- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Календарно-тематическое планирование по искусству 8 класса
Календарно-тематическое планирование по искусству 8 класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козловская Л.В. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На педагогическом совете Зам.директора по УВР Директор МБОУ
Протокол № Сидельникова Л.Ю. Новогородская СОШ №3Мясоедова Е.А
От «…..» ___________20___ «…..» ___________20__ . Приказ №
От «…..»_____________20___
Рабочая программа учебного предмета
Искусство (музыка и ИЗО)
8 класс
Составила:
Учитель МХК
Козловская
Лилия Владимировна
С.Новогородка
2015-2016уч.год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Искусство» составлена на основе программы образовательных учреждений «Искусство» 8-9 класс. Авторы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Издательство Москва «Просвещение» 2010 год.
в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной программой школы,учебным планом МБОУ «Новогородская СОШ №3», годовым календарным учебным графиком школы на 2015-2016 учебный год.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
-
Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
Воспитание художественного вкуса;
-
Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
Формирование умений и навыков художественного самообразования.
Структурные отличия.
По программе искусство 8-9 классы Е.Д.Критской раздел «Прекрасное пробуждает доброе» составляет 8 ч, но согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ « Новогородская СОШ №3» на изучение предмета
«Искусство» в 8 классе отведено 35 часов, в связи с этим сократила данную тему на 1ч.
УМК
-
Программы образовательных учреждений Искусство» 8-9 класс. Авторы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Издательство Москва «Просвещение» 2010 год.
Количество часов, на которые рассчитана программа
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ « Новогородская СОШ№3» на изучение предмета
«Искусство» в 8 классе отведено 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель)
Распределение учебного материала по полугодиям
Четверти
По плану
Фактически
Первая четверть
9
Вторая четверть
7
Третья четверть
9
Четвертая четверть
8
Учебно - тематический план по разделам
№
Тема
Кол-во часов
1
Искусство в жизни современного человека
3
2
Искусство открывает новые грани мира
7
3
Искусство как универсальный способ общения
7
4
Красота в искусстве и жизни
11
5
Прекрасное пробуждает доброе
7
итого
35
Содержание
Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство ка хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ-стиль-язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.
Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания, представления о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Особенности познания мира в искусстве 20- 21 века.
Искусство как универсальный способ общения (7 часов)
Искусство как проводник духовной энергии. Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником.
Символы в жизни и искусстве. Музыкально-поэтическая символика огня. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Красота в искусстве и жизни (11 часов)
Что есть красота. Способность искусства дарить людям чувства эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций человека на социальные природные явления в жизни и в искусстве, творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Прекрасное пробуждает доброе (7 часов)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это тихая работа (Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функция искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности- поэтизация, идеализация, героизация и др. синтез искусств в создании художественных образов. соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
-
Понимать значимость искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
Знать основные закономерности искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
Иметь устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
-
Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-
Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
-
Описывать явления музыкальной, художественной культуры, использовать для этого соответствующую терминологию;
-
Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников ; променять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Список дополнительной литературы
Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов. - Урал, Л. Т. Д., 2001
Музыкальное образование в школе / под.ред. Л.В.Школяр. - М., 1998
Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. Л., 1985.
О.В.Свиридова . Истоки архитектуры и монументальных видов искусства . М., 2008
Н.Б.Абудеева ,Л.П.Карпушина . Художественно - образное развитие школьников . М.2010
Хлопова В.Н. музыка как вид искусства : Учеб. Пособие. - СПб., 2000
Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания :Учеб.пособие. - СПб., 2000
Шаляпин Ф.И. Душа и маска. - М., 1998
Календарно - тематическое планирование
№
№
Тема
ЗУНы
Дата проведения
Корректировка даты
Вид контроля
Искусство в жизни современного человека 3ч.
Цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
1
1
Искусство вокруг нас.
Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Записывать (рассказывать) свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионных передач и кинофильмов, полюбившихся художественных произведений.
Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
Различать виды, стили и жанры искусства.
текущий
2
2
Художественный образ - стиль - язык.
текущий
3
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
текущий
Искусство открывает новые грани мира.- 7ч.
Цели: воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
4
1
Литературные страницы. Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.
Наблюдать жизненные явления.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.
Составлять музыкально-литературные композиции.
Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).
Собирать художественную информацию длясоздание альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
текущий
5
2
Образы природы и человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
текущий
6
3
Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам.
текущий
7
4
Изображение детей в русском искусстве.
текущий
8
5
Изображение быта в картинах художников разных эпох.
текущий
9
6
Музыкальный портрет.
текущий
10
7
Портрет композитора в литературе и кино.
текущий
Искусство как универсальный способ общения. - 7ч.
Цель: освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
11
1
Мир в зеркале искусства.
Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
Использовать коммуникативные свойства искусства.
Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.
Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края (города, поселка и др.) готовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края.
Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.
Выявлять стилистические особенности художественного перевода.
Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.
Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.
Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии
.
текущий
12
2
Роль искусства в сближении народов.
текущий
13
3
Искусство художественного перевода - искусство общения.
текущий
14
4
Искусство проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
текущий
15
5
Художественные послания предков. Разговор с современником.
текущий
16
6
Символы в жизни и искусстве.
текущий
17
7
Музыкально-поэтическая символика огня.
текущий
Красота в искусстве и жизни. -11ч.
Цели:- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
18
1
Что такое красота?.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства.
Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения).
Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.
Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.
текущий
19
2
Откровение вечной красоты.
текущий
20
3
Застывшая музыка.
текущий
21
4
Скульптурные и живописные композиции.
текущий
22
5
Композиция и гармония в искусстве.
текущий
23
6
Музыкальные сочинения, посвященные красоте и правде жизни. Интерпретации классической и современной музыки.
текущий
24
7
Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях.
текущий
25
8
Женские образы в произведениях художников.
текущий
26
9
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
текущий
27
10
Соотношение красоты и пользы.
текущий
28
11
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства
Передавать красоту различными видами искусства : портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии.
Понимать ценность красоты в искусстве
Самостоятельная работа
Прекрасное пробуждает доброе. - 7ч.
Цели: - формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
29
1
Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.
Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.
30
2
Поэтизация образа матери.
текущий
31
3
Красота природы родной земли в живописи.
текущий
32
4
Поэтика и народная мораль в сказочных образах.
текущий
33
5
Мир современников в песенном творчестве.
текущий
34
6
Сказка в театре и кино.
текущий
35
7
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».
текущий
Нормы оценок
Оценка «5» ставится, когда учащийся:
а.) полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет форму предметов по их изображениям, твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;
б.) дает четкий и правильный овеет, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в.) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
а.) полностью овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, правила изображения и условные обозначения знает;
б.) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в.) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
а.) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б.) ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в.) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
а.) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;б.) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя.