Развитие навыков общения у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие навыков общения у детей с ОВЗ

средствами изобразительной деятельности.

Работая с нашими учащимися, мы постоянно сталкиваемся с проблемой в общении их со взрослыми и сверстниками. Для наших детей характерно недоразвитие личности, которое выражается в нарушении речи, слабой концентрации , сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания и инициативы, а так же импульсивности и ситуативности поведения, низком уровне фантазии, воображения и несамостоятельности.

В своей работе я опираюсь на положение Е.А. Медведевой и Н.М. Назаровой о том, что в работе с детьми с ОВЗ искусство не только используется как средство художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, служит способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, расширяет возможности социальной адаптации.

Изобразительная деятельность способствует коррекции тревожности и агрессивности наших воспитанников, снятию психологической напряженности, возможности самовыражения и самореализации.

Опираясь на идеи Л.С. Выготского о понимании общения взрослого и ребенка как форма сотрудничества, я организую совместную изобразительную деятельность, в которой между партнерами устанавливаются доверительные отношения. В ходе деятельности ребенку обеспечивается чувство психологической защищенности, доверие к миру, эмоциональное благополучие, развитие его индивидуальности, формируются навыки общения.

Основной целью педагогической работы я считаю формирование у детей потребности в общении с окружающими людьми, умений вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг и проявлять своё эмоциональное состояние принятыми в обществе средствами.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- создавать на уроках положительную эмоциональную атмосферу, обеспечивать комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку;

- способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о нем;

- удовлетворять потребность в доброжелательном эмоционально-положительном отношении;

- использовать невербальное педагогическое общение, позволяющее взрослому передать свое отношение к ребенку;

- формировать способность устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечивать развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а так же обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта;

- формировать потребность в общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними;

- способствовать развитию интереса к окружающему миру и самому себе; поддержанию радости достижения успехов;

- Формировать умение преодолевать трудности («я могу!», «я хороший!»);

- развивать потребность в проявлении самостоятельности («я сам!»), коммуникативные умения и речь;

- побуждать внимательно слушать, соблюдать очередность, пользоваться наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний, налаживание взаимоотношений с окружающими;

- способствовать формированию активности, инициативности при вступлении ребенка в общение с педагогом;

- формировать положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, стремление к содержательному общению со взрослыми;

- учить использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, различные способы создания изображения, соединение в одном рисунке разных материалов с целью создания выразительных образов.

При организации работы с детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

- единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание работы определяются на основе комплексного, системного, динамического обследования. Сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики;

- учета возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей. Этот принцип определяет индивидуальный подход к ребенку и построение работы на базе основных закономерностей психического развития, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы;

- признания развития личности в деятельности, а так же того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности служит движущей силой его развития;

- оптимистического подхода в коррекционной работе с проблемами ребенка. Этот принцип предполагает организацию «атмосферы успеха», утверждение веры в успех, поощрение малейших достижений ребенка;

- уважительного отношения к результатам детского творчества. Этот принцип предполагает использование детских работ в оформлении группы и учреждения;

- доступности, повторяемости, концентричности материала;

- систематичности, последовательности в работе.

Вышеизложенные принципы, лежащие в основе опыта, не только развивают навыки общения ребенка со взрослыми и детьми, но и формируют его как личность в целом.

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении со взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры. Непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводится в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих личный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек. Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает детей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

Для этого используются различные приемы:

- наблюдение реальных объектов (живых и неживых) и предметов ближайшего окружения; активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях, цвете;

- сравнение образов животных, птиц, насекомых;

- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

- показ произведений русского декоративно-прикладного творчества (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

- рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

- инсценирование реальных и сказочных ситуаций;

- дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

На данном этапе осуществляется работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью проводятся пальчиковые игры.

Третий этап - индивидуальные занятия. В его ходе в процессе взаимодействия с детьми устанавливаются не только эмоционально-личностные, но и голосовые и деловые контакты, а так же оказывается помощь в достижении совместного результата практической деятельности на основе общения. важный момент - формирование положительной мотивационно-потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к результатам.

На данном этапе детей обучали работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, тычок, тампонирование).

К пониманию необходимости действовать вместе со взрослым подводится через сочетание занятий индивидуальной и совместной деятельности.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:

- показ предмета;

- показ способов изображения;

- метод «пассивных» движений;

- словесное объяснение;

- комментирование действий;

- игровые приемы;

- чтение стихов, потешек.

При обучении рисованию учитывали индивидуально-типологические особенности детей (для одних важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение). и оказывали им разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить его среди других работ.

Для формирования мотивационно-потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к ее результатам используются следующие приемы:

- показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;

- демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении.

Практика педагогической деятельности показывает, что данный опыт эффективно развивает навыки общения у детей, способствует их личностному развитию.

© 2010-2022