- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ИЗО
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова В.П. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание
обучающихся на уроках ИЗО
«Искусство - самый прекрасный,
самый строгий, самый радостный
и благой символ извечного,
не подвластного рассудку
стремления человека к добру,
к истине и совершенству»
Томас Манн.
В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ разработана Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В Концепции дается определение духовно - нравственному развитию личности и духовно - нравственному воспитанию личности гражданина России.
Духовно - нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Что же такое нравственность, духовность?
Нравственность - совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Духовность - это чистота души человеческой, свободной от зла. И поэтому основная задача воспитания - помочь человеку увидеть поврежденность состояния, в котором он находится. Чем больше общество уходит от христианских ценностей, тем менее уделяется внимание воспитанию.
Сегодня церковь проповедует наивысший идеал любви. Более двадцати тысяч священников в нашей стране трудятся на ниве духовно - нравственного просвещения. Пока мы заняты поиском направлений воспитания, дети создают себе другой образ: развратный, жестокий и разрушительный. Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Но что они с этого имеют? Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи - в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Академик Д.С.Лихачев писал: « Средняя школа должна воспитать человека прежде всего нравственным». Благотворное влияние на духовно - нравственное развитие обучающихся оказывает посещение православных русских храмов, рассказы и беседы о духовном наследии выдающихся людей. Такие беседы проводятся на классных часах, уроках ИЗО, литературы, библиотечных уроках. Очень хорошие, содержательные рассказы предлагают журналы «Школьная библиотека» и «Духовное воспитание».
Нелегко сегодня учителю, перед которым как будто открыта свобода выбора: учи, выбирай всевозможные программы, методики, технологии. Но что выбрать? На каких духовных ценностях остановиться? На что опереться?
Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий 2 сказал: «Чтобы обрести правильную ориентацию, воспитатели подрастающего поколения должны опираться на традиции и ценности России».
С давних времен наши соотечественники отдавали предпочтение именно духовным устремлениям, а не материальным. «Щедрость души, а не жесткий расчет», - говорил президент Российской Академии образования Н.Д.Никандров. Человек должен искать духовность жизни: любовь, доброту, чувство ответственности и благородства. Но есть одна ценность. Она объединяет все вышесказанное - это патриотизм, обращение к национальным традициям, в которых отобрано все лучшее и живоносное, имеющее тысячелетний опыт духовного воспитания личности.
Функцию нравственного воспитания народное сознание передало учителю. А чтобы соединить школьный мир с реальным внешним миром, нужен союз школы, семьи и Церкви. Поэтому одной из воспитательных задач школы является задача развития духовно - нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении обучающихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций, осуществляемых при обучении на уроке и во внеурочной деятельности. Воспитание духовно-нравственных ценностей можно считать ядром личности. И оно должно пронизывать всю деятельность как школы, так и учителя. Поэтому одной из главных задач, которую ставит педагог при планировании своей учебной и воспитательной деятельности, должна быть задача, ориентированная на формирование духовно-нравственных ценностей. Духовность урока возросла. Каждый учитель обязан стремиться к тому, чтобы на уроке присутствовали добро, истина, красота, чуткость, милосердие.
Например, в программе «Изобразительное искусство» отмечено, что суть данного предмета заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный нравственный опыт.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Самая высокая цель в искусстве - научить людей понимать друг друга. Умение чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по- настоящему Человеком.
Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства.
Вот некоторые темы уроков ИЗО: «Зарисовки схемы древнерусского иконостаса», «Этюд пейзажа с храмом», выполнение декоративного панно «Русь соборная», композиция на тему «Семья крестьянина», темы о мире русской дворянской усадьбы, о материнстве, мудрости старости, сопереживании, иллюстрации к библии, выполнение узоров по мотивам народной вышивки и др. Выполнение таких заданий развивает у обучающихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Очень хочется, чтобы у педагогов, детей, родителей было желание духовно расти. И если человек прикоснулся к этой проблеме, «заболел» ею, то он не сможет уже опуститься на прежние позиции. Чтобы ребенок поднялся выше на одну ступеньку в духовном развитии, учителю необходимо уже сегодня стоять на этой ступеньке.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что предмет изобразительное искусство направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации - один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это осуществляется на уроках ИЗО с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.
На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. И не только! Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Особенно в духовно - нравственной ориентации остро нуждаются дети, лишенные родительского попечительства. С такими детьми непосредственно работают педагоги, классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог.
Очень важно, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души - постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.
Особое место отводится классному руководителю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании духовно - нравственного воспитания школьников. Он разрабатывает цели воспитания, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию духовно - нравственных ценностей, осуществляет индивидуальный подход.
Родители также выполняют важные функции духовно - нравственной ориентации, принимая активное участие в составлении плана воспитательной работы, в деятельности класса, в самоуправлении, в построении модели класса, в разработке программ воспитания и т.д. Важное значение во взаимоотношениях классного руководителя с родителями по воспитанию духовно - нравственных ценностей имеет психолого - педагогическое просвещение родителей: лектории, индивидуальные консультации, общешкольное просвещение с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов).
Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд).
Духовность - это не роскошь, а вопрос выживания.
Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания, поиска пути к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью. Ведь уникальность искусства - в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.