоведение, анатомия. (Например, уроки в 7 классе по темам: «Изображение человека в движении», «Изображение человека в движении», в 6 классе: «Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)», «На морском дне»).

На уроках ИЗО можно использовать связи даже с таким, казалось бы, совершенно несовместимым с рисованием предметом, как физическая культура (Например, в 6 классе тема «Фигура человека в движении. Спорт.» Мы беседуем о том, какие виды спорта известны детям, какие из них им нравятся больше всего. О пользе физической культуры.)

Мною замечено, что на уроках с использованием межпредметных связей повышается уровень знаний детей по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, конкретные). Межпредметные связи (на уровне фактов), например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так на уроке математики изучается тема « Симметрия тел», на уроке природоведения « Осень пришла» демонстрируется иллюстрационный материал. Обсуждаются вопросы, и это помогает увидеть и понять, что факторы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

Межпредметные связи также имеют особое значение для формирования естественно - научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятиями, а на уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисунке, лепке, аппликации. И при этом это понятие не просто дублируется, а углубляется.

Практика подтверждает, что хорошие основания для межпредметных связей дает сочетание предметов:

  • изобразительное искусство - окружающий мир;

  • изобразительное искусство - литература;

  • изобразительное искусство - музыка;

  • изобразительное искусство - технология (труд) и т.д.

Эффективность уроков изобразительного искусства с использованием межпредметных связей подтверждена и с психологической точки зрения. Доказано, что в процессе творческой деятельности не может быть задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.

Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без тесной связи с другими видами.

В своей работе я пришла к выводу, что уроки с использованием межпредметных связей - необычные по замыслу, организации, методике проведения - больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому следует чаще практиковать такие уроки.

В результате моей деятельности согласно поставленным задачам было подтверждено, что использование межпредметных связей на уроках изобразительного искусства не только оправдано, а даёт положительный результат.

Данные выводы основаны на результатах повторного опроса учащихся, проведенного после определенного цикла уроков с использованием межпредметных связей.

Список литературы

  1. Н. Н. Ростовцев "Методика преподавания ИЗО в школе;

  2. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы .

  3. Старкова З.С. Литература и живопись: Кн для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.

  4. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: 2006.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

  6. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - М.: 2001.

  7. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе. - М.: 2000.

  8. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.

  9. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике.- М.: 2003, с. 173-180.

  10. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.

  11. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с. 119-120.





«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


МКОУ Коротоякская СОШ


© 2010-2022