• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технология: «Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности»

Технология: «Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №39»

(МКОУ С(К)ШИ № 39)

ул. Фасадная, 19,а/286, г. Новосибирск, 630120

тел/факс 341-16-66; e-mail: [email protected]



Технология:

« Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности»

Автор-составитель:

Носонова Ольга Алексеевна,

учитель по изобразительному искусству и ДПИ,

высшей квалификационной категории


Технология утвержденна кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО (протокол №1 от 06.09.2001г.)

Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО - Петрова Е.Э.,

Зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО, доктор психологических наук, профессор - Агавелян Р.О.









ВВЕДЕНИЕ

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. А соломка - это как раз тот замечательный, доступный природный материал, который предоставляет реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.

Включение в программу декоративно - прикладного направления представляется полезным и нужным в связи с тем, что в последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде, а там где это требуется. И возрождению угасших видов народного творчества. В связи с этим особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространённых местных растительных материалов - лозы и соломы, бересты и лыка, корня хвойных пород деревьев, рогоза.

Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве.

Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству, одним из подвидов которого является аппликация из соломки. Чтобы руководить деятельностью детей по изготовлению аппликации из соломки, необходима определенная практическая подготовка, как самого учителя, так и его учеников, желание терпеливо и упорно вести ребенка вперед, воспитывать его, поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Разумеется, нужно хорошо знать и учитывать интересы и возможности детей, уровень их трудовой подготовки. Индивидуальный труд учащихся заключается в том, что под общим руководством учителя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.

Уроки не только вооружают школьников умениями и навыками аппликации из соломки, но и помогают осознать силу творца, способного подчинить своей воле этот материал. Дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы. В результате каждая работа имеет свое индивидуальное лицо. И дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждает Л.С.Выгодский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Это и определило тему моей технологии разработанной на основе программы: «Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности», которая была впоследствии утвержденна кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО (протокол №1 от 06.09.2001г.),старшим преподавателем кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО - Петрова Е.Э.,зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО, доктором психологических наук, профессором - Агавелян Р.О.

Актуальность и новизна.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книге, приговаривая: «Красивая». В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет собственное суждение.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Однако стоит отметить, что эстетическому воспитанию детей, приобщая их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развить у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

Изучив ряд литературы, программ по декоративно прикладному искусству, а так же различных технологий, которые предусмотрены для реализации в общеобразовательных учреждениях, я решила разработать технологию: «Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности» для детей с нарушением зрения, а также для педагогов специальных коррекционных школ, детских садов и родителей.

В новых сложных экономических условиях интеграция инвалидов по зрению в современное развитое общество связана с возможностью человека самостоятельно заработать себе на жизнь, решив тем самым часть экономических проблем. Изделия из соломки служат людям на протяжении веков. Применения их разнообразны, они прочно вошли в быт человека. Работа с соломкой стала любимым занятием. Лучшие образцы из соломки являются произведениями декоративно - прикладного искусства. Значительное место в программе уделено тем изделиям, которые являются самыми популярными: кашпо, различные панно, объемные игрушки - сувениры, плетеные изделия. Это направление продиктовано ускоренным ритмом сегодняшней жизни: занятие соломкой должно быть не слишком утомительным и иметь практический смысл. Большинство учащихся школы - интерната для детей с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кисти рук. Практически все дети имеют потенциальные возможности для развития у них кожно-двигательного анализатора. Чтобы реализовать эти возможности, я организовала занятия по обучению слепых и слабовидящих учащихся работе с соломкой.

В результате использования данной технологии у детей формируется:

интерес к предмету изобразительное искусство, и декоративно - прикладное искусство

обучающиеся осваивают технологию выполнения аппликации из соломки

формируется желание изготавливать художественные изделия своими руками

повышается уровень мотивации слепых и слабовидящих обучающихся

у детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики и зрительного восприятия.

Методические приемы

Организация образовательного процесса.

В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей педагог может использовать различные формы и методы на занятиях в кружке.

На занятиях с детьми 7-10 лет используется фронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа. Эти формы требуют от учащихся общения друг с другом и с учителем. Сам процесс общения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.

Основной формой организации на первом этапе является коллективное выполнение одной аппликации из соломки подетальным образом, то есть каждый ребенок выполняет отдельные детали одной общей работы. Каждая цифра на детальке соответствует цифре на общем эскизе, что позволяет, лег- ко собрать всю аппликацию. Итоговая работа по сборке может проходить в форме игры в лото. Ведущий или педагог называет цифру, например, "У кого первая деталь?", ребенок проверяет номер своих деталек, и у кого номер совпал, говорит: "У меня первая деталь" и наклеивает детальку на эскиз. Такая форма работы наиболее эффективна на первом этапе, так как она позволяет за короткий промежуток времени выполнить всю работу.

Трудоемкий и утомительный процесс обработки (разрезания стебля на коленца и глажки соломки) может проходить в форме соревнования между бригадами или между каждым учеником. В конце соревнования подсчитывается количество нарезанных и разглаженных соломок, подводятся итоги.

Организация игровых ситуаций помогает приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.

Беседы, проводимые на занятиях в кружке, должны соответствовать возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. Они проходят в устной форме в сочетании с демонстрацией образцов изделий, рисунков, таблиц, видеофильмов. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словами для лучшего усвоения подаваемого теоретического материала.

На втором этапе мотивированность общения возрастает, если содержание и ход работы известны лишь бригадиру. В этих условиях организатор работы должен в доступной форме сказать, что и как надо делать и исполнители должны выполнить то или иное задание. Роль бригадира или ведущего на разных занятиях поручается разным членам группы. Бригадиры до занятий подготавливаются педагогом, обговаривается словарь, фразы. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов. На занятиях ребята составляют план работы и заявку на нужные материалы и инструменты. Выполнив работу, ребёнок отчитывается о проделанной работе, чтобы получить оценку своего труда и новое задание.

На первом и втором этапе необходимо планировать экскурсии в краеведческий музей, этнографические центры, в мастерские народных умельцев и в кружки прикладного творчества.

Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно включаться в организацию выставок: оформлять свои работы, развешивать и расставлять выставочный материал. Целесообразно проводить праздники труда и творчества, например "Город мастеров", в котором принимают участие все творческие кружки и трудовые коллективы школы, студии или центра детского творчества. На таких праздниках ребята не только демонстрируют готовые работы, но и показывают сам процесс выполнения изделий из соломки, рассказывают гостям о работе.

Педагог должен активно включать детей в творческий процесс, активизировать и поощрять индивидуальные работы. Самостоятельное выполнение работ становится основным на последнем этапе развития детей в кружке. Педагог выступает в роли консультанта.

Программа предусматривает ведение тетрадей-словарей, в которые ребята записывают сложную терминологию, названия инструментов и материалов, видов работ и так далее. Подобные записи помогут ребятам при самостоятельной профессиональной работе в кружках или индивидуально-трудовой деятельности.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для развития у школьников с нарушением зрения зрительного и осязательного восприятия.

ЗАДАЧИ:

Обеспечить уровень усвоения детьми содержания работы с соломкой.

Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности и сенсорики.

Формировать у учащихся художественный вкус, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.

Учить культуре работы с экологически чистым материалом.

Формировать умение творческой работы в коллективе.

Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за свои действия.

Воспитывать ответственность за порученное дело, умение доводить дело до конца.

Развивать интерес к сибирским мотивам в творчестве учащихся.

ПРОГРАММА.

Для решения поставленных задач используется утвержденная кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО технология:

«Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности».

Технологией предусмотрены следующие виды работы: выполнение аппликаций, объемных игрушек, панно, проведение бесед, экскурсий на выставки и музеи.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Цель: выработать у учащихся умение слушать учителя и выполнять определенные задания, организовывать своё рабочее место, изучить правила техники безопасности. Обучение приемам работы с ножницами, бумагой, шаблонами, трафаретом, клеем, соломкой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рас читана на 3 года.

При подготовке данной технологии были использованы следующие методы научно - педагогических исследований:

Изучение литературы по психологии, педагогике, методике преподавания декоративно - прикладного творчества, а также искусствоведческой литературы и технологической.

Наблюдение.

Беседы.

