Рабочая программа по искусству

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












МОУ - средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка

Краснокутского района Саратовской области

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО:

_________О.В. Багаутдинова

Протокол №___от________2015

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР:

__________ Е.А.Алексеева «____»____________2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________О.В. Мечикова

Приказ №_____от ________2015


Рабочая программа по искусству

для 8 класса


учителя Дьяковой Надежды Георгиевны

(I категория)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от ____________ 2015 года










2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

«Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2011,

Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.

Обоснование выбора программы

Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год. соответствует обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.

В рабочей программе изменений нет.

Образовательная область- «Искусство»

В соответствии с учебным планом МОУ-СОШ с. Дьяковка на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Искусство» в 8 классе отводится 35 часов (1 раз в неделю).

Промежуточная аттестация по решению педсовета от 25.08.2015 проводится в виде тестирования.

Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Главная цель образовательной области «Искусство» - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цели учебного предмета


- эстетическое воспитание школьников

- формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством

- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний

Задачи учебного предмета


  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Формы организации учебного процесса - урок

Типы уроков

  • урок ознакомления с новым материалом

  • урок закрепления изученного

  • урок применения знаний и умений

  • урок обобщения и систематизации знаний

  • урок проверки и коррекции знаний и умений

  • комбинированный урок

Виды уроков

  • урок-лекция

  • практическое занятие

  • урок-экскурсия

  • урок-соревнование

  • урок с дидактической игрой

  • урок-выставка

  • видеоурок.

Технологии обучения:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Практические методы обучения.

  5. Опытно-эксперементальная работа.

  6. Проектные творческие технологии (Метод проектов в художественном образовании школьников).

  7. Коллективное творчество.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Виды и формы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устный контроль и самоконтроль.

  2. Практический контроль и самоконтроль.

  3. Викторины

  4. Кроссворды

  5. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  6. Тестирование

Учебно-тематический план


Разделы.

Кол-во часов

1

I раздел: « Искусство в жизни современного человека»

3

2

II раздел: «Искусство открывает новые грани мира»

6

3

III раздел: «Искусство как универсальный способ общения»

8

4

IV раздел: «Красота в искусстве и жизни»

10

5

V раздел: «Прекрасное пробуждает доброе»

8

Итого

35 час

Содержание рабочей программы

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал: Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 6 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 8 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. иметь представление о значении искусства в жизни человека.

  2. понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.

  3. рассматривать искусство как духовный опыт человечества.

  4. размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

  5. иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

  6. использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2012 г.,

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2008г.

  • «Хрестоматия музыкального материала»

  • Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

  • Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

  • Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (ICD MP3)




Календарно-тематический план


Разделы и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Домашнее задание

план

факт



Искусство в жизни современного человека.


3 час.




1

Искусство вокруг нас.

1



Стр 10-13

2

Художественный образ - стиль - язык.

1



Стр 14-19

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1



Стр 20-25


Искусство открывает новые грани мира

6 час.




4

Искусство рассказывает о красоте земли. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1



Стр 26-27


5

Зримая музыка.

1



Стр 28-33

6

Человек в зеркале

Искусства: жанр портрета.

1



Стр 34-37

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

1



Стр 38-39

8

Как начиналась галерея.

1



Стр 40-45

9

Портрет композитора в литературе и кино. Музыкальный портрет.Александр Невский. Закрепление четверти.

1



Стр 46-47


Искусство как универсальный способ общения.


8час.




10

Мир в зеркале искусства.

1



Стр 48-55

11



Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве?

1



Подготовиться к ХТР (художественно-творческая работа)


12

Художественно-творческая работа

1



Стр 56-63

13

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1



Стр 64-67

14

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1



Стр 68-71

15

Символы в жизни и искусстве.

1



Стр 72-75

16

Музыкально-поэтическая символика огня.

1



Подготовиться к тестированию

17

Закрепление четверти.

Тестирование.

1



Стр 76-77




Красота в искусстве и жизни.

10час




18

Что есть красота?

1



Стр78-79

19


Откровенье вечной красоты.

1





Стр 80-81



20

Застывшая музыка.



1



Стр 82 -85

21


Есть ли у красоты свои законы?

1





Подготовиться к ХТР



22

Художественно-творческая работа



1



Стр 86-87

23



Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

1





Подготовиться к ХТР



24

Художественно-творческая работа


1



Стр 88-89

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1



Стр 90-95

26

Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1



Подготовить сообщение -анализ по любому произведению искусства четверти.

27

Закрепление четверти.

Конкурс рисунков.

1



Стр 96- 97


Прекрасное пробуждает доброе.



8 час




28


Преобразующая сила искусства.

1




Подготовиться к ХТР


29


Художественно-творческая работа. Эскиз плаката


1



Прорисовать эскиз будущего плаката


30


Художественно-творческая работа. Оформление плаката

1



Закончить раскрашивание плаката

31

Составление программы концерта.

1



Повторить термины. Подготовиться к тестированию

32

Промежуточная аттестация. Тестирование по теме «Полна чудес могучая природа»

1



Работа с проектом

33

Исследовательский проект. Весенняя сказка «Снегурочка». Работа с проектом.

1



Работа с проектом

34

Исследовательский проект. Весенняя сказка «Снегурочка». Защита проекта

1



Подготовиться к защите проекта.

35



Закрепление четверти.

Обобщение года. Викторина.

1

























© 2010-2022