• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов

Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов

Современное общество переживает в настоящее время нравственно- патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму.                 В «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909), отмечается формирование и распространение  знаний об истории и культуре населяющих Россию народов.  Сохранение их исторического наследия и развитие наци...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Тема самообразования:

«Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов»



Выполнила: Погорелова С. Г.,

учитель ИЗО, МОУ СОШ №27

г. Волгоград, первая

квалификационная категория.



Волгоград 2011










Введение.

Видный русский собиратель фольклора прошлого столетия П.В.Киреевский писал: «…отличительное, существенное свойство варварства - беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».

Воспитание национальной памяти означает формирование внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо! Не зная истоки своей национальной культуры, кто будет любить, беречь и преумножать ее богатства, если не знает, как может это быть прекрасно? Никто!

Если не знакомить и не приобщать к своей родной культуре наших детей, их могут приобщить к другой культуре (кинофильмы, мультфильмы западного производства и весьма сомнительного качества, итак заполонили наш телеэкран).

С чего же начинать? Прежде всего, пробудить у ребят интерес к культурным корням своего народа, дать почувствовать гордость и уважение к своим предкам, к месту где ты живешь и людям которые жили до тебя.

Главное, нужно зажечь в каждом ребенке искру творчества, неравнодушного отношения к прекрасному искусству своей страны, края, города.

Будет ли наше следующее поколение знать историю и культуру своих предков? Будет ли звучать мелодия народной песни, народного орнамента, раскрывающая ребенку красоту души своего народа, во многом зависит от каждого учителя.

Многогранна работа в этом направлении. Это и небольшие включения регионального компонента в уроки по государственной программе и разработка отдельных уроков, а также создание цикла уроков. Такая работа может проводиться, как на уроке, так и во внеурочное время.

Актуальность опыта.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-

патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании

подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к

минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных

установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому воображению многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных

ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии

восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала-

носителя русской культуры.

В «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909), отмечается формирование и распространение знаний об истории и культуре населяющих Россию народов. Сохранение их исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций, обеспечение оптимальных условий для их сохранения и развития, наряду с воспитанием уважения к культуре других народов и мировым культурным ценностям служат основными задачами национальной политики Российского государства.

Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена

диагностика эффективности работы школы по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Учащиеся 5 классов имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно- прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить

крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства

современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых

культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92%

считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не

знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы

заключается в необходимости формирования и развития детей

школьного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров,

необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой

личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи

в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Следует подчеркнуть, что школьникам свойственно наглядно-

образное мышление, а детям с проблемами в развитии особенно характерны

кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать

не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и

«живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы,

предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации,

«переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря

чему для них открывается возможность первого проникновения в историю

родного края, русского народа.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта - пробудить у детей интерес к

освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и

настоящее, возникло много нового, и сохранились различные пласты

художественного наследия народа, развивать способности детей средствами

всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания

учебных предметов как путь формирования приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре, предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Длительность опыта.

Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику работы школы в течение трѐх лет. Имеющийся материал рассчитан для учащихся 5-ых классов и включает в себя интегрированный курс обучения и воспитания. Усвоение материала, формирование навыков и умений у учащихся занимает достаточно длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребѐнка в мир народной культуры.

Диапазон опыта.

В опыте представлены: перспективные планы уроков ИЗО 5класс, сценарии внеклассных мероприятий, легенды и мифы русского народа, конспекты уроков, экспонаты музея ДПТ, подлинные произведения русского народного творчества, презентации к интегрированным урокам, проверочные тесты и кроссворды.

Теоретическая база опыта.

К.Д.Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную

самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине и

ввѐл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика».

Он считал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

народным. Я считаю необходимым донести до сознания своих учеников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать в национальных традиция. Поэтому, приобщение детей к истокам русской

народной культуры в условиях интеграции разделов художественно - эстетического цикла является приоритетным направлением и решается во всех видах педагогической деятельности: на уроках, в играх, труде, быту.

Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно- эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учѐных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, М.А.Некрасова и другие. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей,

выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщѐнность пластики форм и образов. Значение народного искусства для эстетического

воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества - Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б. Халезова,

Ю.В.Максимов и другие. Разработанны Т.Я Шпикаловой концептуальные

положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей, методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у школьников.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчѐркивала в своих работах Т.Я.Шпикалова. Она утверждала, что использование народного творчества в школе никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступала в тесной связи с педагогическими и художественными задачами современной педагогики. Понятно, что в современных условиях невозможно полностью возродить традиционную культуру. Общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту, изжило себя. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передать новому поколению.

Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интел-лектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для приобщения учащихся к русской народной культуре. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих обучению. Обучение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда, но именно это и присуще интегри-рованному содержанию.

Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует решению еще одной важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития учащихся. Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний.
Предлагаемая модель - один из возможных вариантов межпредметной интеграции средствами учебного предмета, в данном случае народного искусство. Интегрирование на основе народного искусства основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. Приобщаясь к народному творчеству, учащиеся должны не только рисовать, лепить, но и петь, танцевать, импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им станет понятно и то, что объединяет искусство народное и классическое.

Реализация интеграции разных видов народного искусства, в учебно-

воспитательном процессе, осуществляется в интегрированных уроках, экскурсиях, викторинах, праздниках, тематических вечерах, концертах.

Поэтому, для работы с учащимися пятых классов выделили следующие формы работы: учебная (проведение уроков ДПТ) и внеурочная работа.

Эти мероприятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаньями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Важно, что интеграция позволяет включиться в процесс воспитания и обучения многих специалистов школы:

●учителей:

изобразительного искусства,

технологии,

музыки,

истории,

литературы.

●учителей-логопедов, психологов

Степень новизны опыта

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребѐнка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении межпредметной интеграции как средства приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре.

2.Технология опыта

Воспитанию у детей патриотических чувств, приобщению к миру

прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического

восприятия, нахождению каждым ребѐнком своего места в окружающем

мире как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к

народной культуре.

Методика работы ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовые представления об изобразительном искусстве, литературе, музыке, истории, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре. Но та информация, которую получают дети, не должна ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства. Поэтому,

Задачи данной работы:

▪ Формировать представление о синкретичности народного искусства;

▪ Формировать обобщенные знания и умения учащихся:

-знаний у учащихся о предметах народного быта, праздников, традициях, видах народно-прикладного творчества

- умение читать символы и знаки вышивки, знать элементы национального костюма;

-умения самостоятельно применять приобретѐнные знания, навыки и умения.

-потребности использовать данные знания и умения на практике;

▪ Познакомить с традициями проведения обрядовых праздников;

▪ Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;

▪ Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус,

художественно-творческие способности.

Для успешной реализации поставленной цели выделены

следующие условия:

▪Приоритетное внимание к специфическим видам деятельности:

изобразительной, театрализованной, музыкальной, культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие учащегося, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

▪Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми, использование разнообразных методов и приѐмов воспитания и обучения.

▪Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности

учащихся. Организации выставок детского творчества.

▪Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приѐмов

и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой

мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества учащихся.

▪Вариативность во всѐм: выборе тем занятий, организации обстановки,

средств, методов работы.

▪Внимательное, тактичное отношение к каждому ребѐнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

формирование такого же отношения к творчеству и у родителей учащихся.

▪Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной,

игровой и других видов художественной деятельности, который означает

необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению: природе,

искусству, местным традициям, характерному для региона народному

искусству.

Прежде, чем приступить к работе по данному направлению на первом

этапе проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений. Касающихся: уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, игр, разных видов народно- прикладного творчества. Параллельно в форме анкетирования проведена диагностика родителей. Результаты показали довольно низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Поэтому привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребѐнку, но и к родителю.












Межпредметная интеграция

как средство приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре.

Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов



Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классовМежпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов

Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов



Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классовМежпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов





Я, учитель по Изобразительному искусству, работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработала цикл интегрированных уроков для учеников 5 классов.

Тема урока

Предметы

1.

Древние образы в современных народных игрушках.

ИЗО+ Т

2.

Конструкция и декор предметов быта.

ИЗО+И+Т

3.

История праздничного народного костюма.

ИЗО+И

4.

Вышивка предметов быта.

ИЗО+Т+И

5.

Роспись пасхальных яиц.

ИЗО+И+Т

Для достижения поставленных задач на уроках изобразительного искусства использую электронные приложения (презентации, видеофильмы), различный дидактический материал. См. Приложение. Для контроля знаний учащихся использую тесты, контрольные работы, кроссворды и др. См. Приложение. На материале народного фольклора подобраны сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для детей и родителей.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня.

Русская песня, представляющая синтез музыки, слова и зачастую движение-

это культурное наследие народа, которое содействует осуществлению

всеобщего музыкального воспитания. Она доступна восприятию детей

разного возраста, еѐ мелодический материал близок им и понятен.

Поэтому в содержание занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. На занятии используют распевки «Чики-чики- чикалочки», «Василѐк», «Две тетери», «Дождик» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, такие как «На горе-то калина», «Землюшка-чернозѐм», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.