Данная программа для детей с нарушением зрения поможет в дальнейшем хорошо организовать, продумать деятельность ребенка на уроке, что поможет ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Все это вместе взятое готовит к жизни, к труду разнообразной полезной практической деятельности, независимо от того, будет ли ребенок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли народного хозяйства, сфере

бытового обслуживания, бизнесменом, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником.





ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план.

Тема

Количество часов

Всего

На

теоретические

занятия

На

практические

занятия

1

Введение

15

5

10

2

Техника работы с соломкой

10

3

7

3

Изготовление объемных игрушек

11

3

8

4

Составление эскизов

15

4

11

5

Составление узоров из соломки на объемных предметах

17

5

12

Всего:

68

18

50

ВВЕДЕНИЕ

Беседа о прикладном творчестве.

Показ выставки работ, выполненных.

Организационные вопросы.

Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсии в музеи, краткие сведения из истории русской культуры предметов быта, русской игрушки.

Знакомство со злаковыми растениями (пшеницей, рожью, ячменем).

Правила охраны зрения.

ТЕХНИКА РАБОТЫ С СОЛОМКОЙ

Подготовка материалов и инструментов. Подготовка рабочего места. Обучение приемам работы с соломкой, ножницами, клеем, шаблонами.

Наклеивание на прозрачную бумагу.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИГРУШЕК

Знакомство и основы с частями тела человека, животного. Обучение приемам обследования предметов и их изображений. Развитие моторики памяти, мышления, воображения.

СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ

Упражнения на различение соломки (для слабовидящих) по форме, цвету и размеру. Составление узоров по шаблону и самостоятельно. Вырезывание образцов и наклеивание соломки. Ориентировка в малом пространстве, освоение разных видов движения (движение по прямой, по кругу, волнистые, отрывистые линии). Использование приборов "Школьник" и Семевского.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

ориентироваться на плоскости листа бумаги, рабочем месте, изготовленном изделии с помощью учителя;

владеть приемами работы с клеем, ножницами, шаблоном, соломкой под контролем

учителя;

владеть приемами наложения, приложения, приклеивания для дифференцирования объектов по величине под контролем учителя;

владеть алгоритмом осязательного обследования предметов, варьировать способы

обследования под контролем учителя;

развитие творческих способностей и возможностей детей с нарушением зрения;

ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план



Тема

Количество часов

Всего

На

теоретические

занятия

На

практические

занятия

1

Введение

4

3

1

2

Заготовка соломы

8

1

7

3

Распаривание соломы

4

1

3

4

Техника окрашивания соломы

5

1

4

5

Способы разглаживания соломы

11

1

10

6

Составление эскизов

8

1

7

7

Изготовление аппликации

28

2

26

Всего:

68

10

58

ВВЕДЕНИЕ

Техника безопасности в работе с ножницами, утюгом, ножом, соломкой. Экскурсии в музей прикладного искусства. Правила охраны зрения.

ЗАГОТОВКА СОЛОМЫ

Техника безопасности при заготовке соломы. Свойства соломы.

РАСПАРИВАНИЕ СОЛОМЫ

ТЕХНОЛОГИЯ ОКРАШИВАНИЯ СОЛОМЫ

Техника безопасности, правила работы с красителями (луковая кожура, марганцовка). Дальнейшее формирование представление о цвете.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАЗГЛАЖИВАНИЯ СОЛОМЫ

холодный способ (разглаживание ножницы);

горячий способ (разглаживание утюгом).

Техника безопасности при работе с утюгом, ножницами, охрана зрения. Ориентировка в малом пространстве.

В карандаше, в красках.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ

Подготовка деталей к сборке. Обведение шаблона (обкалывание слепыми) самостоятельно. Вырезывание деталей, .наклеивание их. Изготовление аппликаций. Формирование эстетического вкуса и аккуратнрсти. Подготовка работ к выставке. Словесное проговаривание действий по изготовлению аппликаций. Словесное описание аппликаций.

СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

ориентироваться на плоскости листа бумага, рабочем месте, изготовленном изделии самостоятельно;

владеть приёмами работы с ножом, утюгом под контролем учителя;

владеть приёмами работы с клеем, ножницами, соломкой, шаблоном самостоятельно;

владеть приёмами наложения, приложения, приклеивания самостоятельно;

владеть алгоритмом осязательного обследования предметов, варьировать способы обследования самостоятельно;

владеть технологией окрашивания соломы под контролем учителя;

владеть способами и приёмами разглаживания соломы под контролем учителя;

владеть способами изготовления аппликаций под контролем учителя;

участвовать в выставках прикладного искусства;

ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план


Количество часов

Тема

Всего

На

На

теоретические

практические

занятия

занятия

1

Введение

3

1

2

2

Заготовка соломы

4

-

4

3

Распаривание, разглаживание соломы

8

1

7

4

Окрашивание соломы

3

-

3

5

Самостоятельное составление эскизов

8

1

7

Изготовление:



7

1

6

6

- аппликаций на объемных предметах;

11

1

10

-панно.

-объемных игрушек сувениров

24

1

23

Всего:

68

6

62

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Экскурсии в музеи, на выставки, беседы об искусстве. Правила охраны зрения.

ЗАГОТОВКА СОЛОМЫ

Свойства соломы. Техника безопасности при заготовке соломы.

РАСПАРИВАНИЕ, РАЗГЛАЖИВАНИЯ СОЛОМЫ

Соблюдение правил техники безопасности, охраны зрения. Выполнение работы под наблюдением учителя.

Техника безопасности при работе с утюгом. Ориентировка в пространстве. Выполнение работы самостоятельно.

ОКРАШИВАНИЕ СОЛОМЫ

Техника безопасности при работе с лаком. Охрана зрения. Выполнение работы самостоятельно.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ, ИГРУШЕК-СУВЕНИРОВ, ПАННО

Подготовка соломки, наклеивание отдельных деталей на кальку, наклеивание их на фланель, драп, бархат самостоятельно. Изготовление аппликаций игрушек-сувениров самостоятельно. Изготовление панно под руководством учителя самостоятельно. Составление эскизов. Обучение детей изготовлению изделий по эскизам. Словесное описание изделий. Словесное проговаривание действий по изготовлению аппликаций, игрушек-сувениров, панно. Подготовка работ к выставкам.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

владеть приёмами работы с ножом, утюгом самостоятельно; владеть самостоятельной техникой эскизирования;

владеть технологиями распаривания, окрашивания, разглаживания соломы самостоятельно;

словесно описывать действия по изготовлению изделий из соломки;

анализировать изготовляемое изделие;

делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в художественно-прикладной деятельности;

Главная идея обучения и воспитания детей с нарушением зрения - это развитие личности, приспособление к ежедневной жизни людей, к их стилю жизни в обществе.

Программа "Работа с соломкой" ориентируется на учащихся в возрасте 9-14 лет, нуждающихся во всесторонней поддержке для адаптации в микросоциуме.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании важных практических навыков, самостоятельности, ориентировки в пространстве, допрофессиональной подготовки, воспитании любви к русской культуре.

Главная особенность занятий - атмосфера принятия, доверия и взаимопонимания между педагогом и учеником.

Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, медиков), а также их родителей.

Помимо коррекционно - развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребёнка в течении 3 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребёнка, определяют его "зону ближайшего развития".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИЙ ИЗ СОЛОМКИ

Стебли растений.

В работе пригодятся стебли любых злаков.

Чтобы получить наиболее качественный материал, пригодный для разных видов аппликации, злаки собирают в конце июля, и просушивают в небольших снопиках 2-3 дня.

Цветовая гамма соломы необычайно велика, более 100 цветов и оттенков. Цвет ее зависит не только от сорта злака, но и от условий произрастания.

У стебля сразу отсекают верхнюю часть, где расположен колос, и корневище. Необходимо удалить также узлы - места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают острыми резачками или ножницами.

Заготовленные стебли-колена необходимо аккуратно рассечь, распарить, а затем разгладить утюгом. Существует и холодный способ разглаживания соломы: стебель разрезают вдоль, раскрывают и аккуратно, но с усилием проглаживают кольцами ножниц.

