Разработка урока Стили архитектуры. Искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Стили архитектуры.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

Задачи:

  • Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно - исторических периодов.

  • Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.

  • Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентации «Архитектурные стили».

Ход урока.

План урока

содержание

1.Оргмомент.

2.Ход урока

3.Закрепление

4.Д/З

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания.

1.Введение в тему. Определение понятия «архитектурный стиль».

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура - искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

2.Систематизация знаний о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

  • Канонический стиль Древнего Египта

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте - камень.

Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

  • Античность .

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима - архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство - поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.

.На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

  • Ордерная система- единый архитектурный язык .

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем ( «мужественный»)

Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками - каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.

Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионический ордер - связан с мягким и изнеженным стилем ( «женственный»)

Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание - база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

Коринфский ордер - появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)

  • Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 - ионический
3 - корифский

  • Средние века

Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

  • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом для романских построек характерно:

  • сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

  • массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

  • наличие каменного свода

  • толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

  • циркульные и полуциркульные арки.

Готика

  • Го́тика - период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

  • арки с заострённым верхом

  • узкие и высокие башни и колонны

  • богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

  • все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний, зрелый (высокая готика) , поздний.

  • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Архитектура эпохи Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance, итал. Rinascimento)

- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль - ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

  • Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

  • Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Барокко

Барокко (итал. barocco - «странный»)- стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты.

Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.

От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. - XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) -

изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

  • Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ . называли "стилем Людовика ХV".

Классици́зм

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма

Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,

близкий к античности.

Для классицизма свойственны :

  • симметрично-осевые композиции

  • сдержанность декоративного убранства

  • регулярная система планировки городов.

Ампир

Ампи́р (от фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности

Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление вархитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV-XVIII веков.

Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.

Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распостранённая с сер.XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма».

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

Модерн

  • Моде́рн (от фр. moderne - современный)- один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

Конструктивизм

  • Конструктивизм - советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 - нач. 1930 годов.

Функциональный метод - есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).

Вопросы на закрепление материала:

  1. Какие стили в архитектуре вы знаете?

  2. Когда появилась ордерная система?

  3. Чем отличается один ордер от другого?

  4. Что использовали архитекторы стиля ренессанс?

  5. В каком стиле почти отсутствуют прямые формы?

  6. Какой стиль известен как архитектура «периода историзма»?

  7. В основе какого стиля лежат идеи рационализма?

  8. Какой стиль называют эклектикой?

3.Домашнеее задание сообщение по теме.



© 2010-2022