Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 100116 Парикмахерское искусство, входящей в укрупненную группу специальностей 100000 сферы обслуживания, по направлению подготовки 100100 Сервис.           Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 16437 Парикмахер.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

НЯГАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОДБ.05. История мировой культуры

_______________________________________________________________________

Код и название дисциплины


100116 «Парикмахерское искусство»





Нягань, 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) «Парикмахерское искусство» 100116

Согласовано:

на заседании ПЦК

«Гуманитарного цикла»

Протокол № 1

от «30» августа 2013г.

Председатель ПЦК

________________ В.В.Дмитриева


Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский профессиональный колледж»

__________________ М.Г. Штепина

Разработчик:

Преподаватель БУ «Няганский профессиональный колледж»

_________________В.В. Дмитриева


















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОрт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19


1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой культуры


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 100116 Парикмахерское искусство, входящей в укрупненную группу специальностей 100000 сферы обслуживания, по направлению подготовки 100100 Сервис.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 16437 Парикмахер.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен уметь:

  • анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;

  • ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;

  • применять материалы по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен знать:

  • основы искусствоведения;

  • историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;

  • характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства;

  • первоисточники искусствоведческой литературы;

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  7. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  8. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  9. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  10. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки, обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы, обучающегося 50 часов.


2 СТРУКТУРА И примерное СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

40

контрольные работы

-

курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


Итоговая аттестация в форме зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История мировой культуры»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Дата

Самостоятельная работа

Уровень освоения

Тема № 1. Европейское искусство








Содержание учебного материала





Введение.

Цели и задачи дисциплины «История изобразительного искусства», ее связь с другими учебными дисциплинами и роль в освоении профессиональной образовательной программы и в профессиональной деятельности парикмахера. Краткие исторические сведения об истории изобразительного искусства и его роли в жизни общества.

Основные понятия и термины истории изобразительного искусства.

2-2



2

Составление глоссария.

1


№ 1

3

Искусство первобытного общества.

Определение понятия «искусство».

Основные виды и памятники изобразительного искусства первобытного общества.

Условия формирования основ материальной и духовной культуры первобытного общества.

Зарождение изобразительной деятельности

2-4



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Искусство палеолита, мезолита, неолита эпохи бронзы.

Памятники архитектуры, скульптуры, скальные рисунки, рельефы в пещерах.

1


№ 2

3

Искусство Древнего мира.

Определение понятия «культура».

Условия формирования культуры Древнего Египта.

Периодизация искусства Древнего Египта.

Основные черты изобразительного искусства Древнего Египта.

2-6

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Культура Древнего Египта

1

№ 3

3

Практические занятия № 1

Особенности искусства каждого периода на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи.

2-8



3

Выполнение разноуровневых заданий.

1


№ 4

3

Общая характеристика античной культуры.

Роль мифов и легенд в культуре и искусстве Древней Греции.

Периодизация искусства Древней Греции.

Эволюция основных видов изобразительного искусства.

2-10



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Древняя Греция

1


№ 5

3

Практические занятия № 2

Творчество скульпторов Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя, Лисиппа, Леохара.

2-12



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Лисипп, Леохара.

1


№ 6

3

Социально-культурное своеобразие Древнего Рима.

Периодизация искусства.

2-14



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Древний Рим

1


№ 7

3

Практические занятия № 3

Нововведения и рационализация в области изобразительного искусства: архитектуры ,скульптуры, живописи.

2-16



3

Составление кроссворда.

1


№ 8

3

Искусство Европы Средних веков.

Определение понятия «стиль».

Основные стилевые направления искусства эпохи Средневековья.

Периодизация европейского искусства Средневековья.

2-18

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Основные стилевые направления искусства эпохи Средневековья.

1

№ 9

3

Практические занятия № 4

Основные черты изобразительного искусства Европы Средних веков.

2-20



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Изобразительное искусство различных государств Европы.

1


№10

3

Место Византии в истории и культуре средневековой Европы.

Этапы средневекового искусства в Западной и Центральной Европе (дороманский, романский, готический).

2-22



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Византия.