Солома различных злаков заметно различается не только по цвету, но и по размеру. У ржи и пшеницы она более крупная, стебли более широкие и длинные, а полоски, полученные после надрезания, отпаривания и выглаживания стеблей, более толстые.

Особо грубые стебли необходимо проварить в воде 15-20 минут. Мягкую и нежную солому, в том числе солому овса и ячменя, варить не надо. Достаточно положить под теплую или горячую воду и подержать 3-5 минут. Солома распариться и будет готова для разглаживания.

Гладить лучше на доске. Разглаживание ведут сначала по внутренней стороне надрезанного и распаренного стебля, тогда носик утюга будет сам раздвигать его. Необходимо лишь слегка поправить стебель во избежание заломов. Необходимо следить, чтобы влага в процессе глажения полностью испарилась, иначе заготовленный материал будет плохо храниться. Просушенный с внутренней стороны стебель переворачивают и аккуратно

поглаживают с лицевой стороны. Материал для работы готов. Теперь необходимо разобрать его по цветам и оттенкам и разложить по отдельным баночкам или коробочкам.

Ели цвет соломы нужно слегка высветить или придать ей светло-желтый оттенок, то ее кипятить несколько минут в растворе питьевой соды (взять соду на кончик ложки и растворить в 1 литре воды). Для отбеливания применяют кипячение с промышленным отбеливателем или в растворе (15%-ный раствор). После отбеливания солому промывают горячей (60°) проточной водой в течение 10 минут, затем высушивают при комнатной температуре.

Оттенки красновато-коричневых цветов в зависимости от исходного материала получают путем кипячения в течение 10-15 минут в отваре коры крушины или дуба (1-2 ст. ложки на 1 л воды), а также в крепко заваренном чае. Часто используют отвар луковой шелухи, который дает желтовато-коричневые цвета. Темно-коричневые и черные оттенки получают путем обжигания паяльником.

Хранить заготовленные стебли лучше в какой-то емкости под крышкой, чтобы на них не слишком воздействовали перепады температуры воздуха и влажность.

Композиция из соломки

- Выполнить работу из соломы совсем несложно. Иногда направление показывает сама природа, стоит только повнимательней присмотреться к изображению. Что касается направления расположения соломинок при выполнении деталей, то их подскажет объем и форма.

Когда направление выкладки соломы на всех деталях аппликации определено, можно приступать к дальнейшей работе. Переведите на кальку поочередно детали аппликации. Пометьте на каждой направление выкладки соломы, чтобы потом не терять времени на поиски. Выклеивание соломы будет вестись по лицевой, а вырезание контура деталей - по изнаночной стороне. Переверните кальку на изнаночную сторону и обведите контур детали. Лучше

обвести рисунок шариковой ручкой, чтобы при последующей работе контур был ясно виден.

Если детали небольшого размера, то лучше покрыть клеем всю ее площадь. Затем на покрытую клеем поверхность уложите соломинки в показанном штрихами направлении. Если же деталь значительно больше, то клеем смазывается небольшой участок внутри контура для двух-трех соломинок. Длина соломинок, которыми вы заполняете контур детали, должна быть немного больше необходимой. Выкладывать соломинки надо очень плотно, не допуская зазоров и нахлестов - только встык. По ходу выклеивания необходимо заглаживать наклеенные полоски соломы, чтобы приклеилась вся поверхность. Заглаживать можно кольцами ножниц или нерабочей частью резака. После того как набрано и приклеено все полотно, кальку переворачивают и аккуратно вырезать деталь по контуру.

Если деталь аппликации имеет большой размер, следите за тем, чтобы направление, выбранное вами, не менялось по ходу выклеивания соломы. Изготовить таким образом одну деталь, приступайте к изготовлению других, не забывая следовать выбранному для них направлений выкладывания.

Когда все детали будут выполнены в материале, их нужно тщательно погладить утюгом.

Когда в тональной отношении все детали оформлены, следует приступить к их сборке. Сборку нужно проводить так же, как и при аппликации из бумаги, чтобы избежать искажения рисунка.

Собранное изображение целиком или по частям прикрепляют при помощи клея к фону, смазав склеенный блок в нескольких местах. Вставляют работу в рамку обычным порядком.

