- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект на тему Народное творчество
Конспект на тему Народное творчество
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова И.Р. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка занятия
«Народные промыслы России»
Автор: Макарова И.Р., воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 53
г. Санкт-Петербург 2014 г
Аннотация
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8 - 12 лет к русскому народному творчеству, и обучению выполнения основных элементов в цвете на бумаге.
Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей цветной рисовальной графике. В них приведено занятие, посвященное графическому цветному рисованию матрешки.
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе , а так же на занятиях ГПД .
Цель занятия:
научить графическому выполнению в цвете основных элементов хохломской , городецкой росписи на матрешке.
Задачи занятия:
обучающие:
познакомить детей с формой матрешки, с деталями ее и изображением .
научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
воспитательные:
прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
развивающие:
развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.
Методическое оснащение занятия:
Материально - техническая база:
технические средства обучения (ПК); материалы (цветные карандаши, ручки и фломастеры), краски: гуашь, акварель, кисти «пони» № 5, бумага белая А 4, лекала, линейка, ножницы, цветная бумага.
Дидактическое обеспечение: презентация «История изготовления русской куклы «Матрешка», образец изделия, презентация « Хохлома», презентация « Городецкая роспись» , технологические карты.
Методы обучения:
рассказ педагога;
практическая работа детей под контролем педагога;
выставка работ.
Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая.
Конспект занятия:
Организационный момент.
Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.
Вступительная беседа. Объявление темы занятия.
Звучит русская народная музыка.
Педагог демонстрирует детям хохломскую ложку и русскую матрешку.
- Здравствуйте, дети! Посмотрите на эту куколку. Нравится? Сегодня вы сами научитесь рисовать такую.
Для начала я расскажу вам немного об истории этой куклы.
Русская матрешка появилась в России в 90-х годах 19 века.
Под руководством русского мецената Мамонтова были созданы художественные мастерские в селе Абрамцево, где наряду с профессиональными художниками работали и народные умельцы. Здесь и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Эскизы к ней были сделаны Малютиным - пропагандистом «русского стиля» в искусстве.
Матрешка это «Мать» (по латински) многочисленного семейства.
Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.
Слайд №1. с изображениями народных кукол-матрешек.
В матрешек не только играли - они помогали человеку на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла-матрешка - создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Слайд №2. Ребенок в колыбельке и мама.
Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять - играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал...
Слайд №3 Фото весеннего леса. Дети играют на улице.
Весна - время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол-матрешек - обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь - ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.
3. Подготовка к работе. Правила ТБ.
-Именно такую куклу - «Матрешку» мы сегодня попробуем с вами нарисовать.
- Давайте посмотрим, что нам потребуется для рисования матрешки.
Что вы видите на столе?
Дети рассказывают о том, что лежит на столе.
Для чего нам нужны эти вещи?
- белая бумага А 4, ручки, цветные карандаши и фломастеры, краски, кисти, лекала, линейка, ножницы, цветная бумага.
- схемы с изображением последовательности рисования матрешки;
У вас на столах есть и схемы рисования куклы-матрешки. Они вам помогут правильно нарисовать матрешку.
- Матрешку будем рисовать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что - то не поняли.
звучит лёгкая музыка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).
- Давайте немножко отдохнем.
Заключение. Рефлексия.
Ребята ,вы - молодцы! Потрудились на славу.
- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?
- Сложно было? (Ответы детей)
-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!
6. Уборка рабочего места.
7. Подведение итогов занятия.
Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.
Список использованной литературы:
Е.Берстенева, Н. Догаева, «Кукольный сундучок», Москва. Издательство «Белый город»,2011 г.
И.Н. Котова, А.С. Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург, Издательство «Паритет», 2003 г.
Сайты:
letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы (игровые народные куклы - фото с названием)
webartplus.narod.ru/folk32.html (Авторская матрешка).
Приложение №1.
«Весёлая неделька» - гимнастика для глаз.
- Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда - сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.