Исследовательская работа Казачьи народные песни-жемчужина донского фольклора

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исследовательская работа

«Казачьи народные песни - жемчужина донского фольклора»


Содержание работы.

  1. Введение …………………………………………………3

  2. Основная часть………………………………………….4

    1. Исторические казачьи песни…………………………..4 - 7

    2. Особенности исполнения казачьих песен …………….7 - 10

    3. «Песни донских казаков» А. М. Листопадова ………..10

    4. Песенное наследие казаков - некрасовцев…………….10 - 11

  3. Заключение……………………………………………….12

  4. Список использованной литературы……………………13

1. Введение

Современная цивилизация имеет свое прошлое, настоящее и будущее, которые связаны в единую, неразрывную цепь. Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Именно поэтому испокон веков так тщательно и кропотливо пытаются изучать жизнь своих предков современники. Для воссоздания исторической панорамы прошлых лет нет ничего ненужного или незначительного. Каждая, казалось бы, несущественная деталь, извлеченная из-под толщи минувших лет, рассказывает о жизни, быте, нравах, верованиях и культуре наших предков.

Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом донского края - является казачья песня. В песне казаки не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях.

Вот уже восьмой год мы поем в ансамбле «Русская песня» детского клуба по месту жительства «Орбита». Особое место в нашем репертуаре занимают казачьи песни. ………

Остро актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей "Малой родине" - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Целью нашего исследования является: пробуждение у подростков чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, интереса к казачеству.

Задачи, которые мы ставили перед собой, следующие:

  1. Сбор, изучение имеющейся литературы по теме «Казачьи народные песни».

  2. Анализ, систематизация, обобщение найденного материала;

  3. Использование материалов исследования при работе в ансамбле «Русская песня»

  4. Знакомство учащихся с казачьими песнями с целью патриотического воспитания молодежи.


2. Основная часть

2.1 Исторические казачьи песни

Песни Донских казаков - это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии донской степи, о доме, о Великой реке Дон, которую в своих песнях казаки величают: "Кормилец, наш батюшка православный Тихий Дон-Иванович". Песни на Дону не поются, а "играются". Казачьи песни создавались при особых исторических условиях. Составители казачьих песен - это «воровские люди», «вольница казацкая», - одним словом люди, которые не мирились с холопством, рабством, крепостным правом. Вот почему песня казака никогда не носит «тоски, близкой к отчаянью», вот почему она у казака широка и раздольна, вот почему она и задорна, и весела, и свободна в мелодиях и ритмах своих, и свободен и весел никогда не унывающий ее сочинитель - казак. Есть, конечно, песни и с грустными напевами, но это и не грусть, а «дума - раздумье». Удивительный оптимизм казачьих песен подмечен и отмечен был В. Г. Белинским, который с большой похвалой отозвался об исторических казачьих песнях: «Донские казачьи песни можно причислить к циклу исторических, и они, в самом деле, более заслуживают названия исторических, чем так называемые собственно исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое, раздольное и привольное. Их и числом несравненно больше, чем в последних, в них и поэзия размашистей и удалее». «Замкнутой кастой вечных воинов» назвал казаков один из историков, изучавших их быт и нравы. Казачество воплотило в себе именно те качества человеческой натуры и характера, которые так важны для воина: осознанный патриотизм, гордость военным мундиром и любовь к военной службе.

В исторических песнях все большая роль отводится простым людям. Со словом «казак» в песнях ассоциируются понятия товарищества, дружбы, верности долгу. Казаков ласково называют «казаченьки», «удалые молодцы», «добры молодцы», «ясны соколы». В целом в казачьих песнях меньше, чем в других исторических песнях реальных исторических фактов, больше поэтического вымысла и чувства.

Каждый казак знал несколько тысяч песен! Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных, событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места. Только казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел приказ вид нашей царицы с Петербурга города». По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Песня окружала казаков с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались умирая. Песнями мерили расстояние, по песням учились воинской науке. Учили петь прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой.

Обратимся к истокам возникновения казачества на Дону.

