Методическая разработка урока ИЗО на тему: Русская народная вышивка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по ИЗО Генова Татьяна Николаевна

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 49 г.Копейск


1. Класс 5.

2. Составлена на основе: образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г.

3. Раздел: Древние корни народного искусства.

4. Тема урока:«Русская народная вышивка».

5. «Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.» Аристотель

6. Цель: Познакомить учащихся с символическим значением вышивки на примере полотенца, мотивами орнамента на нем.

7. Задачи:

Личностные:

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Познавательные:

- Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;

Регулятивные:

- Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность.

Коммуникативные:

- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи.

- воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий.

8. Тип учебного занятия: комбинированный.

9. Вид учебного занятия: изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

10. Используемые литература и ресурсы:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Авторская работа презентация по теме: «Простая вещь- полотенце»

  4. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов

  5. Таблица с изображением знаков- символов

  6. Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец

  7. Литература. 1.Косменко А.П. Карельское народное искусство.- Издательство «Карелия» Петрозаводск 1977. 2.Северные узоры. Сост. Л.Н. Белоголова, Т.А. Мошина.- Петрозаводск: Карелия,1989. 3. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.5 класс. Учебник. М. Просвещение, 2005 г. Интернет-ресурсы. school-collection.edu.ru /Региональные ресурсы/ Буйновская «Карельская вышивка»(урок технологии) russia-hc.ru/rus/culture/cult_duh.cfm russiahc.ru/rus/culture/oldart/esenin/esenin_1.cfm around.spb.ru/guide/

11. Этапы учебного занятия:

Ход урока.


Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о традициях русской народной вышивки.

Объясняют смысл понятия «вышивка», «узор».


3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения орнамента вышивки?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском полотенце. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными элементами традиционной вышивки, их символическим значением. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под усадьбу, освящении специальной символикой.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русской народной вышивки. Рассуждают о значении полотенца в жизни крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- При помощи акварели или восковых мелков изобразите узор свадебного полотенца, которое могло бы украсить праздник. Составьте узор из знакомых вам образов. Постарайтесь сохранять симметрию.

Рисование одного края полотенца. Применение живописных материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Украшение полотенца кружевом, вырезанным из бумаги.

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- Для чего людям служило полотенце?

- Какие орнаментальные ряды использовались при его украшении ?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

-Подготовить выступление поисковых групп по теме «Народные праздники».

Запись д/з в дневник.




Беседа. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревнни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукоделия, готовили приданное.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей. Каждый момент жизни обставлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.

Как нарядно узорочье северорусских вышитых полотенец! Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги полны таинственного смысла. Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.

Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды (в виде плетенки), растительных элементов, а также солнечной символики. Орнамент в своем первородном виде - это некое магическое заклинание, которое наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышила мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

Ребята! А где еще в наше время вы встречали красивые вышитые полотенца? Правильно! Конечно же на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.

Вспомните, что вышито на таких полотенцах. Вспомнили? На свадебных полотенцах можно увидеть двух птиц-пав, изображенных по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Ребята, а известно ли вам, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах и полотенцах? С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до начала полевых работ. И вышивала свои узоры крестьянка под благотворными лучами вешнего солнца. Вслушайтесь в слово «узор» : оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на белоснежном полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы «земля». Белый цвет олицетворял в вышивке женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Ребята, а какие знаки-символы вы уже знаете? Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и прочие.

Постановка художественной задачи

А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца. Работать будем гуашью или акварелью. Давайте вспомним приемы работы кистью.

Практическое выполнение задания

Постараемся создать композицию из знаков-символов.


Подведение итогов

Экспрес-выставка готовых работ.

Ребята украшают свои эскизы заранее подготовленными кружевами из бумаги.


© 2010-2022