Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

План-конспект урока, знакомящий учащихся с историей бисера и приемами работы с ним. Даёт краткую, но исчерпывающую информацию о различных видах работы с бисером ( бисероплетении, вышивке, подклеивании). Данная разработка может быть полезна учителям по предметам «Изобразительное искусство», «Технология», «Дизайн, ДПИ (Школа искусств).
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока

Тема урока: Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения бисера . Украшение для комнатного цветка «Бабочка»

Цели:

  • Ознакомить учащихся с историей бисероплетения, инструментами, материалами и приспособлениями, научить проектированию задуманного изделия и планированию работы над ним; учить применять на практике полученные знания, умения и навыки;

  • развивающие: развивать интерес к прикладному искусству и бисерному творчеству; развивать творческое, образное мышление учащихся, внимание, фантазию, чувство прекрасного, художественно-эстетический вкус, умение сочетать цвета;

  • воспитательные: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность приобщить к самодеятельному творчеству посредством освоенной техники бисероплетения; вызвать интерес к работе с бисером, как составной части художественной культуры.

Оборудование и материалы: бисер, стеклярус, проволока, ножницы, баночки, салфетка, инструкционная карта.

Методы обучения
- Беседа, рассказ.
- Практическая работа учащихся: мастер - класс.

Ход урока
1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка списочного состава, готовности к уроку. Знакомство с темой и целями урока.

2.Изложение нового материала


-Что же такое бисер?

Бисером называют небольшие стеклянные, металлические или пластмассовые шарики со сквозным отверстием. Форма бисера может быть различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями. Бисер используется в вышивке и мозаике. А мы сегодня с вами займёмся бисероплетением - искусством изготовления украшений из бисера.


Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.
Виды бисера:

  • обычный круглый бисер;

  • рубленный бисер ("рубка"). Он имеет цилиндрическую форму, а от круглого отличается тем, что края у него не обработаны, т.е. не закруглённые. Часто бывает граненным;

  • стеклярус. Имеет форму трубочки.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Изготовление украшений из бисера - очень древнее искусство.

я заинтересовалась историей бисера, и оказалось, что у этой маленькой бусинки очень большая история! Кто бы мог подумать, что история возникновения и создания бисера, вышивки из него, бисероплетения, насчитывает уже несколько тысячелетий. Маленькая бусинка способна рассказать нам об образе жизни предков, их вкусах и привычках. В руках мастера она несет в себе определенное настроение, согревает душу.

История бисера:

Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Слово бисер произошло от арабского «бусра», «бусер», и означает оно » фальшивый жемчуг». Существует очень интересная легенда, которая рассказывает о том, как бусинка впервые появилась. Согласно ей финикийские купцы перевозили из долины Нила природную соду. Плыли они по Средиземному морю, и однажды остановились на ночлег на пустынном песчаном берегу. Чтобы приготовить еду, купцы решили развести огонь, и обложили костер целыми кусками соды. А утром нашли в золе от костра твердый и сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода. Так и появилось стекло.

Так была открыта технология изготовления стекла, и случилось это в IV тысячелетии до нашей эры. Это подтверждают находки, обнаруженные археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Чуть позже, в III веке до нашей эры началось развиваться производство стекла и в Китае. А вот изготовление непосредственно бисера началось гораздо позднее, в I тысячелетии до н.э., когда изобрели стеклодувную трубку.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии БисероплетениеРазработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение Скифские украшения . Египетские украшения.

Тогда же и начали изготавливать изделия из бусинок. Украшения из стекла находят при раскопках в Египте, Месопотамии, Индии, Греции. - Когда римляне завоевали Египет, они не только переняли у египтян секреты получения стекла, но и освоили новое для них искусство бисероплетения. Со временем технология изготовления стекла усовершенствовалась, мастера -стеклодувы научились окрашивать стекло, а также делать его абсолютно прозрачным.


Ну а в Европе изготовление бисера началось в начале нашего тысячелетия. Сначала в Риме, затем распространилось по территории нынешней Франции, Германии. Но центром изготовления бисера в Средневековье стала Венеция - многие века она единственная снабжала и Восток и Запад. Между прочим, бисер ценился настолько дорого, что его обменивали на золото, шелк и пряности - он был очень ходовым товаром.