Спасаясь от тягот крепостного права, крестьяне, которые не хотели мириться с постыдным положением раба, холопа при барине бежали на Днепр. Они стали называть себя казаками, т.е. вольными людьми. Позже, в XVI веке, произошло расселение казаков и часть их поселилась на берегу Тихого Дона.

Военный уклад жизни составил основу казачьего общества. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.

В начале XVII века произошло объединение разрозненных казачьих отрядов и образование Войска Донского во главе с единым выборным атаманом.

Войско Донское определило себя единственной властью на Дону. Чтобы контролировать казаков, русское правительство при царе Михаиле Федоровиче Романове установило для казаков, служащих в Войске, ежегодное жалованье, разрешило вести беспошлинную торговлю и признало донское казачество служилым сословием русского государства. Основным занятием казаков являлась защита южной русской окраины от нападений. Сама история закалила казаков в боях на границе.

В песнях рассказывается и о структуре войскового управления. Выборный на кругу атаман был любим и почитаем казаками. «Любушка атаман» - так называли его казаки.

По этим песням, что были сложены казаками в военных походах, можно проследить всю географию военных походов России.

Казачьи песни о войне - это рассказ очевидца. Они описывают происходящие события с исторической точностью, но, вплетая в него великое множество тончайших деталей, рассуждений, умозаключений, которые делают этот рассказ необычайно ярким, выразительным и увлекательным. Бесчисленное количество боевых походов совершили казаки. Побывали они в Турции и Польше, завоевывали Сибирь, несли опасную службу на Кавказе… Обо всех этих и других походах сохранилась память в песнях Тихого Дона.

Александр Васильевич Суворов ценил казаков за храбрость, смекалку, инициативу и подвижность в бою. Царь и его правительство - за верность и преданность.

Так чувствовали и так пели казаки. Но особое, трепетное отношение сложилось у донцов к своей Родине, к своей Отчизне, к своему родному дому. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где плавно и величественно катит свои воды тихий Дон. «Дон-батюшка» - так любовно называли его казаки. Они очеловечивали его и разговаривали с ним, как с родным отцом:

В защите своей Родины видели казаки предназначение свое и оставались верными ему до конца своих дней.

Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни, как в зеркале отразили они все грани жизни Донского казачества. Не случайно М.А. Шолохов использовал их в своем романе «Тихий Дон». Свыше 40 народных казачьих песен звучат на страницах книги нашего великого земляка. М.А. Шолохов сам очень любил донские песни и всячески поощрял появление фольклорных коллективов на Дону, так как никто другой понимал важность сохранения уникальных памятников для будущих поколений. Казачьи песни звучат на Дону и поныне, находя себе все новых и новых поклонников.

2.2 Особенности исполнения казачьих песен

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядности.

В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального - большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем, расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

2.3 «Песни донских казаков» А. М. Листопадова

В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов (1873 - 1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

В обширной коллекции А. М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. В своих исследовательских заметках собиратель сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору. Однако это песенное собрание всё ещё недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного анализа. Главный труд Листопадова А.М. был издан уже после его смерти. В пять томов «Песен донских казаков» вошло 1204 казачьи песни. Это издание было результатом многочисленных фольклорных экспозиций по станицам и хуторам Дона.

2.4 Песенное наследие казаков - Некрасовцев

Сбором и изданием фольклорного наследия некрасовцев занимался с 1938 года Федор Викторович Тумилевич, род. в 1910 г., преподаватель, а затем доцент Ростовского университета. К 1961 году (последняя доступная публикация) им было собрано 2190 песенных текстов, из них 150 - в нотной записи и 348 - на магнитофоне, издан 421 текст песен и 22 песни с напевом.

Сами некрасовцы выделяют следующие виды песен: 1) "об Игнате", 2) "под Игната" (политическая лирика: песни разных жанров, впитавшие некрасовское мировосприятие - о чужбине и т. п.), 3) служивые, 4) беседные или компанейские (былины, баллады, жестокий романс, исторические песни не некрасовского цикла), 5) женские, 6) свадебные, 7) курагодные (хороводные), 8) крыловые (плясовые), 9) сердцебитные (шуточные), 10) причитания (похоронные, свадебные), 11) пригудки (колыбельные), 12) игровые, 13) считалки, 14) прибаутки-скороговорки, 15) смешные (пародии на духовные стишки), 16) духовные стишки, 17) уличные (сатира на провинившихся членов общины).