1


№ 11

3

Практические занятия № 5

Ведущая роль архитектуры, характерные особенности романского и готического стилей.

2-24



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Скульптура Средневековья и ее связь с архитектурой.

Живопись: монументально-декоративная живопись, мозаика, роспись.

1


№ 12

3

Искусство Европы эпохи Возрождения.

Определение понятия «античность».

Роль античного искусства в формировании культуры эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения - период величайшего расцвета культуры и искусства.

Периодизация развития искусства эпохи Возрождения.

Искусство Ренессанса в Италии. Периодизация.

2-26

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Архитектура: строительство храмов, творчество Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио.

1

№ 13

3

Общие черты и характерные и особенности искусства Нидерландов, Германии и других европейских государств.

Формирование национальных художественных школ.

2-28



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Живопись: решительный поворот от иконы к картине, появление жанров в живописи, становление станковой живописи, стенные росписи, творчество Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Тициана, П.Веронезе.

Средневековое Возрождение и его отличие от Итальянского.

1


№ 14

3

Практические занятия № 6

Своеобразие живописи нидерландского Возрождения (на примере творчества Я ван Эйка, И.Босха, П.Брейгеля).

2-30



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Портрет Я ван Эйка, И.Босха, П.Брейгеля

1


№ 15

3

Искусство Европы XVII - XVIII веков.

Определение понятий «барокко», «классицизм», «рококо»,

Основные черты изобразительного искусства Европы XVII - XVIII веков.

Стилевые направления изобразительного искусства Европы XVII - XVIII веков.Формирование стиля барокко.Ведущая роль архитектуры: монументальные городские ансамбли и усадьбы,живопись дворцов и церквей, творчество Ф.Бороммини, Л.Бернини.Скульптура: скульптурные портреты, творчество Л.Бернини (Италия), П. Пюже (Франция).

2-32

2-34

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Живопись: разнообразие жанров: творчество итальянского живописца М.Караваджо, художников Фландрии П.Рубенса, и Я.Ирланса, голландских живописцев Ф.Хальса, Рембрандта, Я.Вермеера, испанских живописцев Эль Греко, Веласкеса.Классицизм в искусстве Франции XVII - XVIII веков

Архитектура: слияние стилей классицизм и барокко, ансамбль Версаля, Малый Триано, Лувр.

Скульптура: связь с архитектурой и садово-парковыми ансамблями, монументально-декоративная скульптура, творчество Ф.Жирардона.

Живопись: творчество Н.Пуссена - теоретика классицизма.

2

№ 16-17

3

Практические занятия № 7

Формирование стиля рококо во Франции XVIII века.

Архитектура: гражданская архитектура, ведущая роль интерьеров в особняках, творчество Ж.Бофрана.

Скульптура: развитие станковой и декоративной скульптуры, гражданские портреты, творчество Мю.Фальконе и Ж. Гудона.

Декоративно-прикладное искусство: высокий уровень предметов интерьера, мелкой пластики, посуды, ювелирных украшений, оружия.

2-36



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Живопись: роспись плафонов, стен, пасторальный жанр изображенийА.Ватто, реалистическое направление Ж.Шардена, сентиментализм Ж.Греза.

1


№ 18

3

Искусство Европы XIX - XXвеков.

Определение понятий «ампир», «эклектизм», «модерн».

Основные черты изобразительного искусства Европы XIX - XX веков.

2-38

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Основные стилевые направления в искусстве Европы XIX - XX веков.

1

№ 19

3

Крупнейшие представители и выдающиеся произведения искусства Европы этого времени.

Стили и направления в искусстве ампир, эклектизм, модерн и др.

Архитектура. Стиль ампир времен наполеоновской империи: мемориальные сооружения, триумфальные арки, памятные колонны, парадные интерьеры дворцов. Скульптура: равноправное положение в системе с архитектурой, повышение значения пластически выразительной формы, различные течения (импрессионизм и др.), творчество О. Родена.

2-40



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Живопись: формирование новых национальных школ живописцев, направления и течения в живописи XIX - XX веков., новый метод работы на пленере, творчество Т.Русо, Э. Мане, обобщенность и драматизм образов, творчество П .Сезана, В. ван Гога, П.Гогена. и крупнейших художников - XX века П.Пикассо, А.Матисса и др.