Готовую работу оформляют, как обычно: ее либо забирают под стекло и обрамляют плотной полоской бумаги, либо закрепляют в готовой рамке (также под стекло).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕОМЕНДАЦИИ:


  1. Подбор рисунка.

Аппликация относится к декоротивно-прикладному искусству, а оно имеет свои особенности. И главная из них - условность, простота, обобщенность. Рисунок, который вы подобрали, желательно упростить, стилизовать.

  1. Материал.

Для аппликации используют соломку ржи, пшеницы, ячменя, овса.

  1. Инструменты и приспособления.

Потребуются: утюг, резак, маленькие и большие ножницы, карандаш и линейка, копировальная бумага, клей бесцветный, пинцет, ванночка для замачивания соломки, ДВП, ткань, рамка.

  1. Разделка соломки.

Обычными ножницами (проверьте, чтобы они легко щелкали, иначе скоро появятся мозоли) разделываем соломку, то есть вырезаем узлы и при этом снимаем рубашку. Часть стебля от узла до узла называется коленцем. Для аппликации годятся второе и третье коленца. И еще желательно отобрать самые чистые и светлые коленца, хотя иногда нужны и темные, рябые.

Отобранную соломку замачиваем в горячей воде минут на 15, а затем разрезаем вдоль ножницами и гладим с внутренней стороны, готовую соломку делим по цвету.

  1. Подготовка эскиза.

В аппликации элементы композиции смотрятся красиво, если отделены друг от друга, иначе они сливаются.

Если все же элементы накладываются друг на друга (например, цветы на листья), то необходимо создать сильный цветовой или тональный контраст.

Невыразительно смотрятся большие соломенные детали, поэтому лучше разбить их на более мелкие. Например, рыбку лучше делать не целиком, а отдельными элементами.

Подобрав рисунок, переведите его на кальку, а затем на этой же кальке обведите его с обратной стороны.

  1. Подготовка рабочей плоскости.

Взять нужного размера ДВП и обтянуть тканью. Она создает отличный фон. Причем ткань должна быть матовой, без рисунка.

  1. Нанесение рисунка и разработка эскиза.

Переведите готовый рисунок с кальки на рабочую плоскость. На кальке у каждой детали еще нужно поставить линию направления соломки. Кроме того, на рисунке отметим светлые и темные места, штрихами обозначим места затемнения.

  1. Объемная аппликация.

Особенно эффективны цветы, если их лепестки выпуклые: они не приклеены, а отстают от фона. Лепестки нужно вырезать так же, как было указано раньше: чтобы соломка лежала на них от центра к краю. Но вырезайте каждый лепесток чуть длиннее, чем он есть, так как лепестки выгнутся, ромашка соберется и станет меньше, чем на рисунке.

Чтобы лепесток выгнуть, краем ножа или тупым краем ножниц проглаживаем его несколько раз, прижимая к подушечке большого пальца. И все-таки не стоит очень сильно выгибать детали, это выглядит не очень красиво.

Затем к краю лепестка приклеиваем кусочек кальки. Вот за этот хвостик из кальки и приклеиваем лепесток на картину.

Выпуклыми можно делать лепестки, листья, тычинки цветов, перья птиц, хвосты и плавники рыб. Но лучше не злоупотреблять объемными деталями, не перегружать ими композицию. Достаточно сделать объемными лишь самые крупные, а остальные наклеить плоско.

КОРРЕКЦИЯ ПРОГРАММЫ

В процессе апробации данной технологии, возникла необходимость в ее коррекции.

Было выявлено, что количество часов на практическую часть по изготовлению панно не достаточно, в связи с чем было изменено тематическое планирование.

В связи с ограниченными возможностями зрительного восприятия слепых и слабовидящих детей, светлый фон панно был заменен на темные тона (черный бархат, так как он не дает бликов).

Так же была изменена технология изготовления панно (изготовленные детали приклеиваются на общий эскиз, а затем на готовый фон).