Фонд песен о Некрасове и некрасовцах начал складываться во время булавинского восстания 1707-1709 и сидения некрасовцев на Кубани (1708-1741), когда связи с русской средой - прежде всего, с Доном, еще не были разорваны. После ухода некрасовцев в турецкие земли эта часть песенного наследия в России продолжала самостоятельно бытовать и развиваться. Были также созданы новые песни о мятежном атамане. Всего известно более 80 песен о Некрасове, собранных вне некрасовской среды: на Дону, в Оренбурге, на Урале, Тереке, в неказачьих районах - в Саратовской, Тульской губерниях. Феноменом является то, что среди них встречаются антинекрасовские версии - там Некрасов предстает "вором-изменником", спаивает "глупых малолеточек" и уводит на Кубань, крадет "царское знамя" и т. д. Антинекрасовские переработки восходят к тому же периоду, что и первоначальные положительные варианты - это "точка зрения" или "ответ" противников Некрасова, "домовитых" казаков.

Все песни сводятся к 10 сюжетам на 4 темы - т. е. всего существует 10 оригинальных песен, известных в разных вариантах. Большинство сюжетов связано с темой ухода на Кубань - моментом, когда Некрасов шагнул из донской истории в легенду.


3. Заключение.

Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни, как в зеркале отразили они все грани жизни Донского казачества. Не случайно М.А. Шолохов использовал их в своем романе «Тихий Дон». Свыше 40 народных казачьих песен звучат на страницах книги нашего великого земляка. М.А. Шолохов сам очень любил донские песни и всячески поощрял появление фольклорных коллективов на Дону, так как никто другой понимал важность сохранения уникальных памятников для будущих поколений. Казачьи песни звучат в нашем крае и поныне, находя себе все новых и новых поклонников. Одним из них является ансамбль «Забавушка», членом которого я являюсь шестой год.

Во время сбора материала для моей исследовательской работы, в городском эколого - историческом музее я впервые услышала донские казачьи песни из сборников А. М. Листопадова в исполнении фольклорного ансамбля «Родная сторонушка». Это единственный ансамбль в нашем городе, который исполняет казачьи песни многоголосно. Исполнение песен многоголосно требует большого мастерства. Это еще одно доказательство того, что казаки любили и умели петь, создав огромное число высокохудожественных песен о своих героях, о доле казачьей, о любви и разлуке, встречах и поводах, о смерти и жизни. Материалы исследовательской работы позволяют нам более осознано выбирать казачьи песни для репертуара ансамбля. Во время исполнения мы стараемся передать то, что заложено в казачьей песне нашими предками.

Список используемой литературы:

  1. Асталенко. М.П., Донские казаки 1550-1920 гг., Ростов-на-Дону, 1992

  2. Большой толковый словарь донского казачества. - М., 2003

  3. Венков А.В. (отв. ред.), История донского казачества, - Ростов-на-Дону, 1992

  4. Гегузин И.М., Влюбленный в песню, - Ростов на-Дону, 1974.

  5. Екимов Б.П., Песни донских казаков, - Волгоград, 1982

  6. Кравченко И., Песни донских казаков, - Сталинград, 1936.

  7. Листопадов А.М., Песни донских казаков, - М., 1953.

  8. Любимый край казачий. - Сост. А.Г. Пахомова. - Михайловка, 1995

  9. Пивоваров А., Донские казачьи песни, - Новочеркасск, 1885.

  10. Рокачев-Вешенский И.Я., Песни над Доном -. Ростов-на-Дону, 1980

  11. Рокачев-Вешенский. И.Я. Песни станицы Вешенской -Ростов-на-Дону, 1990

  12. Хмелевский К.Е., Демешина Е., История донского края, - Ростов-на-Дону. 1976


© 2010-2022