1


№ 20

3

Практические занятия № 8

Роль и значение изобразительного искусства европейских стран в мировом искусстве - XX века.

2-42



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Эклектизм: совмещение форм различных стилей (неоренерсанс, неорококо и др..)Модерн: свобода формообразования за счет металлических конструкций, роль пластики и орнамента, произведения А.Гауди (Испания), Ч.Макинтоша (Великобритания).

1


№ 21

3

Тема № 2. Искусство Востока. Америка и Африка.

Содержание учебного материала





Особенности искусства Индии, Китая, Японии.

Определение понятий «мифология», «религия».

Влияние мифологии и религии на искусство стран Востока.

Основные периоды в развитии искусства стран Востока

Краткий обзор изобразительного искусства Индии, Китая, Японии.

Определение понятий «храм», «мечеть», «мавзолей», «минарет».

Особенности искусства Индии.

Архитектура: культовые памятники Древней Индии, разнообразие и богатство сооружений (храмы, мечети, мавзолеи, минареты), градостроительство XVI -XX веков.

Скульптура: древние рельефы и круглая скульптура людей, животных, божеств, каноны и символика в постановке фигур скульптуры Средневековья.

2-44



2

Оформление рефератов:

Национальные особенности и памятники искусства Индии, Китая, Японии.

1


№ 22

3

Практические занятия № 9

Художественные школы с европейской системой обучения XVIII - XX веков (в духе национальных традиций, сочетание традиций индийского и европейского искусства, подражание западному модернизму).

2-46



3

Оформление рефератов:

культовые памятники Древней Индии

1


№ 23

3

Особенности искусства Америки.

Определение понятий «ацтеки», «майя», «инки».Культура Древней Америки (ацтеков, майя, инков), распространение культур европейского типа в XVI XVIII веках

Архитектура: пирамиды, храмы, дворцы, жилища и крепости Древней Америки; мощные укрепленные здания миссий и церквей колониального периода, богатые усадьбы плантаторов, городская архитектура в духе классицизма, романтизма, готики, эклектизма; появление многоэтажных зданий и небоскребов в XVI XVIII веках, стили эклектизм и модерн, принцип «органической архитектуры», сложные пространственные конструкции.

Живопись: фрески древних храмов; портретная и жанровая живопись эпохи колониализма; различные школы и течения в живописи XIX - XX веков, индивидуальность творчества Д.Риверы, Х.Ороско, Д.Сикейроса, Р.Кента

2-48
















2

Составление глоссария

1


№ 24

3

Практические занятия № 10

Общие сведения о формировании и развитии изобразительного искусства Америки.

2-50



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Скульптура: древние культовые статуи из символических изображений, стелы с рельефами, скульптура и орнамент для украшения зданий; связь скульптуры с архитектурой, реалистическое направление в скульптуре XIX - XX веков.

1


№ 25

3

Особенности искусства Африки.

Определение понятий «ритуальные маски», «калебас».

Особенности изобразительного искусства Африки.

Народное и профессиональное искусство.

Архитектура: деревянные прямоугольные, круглые постройки с двускатной плоской или конической крышей; прямоугольные мечети без минаретов; многоэтажные здания, современные материалы и конструкции.

Скульптура: монументальная терракотовая пластика древней Африки, бронзовые человеческие фигур и скульптурные портреты с тонкой моделировкой форм, мелкая деревянная пластика, ритуальные маски, современная профессиональная скульптура, народные традиции

.Живопись: древние наскальные изображения, искусство профессиональных художников в национальных традициях, европейские направления и течения (реализм, модернизм и др.); театрально-декоративное искусство.

Декоративно-прикладное искусство: изготовление резных табуретов, браслетов, орнаментальных калебасов, гончарных, стеклянных и кожаных сосудов, набивных и вышитых тканей.

2-52



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Формирование и развитее изобразительного искусства Тропической Африки.

1


№ 26

3

Тема №3. Русское искусство.

Содержание учебного материала





Языческая культура древних славян

Процесс формирования культурно-исторической общности древних славян. «Слова об идолах» (XII век) о трех основных этапах развития славянского язычества.

