- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока Стили архитектуры. Искусство
Разработка урока Стили архитектуры. Искусство
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пухова Е.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Стили архитектуры.
Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.
Задачи:
-
Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно - исторических периодов.
-
Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.
-
Формировать умения работать с информацией.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
ЦОР: презентации «Архитектурные стили».
Ход урока.
План урока
содержание
1.Оргмомент.
2.Ход урока
3.Закрепление
4.Д/З
Постановка цели урока.
Проверка домашнего задания.
1.Введение в тему. Определение понятия «архитектурный стиль».
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.
Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа
Архитектура - искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.
2.Систематизация знаний о стилях и их последовательной смене в истории человечества.
-
Канонический стиль Древнего Египта
История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте - камень.
Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.
Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..
-
Античность .
Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.
Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима - архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство - поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.
Архаический период
На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.
.На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.
Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.
-
Ордерная система- единый архитектурный язык .
Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.
В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.
Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.
Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем ( «мужественный»)
Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками - каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.
Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.
Ионический ордер - связан с мягким и изнеженным стилем ( «женственный»)
Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание - база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.
Коринфский ордер - появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)
-
Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.
Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта
Ордера:
1- дорический
2 - ионический
3 - корифский
-
Средние века
Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков.
Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
-
Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.
Таким образом для романских построек характерно:
-
сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу
-
массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
-
наличие каменного свода
-
толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными
-
циркульные и полуциркульные арки.
Готика
-
Го́тика - период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.
Для готики характерны :
-
арки с заострённым верхом
-
узкие и высокие башни и колонны
-
богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна
-
все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют
3 этапа развития:
ранний, зрелый (высокая готика) , поздний.
-
Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму
Архитектура эпохи Возрождения
Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance, итал. Rinascimento)
- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.
Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль - ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.
применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.
-
Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
-
Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.
Барокко
Барокко (итал. barocco - «странный»)- стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты.
Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.
Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.
От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.
Рококо (1715 г. - XVIII в.)
Стиль рококо (французское rococo, rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) -
изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.
-
Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ . называли "стилем Людовика ХV".
Классици́зм
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма
Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,
близкий к античности.
Для классицизма свойственны :
-
симметрично-осевые композиции
-
сдержанность декоративного убранства
-
регулярная система планировки городов.
Ампир
Ампи́р (от фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма
Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности
Эклектика
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление вархитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV-XVIII веков.
Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.
Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распостранённая с сер.XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма».
Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили
Модерн
-
Моде́рн (от фр. moderne - современный)- один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.
Конструктивизм
-
Конструктивизм - советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 - нач. 1930 годов.
Функциональный метод - есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).
Вопросы на закрепление материала:
-
Какие стили в архитектуре вы знаете?
-
Когда появилась ордерная система?
-
Чем отличается один ордер от другого?
-
Что использовали архитекторы стиля ренессанс?
-
В каком стиле почти отсутствуют прямые формы?
-
Какой стиль известен как архитектура «периода историзма»?
-
В основе какого стиля лежат идеи рационализма?
-
Какой стиль называют эклектикой?
3.Домашнеее задание сообщение по теме.