- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока изо О чём рассказывают гербы?
Конспект урока изо О чём рассказывают гербы?
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сурженко И.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока изо в 5 классе.
Тема: " О чем рассказывают гербы и эмблемы".
Цель: продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем, познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них; выполнить герб семьи или огранизации.
Задачи:
1.Обучающие:обеспечить условия для усвоения общепринятых приемов работы кистью в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений
2.Развивающие: Развивать фантазию, воображение, умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов;
3.Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к своей истории и культуре.
Оборудование:
Для учителя: классная доска, презентация по теме, работы прошлых лет учеников по теме.
Для учащихся: учебник, альбом, кисти, краски, палитра, баночка под воду .
Ход урока
Структура урока
Содержание урока
1.Организационный момент:
- приветствие;
-проверка готовности к уроку;
- психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте проверим свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать, альбом, кисти, краски, баночка с водой и учебник.
-Все готовы к уроку, молодцы! Будьте внимательны на уроке, от того так внимательно вы будите слушать меня на уроке будет зависеть успех вашей работы.
2.Сообщение нового материала.
Сегодняшний урок хочу начать с истории легендарного вождя индейцев Гайавата.
Мудро правил Гайавата своим народом, научил из выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал свою письменность:
И на гладкой на берёсте,
Много сделал тайных знаков:
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую.
Для небес- дугу над нею.
Для восхода- точку слева,
Для заката- точку справа.
А для полдня- на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в небе- время ночи.
А волнистые полоски-
Тучу, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был здесь знаком приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-
Знаком гнева и угрозы.
Встречаются ли в современном мире такие знаки- символы, которые заменяют слова или целые предложения?
Вы наверное поняли, что мы с вами будем говорить геральдике, эмблемах. Поэтому и тема нашего урока звучит так: «О чем рассказывают гербы и эмблемы»
История возникновения знаков и символов
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов.
Основой герба является щит. В геральдике встречаются гербы самых разных форм- от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических
В геральдике используются 7 цветов
-Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости,
Белый серебро)- символ чистоты;
Червленый(темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой - символ красоты и величия;
Зеленый- символ изобилия и надежды;
Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;
Черный- мудрость и печаль.
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего военным опознавательным знаком, который должен быть хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера: Каждое условное обозначение имеет свое значение
Лев- символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь- сила, мужество;
Факел, раскрытая книга- знание;
Пчела- трудолюбие;
Лавр- слава;
Крылатый змей- зло, смуту;
Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон- могущество;
Рука- храбрость..
3 .Практическая часть.
Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб своей семьи. На столах у вас есть цветная бумага и краски. Вы должны на основе полученных на этом уроке знаниях выполнить свой герб. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.
Я вам желаю творческих успехов! Приступайте к работе!
4.Подведение итогов.
Давайте закрепим полученные знания на уроке. (Фронтальный опрос класса).
Я предлагаю вам выставить свои работы у доски.
(анализ работ и выставление оценок).
5.Организационное завершение .
Все справились с целью урока. Дома вам нужно доделать свои работы. Доработать их , возможно , обвести весь рисунок.
Всем, спасибо за урок!
До свидания!