2-54



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Владимир Святой и попытки реформы язычества в 980 году.

1


№ 27

3

Практические занятия № 11

Древнерусское государство и его культурные центры

Древнерусское государство и его культурные центры: Киев, Новгород, Псков, Владимир.

2-56



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Особенности развития кузнечества, архитектуры, иконописи.

1


№ 28

3

Практические занятия № 12

Искусство Древней Руси.

Определение понятий «иконография», «портрет-парсуна», «книжная миниатюра».

Влияние истории, культуры и религии иностранных государств на древнерусское искусство.

Периодизация искусства Древней Руси.

Характерные признаки изобразительного искусства Древней Руси в исторической последовательности развития древнерусской культуры.

Наиболее значительные памятники древнерусского изобразительного искусства.

Скульптура: декор в архитектуре (плоский резной рельеф, скульптурные маски).

Декоративно-прикладное искусство: костюм, оружие, посуда, церковная утварь, расцвет ювелирного искусства, мелкая пластика.

2-58



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Архитектура: монументальные дворцовые постройки из дерева и камня; храмы в Киеве, Владимире, Новгороде; монастыри, сочетание дворцовых и культовых зданий в одном комплексе, Ансамбль Кремля а Москве.

1


№ 29

3

Практические занятия № 13

Византийское влияние на русскую культуру и искусство

Византийское влияние на русскую культуру и искусство: общая характеристика. Об условиях для православия в культуре славян.

2-60



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Защитить реферат:

Трансформация византийского иконописного канона в сторону дальнейшего субъективизма. Влияние Византии на культуру Древней Руси.

1


№ 30

3

Практические занятия № 14

Сравнительный анализ живописи 15 века на примере иконописных работ А.Рублева и Ф.Грека.

2-62



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Живопись: мозаики и фрески в храмах; правила иконографии, условность форм и реальность образов; иконопись, декоративность и графичность икон; усиление жанровых моментов; появление портрета - парсуны; книжная миниатюра; творчество - А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия, С.Ушакова.

1


№ 31

3

Культурный подъем XIV - XV веков

Государственные мотивы в культуре XIV-XV веков. Проблема самооценки человека в условиях формирования единой государственности (учение исхизма, монастыри как культурная сила, духовное подвижничество).

Предвозрождение в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения русской культуры. Новгород как культурная альтернатива Москве. Влияние в Новгороде идей исхизма. Черты общеевропейского предвозрождения в новгородской живописи. Причины незавершенности Возрождения на Руси.

2-64



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Гуманный мотив жертвы жизнью ради счастья людей - образ Троицы. Мир новгородской фрески. Архитектура.

1


№32

3

Русская культура XV - XVI века

Идея самодержавия в культуре Московского царства. Обоснование права московских князей на абсолютное самодержавство в политической теории Иосифа Волоцкого. Идея богоизбранности власти московского государя. Окончательное оформление постулата о неограниченности верховной власти и безусловном самовластии ее носителя при Иване Грозном.

Самодержавие в иерархии ценностей культуры Московского царства. Влияние государства на язык и символику русской культуры XV-XVI веков.

Русская культура XV-XVI веков: соединение традиций древнерусской культуры и новаций итальянского Возрождения в архитектуре. Диалог культур в ансамбле Московского Кремля.

Развитие традиций иконописи А. Рублева в творчестве Дионисия. Особенности иконописи Дионисия.

Особенности русской национальной традиционной культуры и базовых ценностей. Отношение к труду, собственности, богатству, семье.

Воплощение переходного характера русской культуры в образе юродивого.

Предчувствие нового времени в культуре конца XV - начала XVI века. Проблема традиции и инновации в русской культуре XV - начала XVI века. Переходный характер культуры: консервация идеалов традиционной культуры и влияние европейского Возрождения. Элементы рационализма в русской культуре конца XV - начала XVI века.

4-68




Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Московский Кремль - символическое воплощение идеи «Москва - третий Рим». Архитектурные новации Успенского собора. Шатровый храм как образ единства, независимости и силы Московского царства.