После открытия Америки вместо мастерских начали строить целые стекольные заводы. Я уверена, что вы поняли, почему: бусы, бисеринки пользовались огромной популярностью у туземцев. Обмен был взаимовыгодным.

Я уже сказала, что долгое время основным поставщиком бисера была Венеция, которая свои секреты изготовления строго охраняла. Но не смотря на то, что мастера, выдавшие технологию , могли даже лишиться жизни, постепенно секреты изготовления венецианского стекла распространились по всей Европе. И основным конкурентом Венеции стала Богемия, ( это Чехия).

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение Из древних захоронений.


Нужно сказать, что ученики превзошли своих учителей. Чешские мастера изобрели бисер, по качеству намного лучше венецианского - он был тверже, легче обрабатывался и шлифовался. К тому же они начали делать «лесное » стекло, с красивым зеленоватым цветом.

Ох и красив же был граненый богемский бисер! В XVII - XVIII веках из него делали бусы, стеклярус, камни для вышивания.

Вам наверное будет интересно узнать, что бисер изготавливали не только из стекла. В XIX веке популярными были бусинки из металла - золота, меди, серебра.

Как вы поняли , наверное, изначально изделия из бусинок могли позволить себе только богатые, состоятельные слои населения. Но с расширением промышленного производства бисер стал доступен и для простого народа, не потеряв при этом своей художественной выразительности и красоты. И это дало новое направление в использовании бусинок.

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ И БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ:

Пальма первенства принадлежит Франции ( я не удивлена почему-то). В XIX там начали украшать бусинами одежду. Расшивали не только костюмы, но и аксессуары - сумочки, шарфы, перчатки. А так, как Франция всегда являлась законодательницей моды, то вскоре применение стекляруса и бисера в создании одежды и аксессуаров распространилось по всей Европе.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА:

  • В истории бисера так много интересного, что я не могу не рассказать об этом. Это сейчас бусинка - обычное для нас дело. А когда-то какие только свойства не приписывались этой маленькой бусинке.

  • Древние шаманы и колдуны буквально увешивались ими - это подтверждают раскопки, которые делают археологи.

  • Жители Африки, индейцы из Америки были уверены, что бусины изгоняют злых духов, поэтому тоже нашивали их на одежду. Индейцы ими украшали жилища и предметы обихода - считали, что это оберег от злых сил.

  • У народов Африки есть ритуал посвящения в мужчины. Обряд сопровождается прокалыванием носа и ушных раковин, в которые вставляются украшения из бисера. Украшения из бусинок специально изготавливают и для свадебных обрядов.

  • А вот африканское племя зулусов использовало бусины в качестве сообщений или писем.

  • Вы наверняка видели индейцев, украшенных на лице нитями бус - нос, нижняя губа, уши. Таким образом они оберегают отверстия на голове от проникновения злых духов. вот такая традиция. Да что говорить, у нас, в Древней Руси князья носили серьгу в ухе ( в одном) - с той же целью!

  • Правители Индии, назначая себе преемника вручал ему браслет.

  • Попозже, в средние века, украшения из бисера стали символом благополучия и достатка. В Германии воины носили его как знак доблести.

Это римский золотой бисер.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии БисероплетениеРазработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Перчатки императора Фридерика II. Рубины, сапфиры, бисер, вышивка золотом. 1220 год, Сицилия

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры очень многих народов.

Существуют такие техники работы с бисером, как вышивание, мозаика, бисероплетение (демонстрация иллюстраций).

Познакомившись с историей бисера, давайте теперь узнаем какие материалы и инструменты нам понадобятся на уроке.

Для изготовления нашей поделки понадобятся:

  • проволока длиной 30 см,

  • бисер темного цвета для глаз (2 шт),

  • бисер одного цвета для одноцветной бабочки, или бисер нескольких цветов для разноцветной.

Сегодня я предлагаю изготовить бабочку, используя петельное плетение, т.е. технологии изготовления петелек. Очень часто такая техника используется для изготовления веточек бисерных деревьев. Это самая простая техника и очень распространенная.

