Рабочая программа по ИЗО (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование уроков Искусство в 9 классе (34 часа)

п/п

Тема урока

Количество

Часов

Дата проведения

Цели и задачи.

Планируемый результат.

Тип урока

Вид занятия

Зрительный

ряд

Оборудование

Примечание

Воздействующая сила искусства - 9 часов

1

Искусство и власть.

3

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

2

Какими средствами воздействует искусство?

2

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.


3

Храмовый синтез искусств.

2

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств

4


Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).


Искусство предвосхищает будущее - 7 часов

5

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

2

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа

6

Предсказание в искусстве

1

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах.

7

Художественное мышление в авангарде науки.

2

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

8


Художник и ученый.

2

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Пользоваться справочной литературой

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Урок контрольная.

Урок - зачёт.


Дар созидания. Практическая функция - 11 часов

9

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

10

Архитектура исторического города.

1

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

11

Архитектура современного города.

1

Изучать облик своего города ( района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

12



Специфика изображений в полиграфии.

1

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе.

13

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Урок изучения нового материала.

Традиционный урок

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

14

Декоративно-прикладное искусство.

1

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

15

Музыка в быту.

1

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.

Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки. Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкальные записи.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др

16

Массовые, общедоступные искусства.

1

Знать принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Комбинированный

урок.

Традиционный.

Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты)

17

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Комбинированный

урок.

Урок- собеседования.

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении

18

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.


Искусство и открытие мира для себя - 7 часов

19

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Комбинированный

урок.

Традиционный урок.

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

20

Литературные страницы.

1

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

21

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все»

4

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;

- Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

- Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Урок -контрольная.

Защита проекта.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.


Итого: 34 часов


© 2010-2022