• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

На уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе дети получают не только знания элементарных основ  реалистического рисунка,  навыки рисования с натуры, декоративного рисования, но и развивают речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности через знакомство с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.  В статье представлены игровые приемы, разработанные в программе Smart Notebook. Приемы применимы ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5»




Предмет: изобразительное искусство

Тема:

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида




Составила

учитель изобразительного искусства

Соколовская Н.В.




Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью.

У обучающихся специальной коррекционной школы имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. Психологи отмечают недостаточность и своеобразие их собственной речи, иногда трудности в понимании обращённой к ним речи. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений, не умение часто просто повторить их, создают трудности в обучении изобразительному искусству. Речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи затрудняют общение ребёнка с окружающими людьми, вызывают у него переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к замкнутости. Ученики затрудняются выразить в речи свои знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ. Нарушение познавательной деятельности и своеобразие личностных качеств у детей, отрицательно сказывается и на других функциях речи: обобщающей, регулирующей, контролирующей. Учащиеся испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Недостатки речевой деятельности детей с ОВЗ обусловлены, с одной стороны низким уровнем мышления, а с другой - нарушением высшей нервной деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья страдает и содержание и форма выражения мыслей. К моменту поступления в коррекционную школу практика речевого общения у таких детей невелика, а разговорно-бытовая речь развита слабо. Нарушение усвоения значений слов плохо сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Даже у обучащихся старших классов беден запас слов, часто происходит лишь механическое накопление слов, не растёт уровень их обобщения. По мере развития устная речь ребенка с ОВЗ значительно улучшается. Самостоятельный словарь у этой категории детей может быть определен как разговорно-бытовой с ограниченным запасом слов.

Школьники с нарушениями в развитии, при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки. Недостаточность словарного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.

На уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе дети получают не только знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования, но и развивают речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности через знакомство с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

Преимущества работы с интерактивными досками

1.Совместима с программами для всех лет обучения.

2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

3.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.

4.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и обучащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает речь, мотивацию обучающихся.

Занятия обогащаются благодаря использованию презентаций в программе SMART Boart.

Мы представляем элементы уроков изобразительного искусства, основная цель которых способствовать коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширить словарный запас, разнообразить урок, повысить мотивацию.

1.Игра «Что это?»

Данный игровой прием применяется в начале урока. Задача данного приема проверить готовность к уроку, настроить на восприятие нового, повысить интерес к уроку. Продолжи фразу: Сегодня на уроке нам потребуется…Прием: исчезающая фигура

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

На уроках изобразительного искусства обучающиеся знакомятся с произведениями знаменитых художников, рассматривают и учатся рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

2. Составление рассказа по картине с опорой

В коррекционной работе определенное место следует отвести воспитанию у школьников активного внимания. Дети должны постепенно научиться не отвлекаясь, слушать свою и чужую речь. Поэтому необходимо помнить, что проводимая беседа на первых порах должна быть недлительной, интересной, вызывать у ребенка положительные эмоции. Система коррекционной работы по формировании. Связной речи должна предусматривать постепенной увеличение самостоятельности.

Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки по опорным словам, самостоятельный рассказ.

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Какое время года изобразил автор? …Что изображено на переднем плане?

Назови, что изображено на картине, и опиши

Используя возможности интерактивной доски, обучающиеся составляют предложения и затем уже переходят к рассказу по картине Прием: Затенение экрана, перетаскивание слов

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

В данном приеме можно сильным обучающимся задать вопрос: Как ты думаешь, какую свою мечту художник выразил на полотне?

3. Знакомство с видами изобразительного искусства.

Данный прием используется на этапе обобщения, закрепления знаний посредством «Т-таблицы» (прием ТРКМ). Обучающиеся составляют рассказ с опорой на иллюстрации, поясняя в чем общие и отличительные сходства. Ученик проводит проверку своего рассказа. Прием: исчезающая фигура, перетаскивание элементов.

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

4.На обобщающем уроке на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» проводится игра «Знатоки». Цель данного игрового приема: закрепление и обобщение знаний о видах декоративно-прикладного искусства.

Задание: соотнести с картинкой название и особенность народного промысла.

Ребенок проговаривает получившуюся фразу:

Особенность н-р хохломской росписи - это…

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в составлении связного текста, плана связного высказывания, что подтверждает необходимость работы над содержанием связного текста.

В процессе такой работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

-развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

-формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

-развитие способности удерживать смысловую программу в памяти;

-развитие умения связывать предложения в тексте.

5. «Богородская игрушка»

Цель: познакомить обучающихся с историей промысла, его особенностями, изготовление и раскрашивание игрушки. На этапе закрепления, дается задание : Составьте рассказ об игрушечном промысле. Предложения - опоры скрыты шторкой, также используется прием«перетаскивание».

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Обучающиеся составляют рассказы и описания сначала на основе наглядной ситуации, воспринимаемой в момент речи, затем - опираясь на предшествующий опыт, в дальнейшем - на основе прочитанного, наконец, выполняют работы, требующие более творческого подхода к их написанию.

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

При подготовке к самостоятельной практической работе составляем план выполнения изделия

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII видаОсобенность данного приема в том, что обучающиеся не только называют этапы работы, но и проверяют и расстанавливают в правильном порядке, еще раз проговаривая этапы выполнения игрушки.

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Составление рассказа, исправив допущенные ошибки в тексте.

Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства в СКОУ VIII вида

Развитие речи - одна из центральных задач всей системы работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т.к. они испытывают трудности при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения.

Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.





Вывод

Интерактивная доска - помогает сделать уроки разнообразными и вовлечь в процесс учеников, которым предмет даётся с трудом, что существенно влияет на успешность обучения и помогает им работать в одном темпе с успешными учениками. Интерактивная доска SmartBoard расширяет возможности урока, позволяет использовать максимальное количество разнообразных приёмов, включающие всевозможные наглядные материалы.


© 2010-2022