Технологическая карта урока ИЗО для 6-го класса. Тема: Цвет в произведениях живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

технологическая карта урока.

Тема:Цвет в произведениях живописи

класс 6.

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная

Образовательные ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

artsait.ru

Оборудование Наглядно-демонстрационный материал

репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.

Основные понятия и термины

Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

Содержание урока.

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь - узнай,

Не знаешь - узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?

М. Бромлей

В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет - живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник

по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину

на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись - это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 1-2.)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)

II. Изучение нового материала

Объясните

льно-иллюстрати-вный.

Практичес-

кий

1.. Дети выполняют два задания. Первое подобрать цвета для создания композиции на тему "Огонь", другое - на тему "Ливень".

- Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)

- Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 3.)

- Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)

- Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 4.)

Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.

Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.

Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.

Понятие о локальном цвете.

Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.

Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.

Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».

Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.

Желтый - «желто- блестящий».

Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.

Коричневый - коричневый значит цвета корицы.

Красный - алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».

Локальный цвет - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 5.)

Делят цвета

на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму

Групповая и индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства

2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 6.)

Алгоритм анализа:

- Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?

- Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

- Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?


III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

- Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два - три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.

Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:

1. Подготовительный этап - наметим контуры всех предметов светлыми линиями.

2. Первый этап - приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.

3. Второй этап - передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.

4. Третий этап - моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.

5. Последний этап - обобщаем цвета, смягчаем контуры.

Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением

Индивидуальная работа

Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.

Регулятивные:

принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности

в учении

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос - ответ».

Выставка работ учащихся

Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось самым трудным?

- Дайте эмоциональное название созданным букетам!

Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.

Проявляют интерес к работам своих то-

варищей.

Дают название букетам
товарищей

и сравнивают их с первоначальными названиями

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:

способны адекватно рассуж-

дать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи




© 2010-2022