1


№ 33-34

3

Контрольная работа

2-70




Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Составление глоссария по изученному курсу.

1


№ 35

3

70/28/35




XVII век - борьба традиционализма и модернизации

Русская культура XVII века: встреча двух эпох. Кризис средневековой системы ценностей в русской культуре. Новые черты в русской культуре.

Рационализация картины мира, историзм литературы и живописи. Обмирщение культуры.

Проблема традиции и новации в литературе XVII века. Тема ценности человеческой личности в народной литературе. Новый культурный герой новой житийной литературы.

Новые тенденции художественного творчества XVII века. Влияние западноевропейского барокко на русскую литературу и искусство. Книга и учения в XVII веке. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская академия и содержание образования. Роль книги в домашнем образовании. Книжный человек XVII века.

Переходный характер русской культуры XVII века. Смена внешних культурных ориентиров. Двойственность, противоречивость культурных процессов на пороге нового времени.

2-72



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Особенности русского барокко. Миссия литературы барокко в культуре XVII века, произведения С. Полоцкого, С. Медведева, К. Истомина. Театр XVII века. Новый язык изобразительного искусства. С. Ушаков. Парсунная живопись.

1


№ 36

3

Культурный переворот Петровской эпохи

Раскол культур при Петре Великом: культура традиционная (народная) и западноориентированная (культура элиты).

Сущность культурного переворота Петровской эпохи. Самодержавие как главный фактор культурного переворота. Смысл и содержание петровского культурного переворота: военно-имперская самореализация, стремление к всеобщему порядку, выделение европеизированной дворянской культуры, сильное влияние женского культурного начала.

Петровский вариант профессионального образования для нужд государства, отношение к образованию.

Раскол культур при Петре Великом.

2-74



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Архитектурный облик петровской России.

Реформы Петра Великого - введение гражданской печати и гражданского шрифта, формирование системы государственного светского образования. Изменение в быте и нравах. Петербург - европейский город.

1


№ 37

3

Искусство России XVIII века.

Определение понятия «сентиментализм».

Влияние реформ Петра I и социально-политических событий в России на русскую художественную культуру XVIII века.

Основные черты изобразительного искусства России XVIII века.

2-76



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Основные принципы и стилевые черты русского изобразительного искусства XVIII века

1


№ 38

3

Практические занятия № 15

Выдающиеся мастера искусства России XVIII века и их наиболее известные произведения.

Скульптура: барокко и классицизм в русской скульптуре; отражение ноых исторических устремлений в России; монументально-дворцовая скульптура и реалистический скульптурный портрет в творчестве Б.Растрелли, Э.Фальконе, М.Козловского, Ф.Шубина.

Живопись: классицизм в русской живописи, развитие жанров, расцвет портретного жанра, парадный и интимный портрет, черты реализма, сентиментализма и народности, творчество И.Никитина, А.Матвеева, А.Антропова, И.Аргунова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского; Исторический жанр в творчестве А.Носенко.

Декоративно-прикладное искусство: мебель, фарфор, художественные изделия из металла, стекла, камня, кости, роспись по дереву.

2-78



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Первые монументальные постройки Петербурга; начало русского барокко (зодчие Д.Трезини, М.Земцов); расцвет барокко в творчестве Б.Растрелли, дворцово-парковые ансамбли, загородные дворцы; русский классицизм; зодчие В.Баженов, М.Казаков и их творение в Москве, Петербурге и других городах; стиль рококо в дворцовых интерьерах.

1


№ 39

3

Практические занятия № 16

Русская культура XVIII века. Усиление западного влияния на развитие русской культуры

Просвещение как тип культурной эпохи. Просвещение и просветители. Особенности просветительской политики в России.

Система информации в XVIII - начале XIX века: газеты, журналы, календари. Книжное дело. Н.И. Новиков и Екатерина II. Создание библиотек. Назидательный и сатирический характер литературы: Д. Фонвизин, А. Кантемир, Н. Новиков, А. Сумароков, И. Крылов.

Общественная роль просветителей. Масонство в духовной жизни русских просветителей - идеология образованного дворянства. Противостояние интеллекта и власти.