Очень увлекательное и интересное занятие - изготовление поделок из бисера. Ими можно украсить дом, подарить друзьям или родным. Цветовая гамма может быть разнообразной. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева или цветка могут быть самые разнообразные: параллельное, петельное , игольчатое плетение, низание дугами или французская техника.



Прежде чем приступить к выполнению практической работе, давайте вспомним правила техники безопасной работы с ножницами:

Техника безопасности:
- Осторожное обращение с ножницами: ножницы кладут на стол сомкнув лезвия и кольцами к себе;

- Во время работы не отвлекаться, не мешать другому;

- Передавать ножницы сомкнутыми, кольцами от себя;
- Рассыпанные бусы могут стать причиной падения

- Сообщать учителю о всех неполадках и проблемах

Особенности работы с бисером.

Освещение при работе с бисером должно быть очень хорошим! Сидеть нужно удобно, чтобы не уставала спина и не затекала шея, а работа шла легче и быстрее.

Детям почаще делать перерывы в работе, чтобы не испортить зрение. В перерывах делать гимнастику для глаз или хотя бы часто-часто поморгать, легко, как будто бабочка машет крылышками (это расслабляет глазные мышцы, увлажняет глаза).

Чтобы бисер не скатывался и не падал при работе с ним, удобно использовать несложное приспособление: на дно коробки от конфет постелить бархатную или другую ворсистую ткань, а бисер

3. Мастер-класс преподавателя, практическая работа учащихся.

Наблюдение за выполнением практического задания, возможна помощь девочкам у которых не получается.




Технологическая карта изготовления бабочки из бисера (Приложение):

Бабочка из бисера, схема

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии БисероплетениеРазработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Этапы плетения

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Нижняя часть тельца бабочки.
а) на проволоку нанизать 1 бисерину, поместить ее в середину,
б) концы проволоки соединить друг с другом и нанизать одновременно на оба конца 3 бисерины,
в) сдвинуть их к первой бисерине

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Нижние крылья.
а) на один конец проволоки нанизать 15 бисерин, затем продеть этот же конец проволоки через первую из этих 15-ти бисерин.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии БисероплетениеРазработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Чтобы не получилось большое расстояние между тельцем бабочки и ее крылом, надо подтянуть эту первую из 15-ти бисерин вплотную к бисеринам тельца, сжать их между большим и указательным пальцами одной руки, а второй рукой потянуть проволоку, чтобы петля затянулась.
б) точно так же сделать петельку, нанизав 15 бисерин на второй конец проволоки и продев этот же конец проволоки через первую из этих 15-ти бисерин

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Средняя часть тельца.
Концы проволоки соединить друг с другом и нанизать одновременно на оба конца 2 бисерины.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии БисероплетениеРазработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

  1. Верхние крылья.
    а) на один конец проволоки нанизать 20 бисерин, затем продеть этот же конец проволоки через первую из этих 20-ти бисерин.
    б) на второй конец проволоки нанизать 20 бисерин, затем продеть этот же конец проволоки через первую из этих 20-ти бисерин.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Верхняя часть тельца и начало головы.
Концы проволоки соединить друг с другом и нанизать одновременно на оба конца 2 бисерины

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Глаза.
На один конец проволоки нанизать 1 бисерину, и на второй конец проволоки нанизать 1 бисерину.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Верхняя часть головы.
Концы проволоки соединить друг с другом и нанизать одновременно на оба конца 1 бисерину.

Разработка урока по изобразительному искусству и технологии Бисероплетение

Усики.
Отрезать лишнюю проволоку, оставшиеся концы проволоки развести в разные стороны и закрутить сверху.



Периодически необходимо выполнять гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) - 8-12 раз;

Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно - 8-10 раз.

Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем другом направлении - 4-6 раз.

Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15 - 30 секунд.

Бабочка готова! Можно украсить ею одежду, заколку, сумочку, шторы, цветочный горшок, открытку, блокнот, альбом, сделать частью панно и т.д.

При плетении следующей можно поэкспериментировать с несколькими цветами бисера, их сочетанием и расположением.

5.Закрепление изученного материала

1. Какие инструменты и приспособления применяют для бисероплетения?

2. Как правильно организовать рабочее место для бисероплетения?

3. Какие правила техники безопасности выполняют при бисероплетении?

6. Итог урока. Домашнее задание.


9


© 2010-2022