Заключение

Занятия ребят декоративно - прикладным творчеством, изучение новых видов аппликации в том числе, аппликации из соломки, связаны преобразованием и совершенствованием трудовых навыков, и играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учащихся. Приобщая детей к народному искусству нужно понимать, что оно является своеобразным катализатором детского изобразительного творчества, в нем аккумулируется традиционный художественный опыт поколений. Также следует добавить, что занятия декоративно-прикладным творчеством помогают ближе узнать искусство своей страны, своего края и его особенности. Ребята приобщаются к искусству своих отцов и дедов, сами становятся его творцами.

Изучение ранее незнакомой техники аппликации из соломки позволяют учащимся приобщиться к общему делу, получить новые знания, которые обогатят их внутренний мир, разовьют стремление к новым успехам в декоративно- прикладном искусстве, желание заниматься творческим трудом.

Отмеченные в работе данные по организации и содержанию занятий аппликации из соломки могут оказать помощь и быть использованы в практической работе, как учителем общеобразовательной школы, так и руководителем изостудии, в домах творчества и других заведениях, где дети учатся постигать прекрасное, творить своими руками.

В процессе разработки и апробации данной технологии были определенные трудности - отсутствие современной специальной литературы, посвященной аппликации из соломки. Приходилось пользоваться незначительными отрывками из самых различных источников по декоративно­-прикладному творчеству. В основном это были исторические справки о ремесле и краткие описания удивительных свойств соломки, недостаточная информация о технологии аппликации из соломки, в основном это собственный опыт. Низкий уровень готовности слепых и слабовидящих учащихся обусловленный нарушениями зрительного восприятия. Ориентировки в малом пространстве и мелкой моторики.

Технология апробирована в работе со слепыми и слабовидящими детьми в течение трех лет.

Данная технология может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности кружках и студиях, также будет полезна для педагогов специальных школ, садов и родителей имеющих детей с нарушением зрения.

Результативность применения данной технологии подтверждена следующими фактами:

- Малой золотой медалью Сибирской Ярмарки «За оригинальную технологию педагогической и медицинской реабилитации детей»: «Организация работы с соломкой слепых и слабовидящих детей во внеурочной деятельности».

- Статья в журнале: Воспитание и Дополнительное образование в Новосибирской области №3 июль-сентябрь 2006г. «На встречу с прекрасным»

- Грамоты участников и победителей различных конкурсов района, города, области: «Юные таланты Сибири», «Радуга добрых сердец», «Желаю тебе, Земля моя», «Новосибирск юный», «Твори красоту своими руками», «Русские узоры».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алехин А. Основы декоративного искусства в школе. М., 1984.

Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.

Бельмер В.А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей. // Дефектология. М., 1998. № 6.

Богатеев 3. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.,1986.

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Газарян С.И Прекрасное - своими руками. М., 1980.

Гусаков М. Аппликация. М., 1982.

Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. М., 2002.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., 1991.

Гладких Л.П Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию. // Дефектология. М., 1993. № 6.

Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры для детей с нарушениями зрения. // Дефектология. М., 1988. №2.

Доронов Т. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. М., 1992.

Заикин Р.М. На пути к творчеству. Л., 1971.

Карпова Н.Н. Каждый ребенок талантлив. Н-ск., 2000.

Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Системы личных взаимоотношений. Минск, 1984.

Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002.

Нагибина М.И. Природные дары доя поделок и игры. Яр-ль., 1997.

Народное декоративно-прикладноное искусство: Учебные программы // Традиционные промыслы и ремесла. 1997. № 1.

Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1981.

Основы эстетического воспитания. - под ред. Кушаева Н.А. М., 1986.

Сергеев В.И. Плетение из соломки от деда Василия. Ростов-на-Дону, 2000.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Зт. М., 1981.

Потемкина А.В. Рисование по представлению как средство диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с нарушениями зрения. М.,1987.

Федотов Г.Я. Из соломы, травы, камыша... // Сделай сам. М., 1992. № 3.

Федотов Г.Я. Сухие травы. М., 1999.

Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. М., 1981.

Черныш И. Поделки из природных материалов. М., 1999.

Шпикалова Т. Я., Поровская Г.А. Народное искусство и детское творчество. М., 2000.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - под ред. Лабковской Г.С. М., 1983.



© 2010-2022