Типы просветителей XVIII века: ученые-энциклопедисты (М. Ломоносов, Е. Дашкова), литераторы (Д. Фонвизин, И. Крылов), журналисты (Н. Новиков), мыслители-бунтовщики (А. Радищев). Становление государственной цензуры.

Рост национального самосознания - «История государства Российского». Особенности реформирования русского литературного языка.

Академическая модель светского образования. Косность дворянства, монополизм церкви - основные препятствия в организации школьного дела. Университетский проект образовательной системы. И. Шувалов. Концепция образования и воспитания просвещенного абсолютизма И. Бецкой. Создание системы школьного образования.

Рождение светской живописи. Изменение системы жизненных ценностей как основы новой эстетики. Усвоение европейского опыта и трансформация собственных традиций. Начало светского художественного образования.

Барокко и классицизм эпохи абсолютизма и Прссвещения. Особенности русского барокко середины XVIII века (Б. и К. Растрелли). Духовные и идеологические основы русского классицизма (Де Ла Мот, Ринальди, Кваренги, М. Баженов, И. Казаков и др.).

Сентиментализм: Н. Карамзин.

2-80



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Выделение жанров светской живописи: графика (А. Зубов), пейзаж (С. Щедрин, Ф. Алексеев, Ф. Матвеев, М. Щедрин), историческая живопись (А. Лосенко, Г. Угрюмов). Феномен русского портрета XVIII - начала XIX века. Истоки портретной живописи. Начало русского портрета (И. Никитин, А. Матвеев). Формирование стилей русской живописи. Феномен женского портрета (И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Особенности портретной живописи начала XIX века. Психологизм мужского портрета и сентиментализм женского (В. Тропинин, О. Кипренский, К. и В. Брюлловы, Венецианов).

1


№ 40

3

Искусство России XIX века.

Определение понятия «псевдорусский стиль».

Влияние исторических событий на русское изобразительное искусство XIX века.

2-82



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Основные черты изобразительного искусства России XIX века.

1


№ 41

3

Практические занятия № 17

Творчество видных деятелей искусства и их произведения.

Архитектура: высокий классицизм, ампир (1-я половина XIX века), классические образы градостроительства, творчество архитекторов А.Воронихина, А.Захарова, К.Росси в Петербурге, формирование нового облика Москвы и творчество О.Бове. эклектизм и псевдорусский стиль 2-ой половины XIX века, модерн (конец XIX - начало XX века) дворцы, храмы, здания музеев, вокзалов, торговые ряды, много квартальные жилые дома, творения архитекторов А.Штакенншнейдера, К.Тона, А.Семенова, Ф.Шехтела и др.

Живопись: академические каноны русской живописи XIX века, борьба новых направлений с салонно- академическим искусством. Романтизм в творчестве О.Кипренского (портреты современников), романтические пейзажи С.Щедрина, сочетание портретного и бытового жанров в работах В. Тропинина. Образы крестьян и родной природы в произведениях А.Венецианова. Историческая живопись К..Брюллова. Библейские сюжеты в творчестве А.Иванова. Критический реализм в жанровой живописи П .Федотова. Живопись тесно связанная с современностью в творчестве И. Репина, Н, Ярошенко, К. Савицкого, Г. Мясоедова, В.Маковского. Портреты лучших представителей нации в творчестве В..Перова, И. Крамского, И. Репина, Русская история в картинах В. Сурикова , Н. Ге, В. Верещагина. Былинный эпос В. Васнецова. Размах русского пейзажа а творчестве А. Саврасова, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского. Проявление черт раннего русского импрессионизма в творчестве С. Коровина, В. Серова. Переплетение фантастики с реальностью в работах М.Врубеля.

Декоративно-прикладное искусство: влияние и развитие промышленных технологий в производстве изделий декоративно-прикладного искусства, ювелирное искусство (крупные фабричные предприятия, фирма Фаберже), фарфоро - фаянсовое производство. Народные художественные промыслы: резьба по дереву и кости, чернение по серебру, кружевоплетение и вышивка, роспись по дереву и на лаковых изделиях, керамика и глиняные игрушки.

