Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Пояснительная записка.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5-6 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • Развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  • Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • Развитие у учащихся эстетических чувств, умение видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • Ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

  • Развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.)

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п.

Параллельно с практической работой учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5-6 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как и где, в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаге следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать о применении диафильмов.

Беседы об изобразительном искусстве. В 5-6 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработки у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Пол влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.







6 класс

составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

(1 ч в неделю)

Рисование с натуры

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение. Предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимися средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Декоративное рисование

Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование на темы

Развитие и совершен7ствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выделяя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

  • Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

  • Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

  • Передавать связное содержание осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

  • Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

  • Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

  • Найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.









Разделы, темы уроков



Кол-во часов



ЗУНы



ОУУНы

Планируемая дата

Фактическая дата


Повторение



Практическая работа



Контроль

I

Декоративное рисование

6

Знать:

- практическое и общественно полезное значение работ;

- приемы выполнения простейшего шрифта по клеткам декоративного характера

Уметь:

- закрепить умения и навыки, полученные ранее;

- строить сетчатый узор с помощью механических средств;

- стилизовать природные формы;

- пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов

- организо-вать свое рабочее место;

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу

1

Составление сетчатого узора для ткани

1

Сетчатый узор

текущий

2

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов

1

фрукты

Декоративное рисование

текущий

3

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей

1

овощи

Декоративное рисование

текущий

4

Составление эскиза для значка

1

Эскиз

Декоративное рисование

текущий

5

Составление симметричного узора

1

симметрия

Декоративное рисование

текущий

6

Составление поздравительной открытки ко Дню Учителя

1

Поздравитель-ная открытка

Декоративное рисование

итоговый

II

Рисование с натуры

8

Знать:

- общую форму предмета (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет;

Уметь:

- совершенствовать процессы анализа, синтеза, сравнения;

- в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение;

- предварительно планировать свою работу;

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- передавать в рисунке объемную форму предметов доступными средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой

- работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

- понимать учебную задачу;

- слушать объяснение учителя

1

5-тиконечная звезда

1

Изученные темы по данному разделу





Рисование с натуры

текущий

2

Рисование с натуры игрушки

1

Рисование с натуры

текущий

3

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

1

Рисование с натуры

текущий

4

Рисование фигуры человека. Фигура девочки в шубке

2

Рисование с натуры

текущий

5

Предметы цилиндрической формы

2

Рисование с натуры

текущий

6

Рисование с натуры предмета конической формы

1

Рисование с натуры

итоговый

III

Декоративное рисование

5

Знать:

- практическое и общественно полезное значение работ;

- приемы выполнения простейшего шрифта по клеткам декоративного характера

Уметь:

- закрепить умения и навыки, полученные ранее;

- строить сетчатый узор с помощью механических средств;

- стилизовать природные формы;

- пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармоничных сочетаний цветов

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу;

- слушать рассказ, объяснение учителя

1

Рисование новогодней открытки. Изготовление новогодних масок

2

Изученные темы по данному разделу

Декоративное рисование

текущий

2

Рисование объемного предмета сложной формы, его оформление

2

Рисование с натуры, декоративное рисование

текущий

3

Составление эскиза заголовка газеты

1

Декоративное рисование-шрифт по клеточкам

итоговый

IV

Рисование на темы

4

Знать:

- композицию рисунка;

- содержание иллюстрируемого рисунка

Уметь:

- отражать свои наблюдения в рисунке;

- продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание;

- отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения;

- работать акварельными и гуашевыми красками

- работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

- понимать учебную задачу;

- слушать объяснение учителя


1

Беседа об искусстве: прошлое нашей Родины в произведениях художников

1

Изученные темы по данному разделу

Беседа

текущий

2

Что мы видели на стройке

2

Рисование на тему

текущий

3

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

1

Рисование на тему

итоговый

V

Декоративное рисование

2

Знать:

- практическое и общественно полезное значение работ;

- приемы выполнения простейшего шрифта по клеткам декоративного характера

Уметь:

- закрепить умения и навыки, полученные ранее;

- строить сетчатый узор с помощью механических средств;

- стилизовать природные формы;

- пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов

- организо-вать свое рабочее место;

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу

1

Составление поздравительной открытки: 23 февраля

1

Изученные темы по данному разделу

Декоративное рисование

текущий

2

Плакат, посвященный 8 Марта

1

Декоративное рисование

итоговый

VI

Рисование на темы

7

Знать:

- композицию рисунка;

- содержание иллюстрируемого рисунка

Уметь:

- отражать свои наблюдения в рисунке;

- продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание;

- отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения;

- работать акварельными и гуашевыми красками

- соблюдать правильную осанку;

- уметь понимать учебную задачу;

- слушать рассказ, объяснение учителя

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

2

Изученные темы по данному разделу

Рисование на тему

текущий

2

Рисование на тему: проводы зимы

1

Рисование на тему

текущий

3

Рисование с натуры птиц

1

Рисование с натуры

текущий

4

Рисование на тему: мы покоряем космос

1

Рисование на тему

текущий

5

Тематический рисунок: птицы - наши друзья

1

Рисование на тему

текущий

6

Рисование с натуры предмета шаровидной формы

1

Рисование с натуры

итоговый

VII

Подведение итогов года, выставка рисунков

2

итоговый



© 2010-2022