Выставка работы - это всегда волнение. Выставка коллективной работы приносит всем радость, поощряя умелых и подталкивая к лучшей работе остальных.

Считаю главной целью своего предмета - воспитание человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Одной из форм организации интегрированных занятий, развлечений,

досугов являются театрализованные представления, в основе которых лежит

игра-драматизация по мотивам русских народных сказок.

А как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ. С этой целью проводится этюдная работа, которая даѐт возможность ребѐнку проявить творчество, найти самостоятельно выразительные особенности персонажа.

Помогаю детям овладеть такими средствами образной выразительности, как

жест, мимика.

В процессе подготовительных действий учащиеся обсуждают текст, распределяют роли, придумывают и изготавливают необходимые декорации, элементы костюмов. Они рисуют, вырезают, конструируют - всѐ это является частью неразрывного творческого процесса и доставляет детям не меньшую радость, чем само представление. Результатом работы является показ спектаклей.

Большую радость приносят учащимся русские народные игрушки.

Игрушка - это не просто развлечение, прежде всего игрушка - культурный

объект, с помощью которой решаются задачи духовного воспитания,

социальной адаптации. На занятиях знакомят детей с разнообразием народных игрушек, изготовленных из глины, дерева. Я, познакомила с возникновение народной игрушки, подготовила материал о разных еѐ типах (деревянные, тряпичные, глиняные и пр.), разработала ряд занятий по изготовлению народной игрушки. Учитывая, что современный ребѐнок играет далеко не в самодельные куклы, опыт показал, что дети должны знакомиться не только с видами народных игрушек, но и приѐмами их изготовления. ......

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение таких календарных праздников, как «Покрова», «Святки», «Пасха», «Масленица», «Рождество».... Таким мероприятиям всегда предшествует предварительна работа, которая требует тактичного и деликатного доведения информации, так как народная культура переплетается с христианскими обычаями, традициями, обрядами.

Если мы хотим говорить о воспитании как процессе развития личности

ребѐнка, то необходимо начинать с элементарного: обеспечить учеников

самым необходимым материалом, который близок его культуре и наилучшим

образом отражѐн в его языковом сознании. Так как имеющегося материала по данному направлению было недостаточно. Поэтому следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом

по разделам:

●устное народное творчество,

●народный быт.

●народная игрушка,

●народная игра,

●народное искусство.

Для этого были приобретены предметы народных художественных

промыслов (гжель, хохлома, городец, дымка, жостов и др.), соответствующая

литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного

творчества, пополнены образцы поэтапного рисования элементов декора-тивных росписей.

Инициатива была поддержана учащимися и их родителями. Благодаря, совместной работы , появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки.

Так возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба».

Большое значение в приобщении к народной культуре имеют создание музея народного творчества. Учащиеся имеют возможность прикоснуться к предметам народного быта прошлых лет. Полюбоваться мастерством своих дедов и прадедов.

3.Результативность опыта.

Завершающим этапом по данному направлению является

педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности

знаний у учащихся о предметах народного быта, праздников, традициях, видах народно-прикладного творчества; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно применять приобретѐнные знания, навыки и умения.

Разработана методика диагностики, которая проводится в два этапа.

На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень

интеллектуальной, социально-культурной художественной компетенции

детей в области народной культуры с помощью дидактических игр,

проведения тестирования.

На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребѐнка в

процессе продуктивной деятельности.

Результаты диагностики были следующими:

-учащиеся овладели знаниями названий и назначения предметов народного быта

(◙ -63 %- высокий уровень; ◙- 37%- средний уровень);

-повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества,

(◙-72% высокий уровень, ◙-28% средний уровень);

-овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов

народного быта в рисовании, лепке

(◙-55-высокий уровень,◙-45%-средний уровень);

- в течении года у учащихся сформировался устойчивый интерес к народным

играм, праздникам, развлечениям

(◙-28%-высокий уровень, ◙-72%-средний уровень).


Динамика роста интереса по темам четвертей

Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классовВ целом за три года уровень интереса детей повысился:

◙-83% высокий уровень, ◙-64,4%- средний уровень.

Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов

Данные результаты подтвердили эффективность используемых

форм, методов и приѐмов в приобщении учащихся к русской народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки,

зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических

занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ

прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Учащиеся пятых классов с удовольствием инсценируют народные сказки и показывают их учащимся начальной школы и группам детского сада.

Особый колорит в мир ребѐнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что даѐт ребѐнку самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить»- вносить новые элементы, движения, правила. Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребѐнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

© 2010-2022