2-84



3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Академическая школа русской скульптуры, классицизм 1-й половины XIX века, реалистическое направление 2-ой половины XIX века, связь скульптуры с архитектурой, стремление к исторической конкретности и жанровой характерности, монументальная скульптура (В,Демунт-Малиновский, С.Пименов, И .Мартос); монументально-декоративная скульптура (П..Клодт), скульптурный портрет (А.Опекушин), станковая скульптура (М .Антопольский).

1


№ 42

3

Практические занятия № 18

Искусство России XX века.

Определение понятий «модернистическое течение», «символизм», «футуризм», «супрематизм», «модернизм», «кубизм».

Крупнейшие исторические события XX века в обусловленных ими этапах и особенностях развития культуры и искусства России.

Влияние научно-технического прогресса, демократических тенденций на мировоззрение и творческие поиски мастеров изобразительного искусства.

Отличительные особенности творчества и основные произведения отечественных мастеров изобразительного искусства.

2-86



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Основные стилевые направления развития искусства России XX века.

1


№ 43

3

Культура послеоктябрьского времени (1917 - 1940 годы)

Культура России в дореформенный период: «Золотой век» русской культуры.

Отечественная война 1812 года, восстание декабристов - влияние и отражение этих событий в искусстве.

Западники и славянофилы. Реформа народного образования и открытие учебных заведений. Развитие технической мысли.

Литература - ведущая область культуры в XIX веке

Романтизм как ведущее направление художественной культуры первой трети XIX века. Переход к реализму.

Культура пореформенной России. Отмена крепостного права. Реформа в сфере образования. Издательская деятельность. Расцвет науки и изобретательства.

Критический реализм в русской литературе. Влияние литературы на музыкальное искусство. Развитие музыкальной культуры и музыкального образования.

2-88



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

А.С. Пушкин - основоположник русской литературы.

Архитектурные шедевры Петербурга и Москвы.

Творчество передвижников.

Меценатство и его роль в развитии отечественной культуры.

1


№ 44

3

Практические занятия № 19

Культура периода Великой Отечественной войны

Культура периода Великой Отечественной войны: публицистические очерки, кинематограф, графика и живопись, творческие бригады, театральная жизнь, музыка, поэзия.

2-90



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Война в произведениях советской культуры.

1


№ 45

3

Послевоенная культура

Послевоенные черты советской культуры: тоталитаризм, субъективизм.

2-92



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Русская Православная церковь в годы тоталитаризма (1930 - 1950-е годы).

1


№ 46

3

Культура периода «оттепели» (1956 - 1968)

Новые условия для развития культуры. Отечественное документальное и художественное кино. Литература второй половины XX века.

2-94



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Приметы «оттепели» в культурной жизни страны.

1


№ 47

3

Отечественная культура в эпоху «застоя» (1969-1985)

Застой - кризис системы. Оппозиция режиму. Направления и итоги развития культуры. Развитие науки и образования.

Новые тенденции и явления в развитии отечественной литературы и искусства.

2-96



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Развитие театрального искусства и кинематографа в 1960-1980-х годах.

1


№ 48

3

Практические занятия № 20

Перестройка и культура (1985 - 1991)

Новая социально-политическая ситуация в стране и ее влияние на тенденцию в культурной жизни. 1 000-летие крещения Руси. Тенденции в развитии образования и науки. События в области литературы и искусства.

2-98



2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентации с использованием ТСО по теме:

Великая Отечественная война и послевоенное искусство.

Научно-техническая революция 50-х - 60-х годов.

Противоречивость духовной жизни общества в 80-е - 80-е годы.

Раскрепощение общества и культуры в 90-е годы.

Разрушение «железного занавеса».

Многообразие и самобытность художественных школ.

Роль России в мировом изобразительном искусстве XX века.

2


№ 49-50

3

Зачет

2-100




Всего

100/40/50







Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных Разработка электронного учебного пособия по теме).

3 условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «История мировой культуры» требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: социально-экономических дисциплин.


