- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству
Рабочая программа по искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дьякова Н.Г. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ - средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО:
_________О.В. Багаутдинова
Протокол №___от________2015
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР:
__________ Е.А.Алексеева «____»____________2015
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________О.В. Мечикова
Приказ №_____от ________2015
Рабочая программа по искусству
для 8 класса
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от ____________ 2015 года
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2011,
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
Обоснование выбора программы
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год. соответствует обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
В рабочей программе изменений нет.
Образовательная область- «Искусство»
В соответствии с учебным планом МОУ-СОШ с. Дьяковка на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Искусство» в 8 классе отводится 35 часов (1 раз в неделю).
Промежуточная аттестация по решению педсовета от 25.08.2015 проводится в виде тестирования.
Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Главная цель образовательной области «Искусство» - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Цели учебного предмета
- эстетическое воспитание школьников
- формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний
Задачи учебного предмета
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Формы организации учебного процесса - урок
Типы уроков
-
урок ознакомления с новым материалом
-
урок закрепления изученного
-
урок применения знаний и умений
-
урок обобщения и систематизации знаний
-
урок проверки и коррекции знаний и умений
-
комбинированный урок
Виды уроков
-
урок-лекция
-
практическое занятие
-
урок-экскурсия
-
урок-соревнование
-
урок с дидактической игрой
-
урок-выставка
-
видеоурок.
Технологии обучения:
-
Дифференцированное обучение.
-
Операционно-предметная система обучения.
-
Моторно-тренировочная система.
-
Практические методы обучения.
-
Опытно-эксперементальная работа.
-
Проектные творческие технологии (Метод проектов в художественном образовании школьников).
-
Коллективное творчество.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-
Словесные, наглядные, практические.
-
Индуктивные, дедуктивные.
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
-
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
-
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Виды и формы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
-
Устный контроль и самоконтроль.
-
Практический контроль и самоконтроль.
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Учебно-тематический план
-
№
Разделы.
Кол-во часов
1
I раздел: « Искусство в жизни современного человека»
3
2
II раздел: «Искусство открывает новые грани мира»
6
3
III раздел: «Искусство как универсальный способ общения»
8
4
IV раздел: «Красота в искусстве и жизни»
10
5
V раздел: «Прекрасное пробуждает доброе»
8
Итого
35 час
Содержание рабочей программы
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал: Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 6 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 8 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.Исследовательский проект.
-
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
иметь представление о значении искусства в жизни человека.
-
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.
-
рассматривать искусство как духовный опыт человечества.
-
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
-
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
-
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012г.
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2012 г.,
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2008г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
-
Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (ICD MP3)
Календарно-тематический план
№
Разделы и темы урока
Кол-во часов
Дата проведения урока
Домашнее задание
план
факт
Искусство в жизни современного человека.
3 час.
1
Искусство вокруг нас.
1
Стр 10-13
2
Художественный образ - стиль - язык.
1
Стр 14-19
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Стр 20-25
Искусство открывает новые грани мира
6 час.
4
Искусство рассказывает о красоте земли. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
1
Стр 26-27
5
Зримая музыка.
1
Стр 28-33
6
Человек в зеркале
Искусства: жанр портрета.
1
Стр 34-37
7
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
1
Стр 38-39
8
Как начиналась галерея.
1
Стр 40-45
9
Портрет композитора в литературе и кино. Музыкальный портрет.Александр Невский. Закрепление четверти.
1
Стр 46-47
Искусство как универсальный способ общения.
8час.
10
Мир в зеркале искусства.
1
Стр 48-55
11
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве?
1
Подготовиться к ХТР (художественно-творческая работа)
12
Художественно-творческая работа
1
Стр 56-63
13
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
Стр 64-67
14
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
Стр 68-71
15
Символы в жизни и искусстве.
1
Стр 72-75
16
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
Подготовиться к тестированию
17
Закрепление четверти.
Тестирование.
1
Стр 76-77
Красота в искусстве и жизни.
10час
18
Что есть красота?
1
Стр78-79
19
Откровенье вечной красоты.
1
Стр 80-81
20
Застывшая музыка.
1
Стр 82 -85
21
Есть ли у красоты свои законы?
1
Подготовиться к ХТР
22
Художественно-творческая работа
1
Стр 86-87
23
Всегда ли люди одинаково понимали красоту?
1
Подготовиться к ХТР
24
Художественно-творческая работа
1
Стр 88-89
25
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
Стр 90-95
26
Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Подготовить сообщение -анализ по любому произведению искусства четверти.
27
Закрепление четверти.
Конкурс рисунков.
1
Стр 96- 97
Прекрасное пробуждает доброе.
8 час
28
Преобразующая сила искусства.
1
Подготовиться к ХТР
29
Художественно-творческая работа. Эскиз плаката
1
Прорисовать эскиз будущего плаката
30
Художественно-творческая работа. Оформление плаката
1
Закончить раскрашивание плаката
31
Составление программы концерта.
1
Повторить термины. Подготовиться к тестированию
32
Промежуточная аттестация. Тестирование по теме «Полна чудес могучая природа»
1
Работа с проектом
33
Исследовательский проект. Весенняя сказка «Снегурочка». Работа с проектом.
1
Работа с проектом
34
Исследовательский проект. Весенняя сказка «Снегурочка». Защита проекта
1
Подготовиться к защите проекта.
35
Закрепление четверти.
Обобщение года. Викторина.
1