  1. посадочные места по количеству обучающихся;

  2. рабочее место преподавателя;

  3. комплекты учебников. История искусств, Западноевропейское искусство;

  4. История искусств, Отечественное искусство;

  5. журналы, альбомы, буклеты, открытки видеофильмы, презентации по изобразительному искусству;

  6. комплект нормативной документации;

  7. комплект учебно-методической документации;

  8. графические наглядные пособия: учебные таблицы-плакаты, карточки с индивидуальными заданиями для выполнения практических работ;

В процессе реализации учебной дисциплины используются информационные технологии.

Технические средства обучения:

№ п/п

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Инв. № по колледжу

1.

Системный блок

Formoza

2007

210104063

2.

Оверхед-проектор

RINDERMANN



3.

Монитор 19"

Samsung 913N (KSB) Matisse New Simple (ярк. 3)



4.

Корпус ATX

Miditower INWIN S-508 black/silver 400 W P4 US



5.

Клавиатура Genius

Genius



7.

Фильтр питания

PILOT L (5 розеток)




3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Власова, Р.И.История русского искусства: учеб. пособие. - М.: Изобразительное искусство, 2007, - 526 с.

  2. Емоханова, Л.Г. Мировая художественная культура учеб. пособие. - М.: Академия, 2007, - 688 с.

  3. Кузьмина,М.Т, История зарубежного искусства: учеб. пособие / Мильцева, Н.Л. - М; Изобразительное искусство, 2006, - 736 с.

  4. Школа изобразительного искусства: в 3-х томах: учеб. пособие. - М.; Изобразительное искусство, 2006, 1-й том - 608 с, 2-ой том - 590 с, 3-ий том - 544 с.

Перечень Интернет - ресурсов

festival.1september.ru/subjects/28/

fondcultura.ru/index.htm

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com

mediacitr.info/o-tsentre/programmnyie-produktyi/v-pomosch-uchitelyu-mhk.

art.1september.ru/

artclassic.edu.ru

allenru/edu/art1.htm

impressionism.ru/

museum-online.ru/

arthistory.ru/index.htm

jivopis.ru/gallery/

smallbay.ru/

wm-painting.ru

art.rin.ru/

greekroman.ru

mifolog.ru/

byzantium.ru/

archi-tec.ru

archi.ru

artyx.ru

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: учеб. пособие. - М.; Искусство, 2001, - 736 с.

  2. Дмитриева, Н.А. Искусство древнего мира: - М; Детская литература, 2009, - 208 с.

  3. Ильина, Т.В. История искусств, Западноевропейское искусство, учебник - М.: Высшая школа, 2000, - 384 с.

  4. Ильина, Т.В. История искусств, Отечественное искусство, учебник - М.: Высшая школа, 2000, - 411 с.

  5. Коптерова Г.П. Искусство Среднего Востока. - М; Детская литература 2009;

  6. Прохорова А.М. Советский энциклопедический словарь. - М; Советская энциклопедия, 2005;

4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Практическая работа № 1-20

Самостоятельная работа № 1-50

Умения:

Практическая работа № 1-20

Самостоятельная работа № 1-50

  • анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена.

  • ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена.

  • применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий.

Оценка выполнения практического задания в ходе экзамена.

Знания:

Практическая работа № 1-120

Самостоятельная работа № 1-50

  • основы искусствоведения;

Тестирование, устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, экзамен.

-- историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;

Тестирование, устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, экзамен.

- характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства;

Тестирование, устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, экзамен.

- первоисточники искусствоведческой литературы;

Тестирование, устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, экзамен.

Контроль и оценка результатов содержит 7 контрольных точек, обеспечивающих текущий контроль.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета, в основе которого лежит пятибалльная шкала оценивания.

Оценка

Критерий

«5»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, качественно и творчески

«4»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, при выполнении отдельных алгоритмов действий допущены небольшие отклонения, общий вид объекта достаточно аккуратный

«3»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением заданной последовательности, отдельные алгоритмы действия выполнены с отклонением от образца, объект оформлен небрежно или не в заданный срок

«2»

Обучаемый самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, при выполнении алгоритмов действия допущены большие отклонения, объект оформлен небрежно и имеет незавершенный вид

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.


Разработчик:

БУ «Няганский преподаватель обществознание В.В. Дмитриева

профессиональный колледж»

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



© 2010-2022