Урок изобразительного искусства в 3 классе

                Урок изобразительного искусства в 3 классе.   Тема: « Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская  игрушка.» Изделие -дымковская игрушка (роспись).   Задачи:  1. Формирование умение  у обучающихся художественно- графических умений передачи ритма, цветового контраста, связи узора с украшающим предметом; 2 .Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи; 3 .Развивать творческие...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лугинина О.Р.

(г.Инта МБОУ «Гимназия №3»

[email protected])

Урок изобразительного искусства в 3 классе.


Тема: « Древние образы в современных народных глиняных игрушках.

Дымковская игрушка.»

Изделие -дымковская игрушка (роспись).

Задачи:

1. Формирование умение у обучающихся художественно- графических умений передачи ритма, цветового контраста, связи узора с украшающим предметом;

2 .Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи;

3 .Развивать творческие способности детей;

4.Воспитание на образцах изделий народных мастеров у обучающихся внимательного и бережного отношения к окружающей среде;

5. Воспитание у обучающихся желания заниматься подобной деятельностью.

Оборудование :

Для учителя: домашние заготовки , таблица, наглядные пособия, гуашевые краски, кисти, тряпочка, презентация.

Для учащихся: заготовка, гуашевые краски, кисть, тряпочка.

ХОД УРОКА.


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

-- Организационный момент

-- Проверка рабочего места


  1. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1 СЛАЙД

1) Сообщение темы.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер. Мы познакомимся с древним ремеслом по созданию народной глиняной дымковской игрушки. Со временем каждый может стать мастером в их изготовлении , но сначала необходимо понять основы дела. Поэтому тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка. Элементы росписи.»

2) Беседа по теме урока.

1 .УЧЕНИК: Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов 2 тысячи лет до нашей эры. Игрушки делали почти везде, где находились залежи глины и люди занимались гончарным делом.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних образов. Их дарили друг другу на праздники, наполняя ими свой дом. Игрушки обладали магической силой и, в представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут уже знакомые нам образы : конь, баба, птица, хранящиеся в памяти народа и отражающие его древние обычаи.

2 СЛАЙД кино

3 СЛАЙД

2 .УЧЕНИК:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что -то есть от радости.

Гремящей, как басы.

И злость , и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда !

4 СЛАЙД


  1. УЧЕНИК:

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки, появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Кирова.

С высокого берега реки Вятки ,на котором стоит город Киров , видна заречная слобода Дымково. Зимой , когда топятся печи , и летом , когда туман , вся слобода -будто в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась дымковская игрушка.

5 СЛАЙД


  1. УЧЕНИК:

Там есть отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера , которые , кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков , делают себе на потеху да детям на забаву весёлые яркие игрушки.

6 СЛАЙД


  1. УЧЕНИК:

Изготавливали их только женщины и дети. Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках ,на лавках и столешницах? Барышни в пестрых юбках, бравые кавалеры, важные петухи, индюки, водоноски, кормилицы ,няни, женихи и невесты , бараны , кони, коровы, птички, веселые карусели..

7 СЛАЙД


  1. УЧЕНИК:

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У её индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике -штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на неё материал , форма и закон взаимодействия цветов. В остальном же выдумке нет границ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Давайте вспомним элементы, из которых состоит роспись русской глиняной игрушки.

Перед вами таблица. А рядом элементы, которые использовались в росписи.

Разложи по группам :

  1. солнце

  2. земля

  3. вода

  4. другие знаки(колосья)

Работаем в парах.

А сейчас проверим нашу работу( на слайдах появляются правильные ответы, ребята сравнивают свои работы):

8 - 9 СЛАЙД

УЧИТЕЛЬ:

Мы с вами вспомнили, какие элементы росписи использовались для изготовления народной игрушки.

10 СЛАЙД

Рассмотрим более внимательно дымковскую игрушку .

Её нельзя спутать с другими благодаря её колориту. Это , прежде всего , белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый , малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый,- особенно празднично сияющие на белом фоне игрушки.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, то можно увидеть, как экономично и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы передать красоту оперения птиц, нарядную одежду барышень. Видитсяприрода тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега ярко смотрится цвет одежды.


  1. CЛАЙД

Кроме яркой и своеобразной росписи , дымковская игрушка имеет золотую отделку. Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что становятся легче пуха, поэтому, когда на игрушку «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтобы листочки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит ее к игрушке и прикрепляет деталь на нужном месте: водоноскам и барышням -на кокошники, шляпы, рукава; петухам- на гребешки; оленям -на рога; волшебным деревьям - на ствол и яблоки.

Сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только её ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием, поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.

12 СЛАЙД - физминутка

13 - 14 СЛАЙД Учитель: Давайте ещё раз обратимся к узорам , которые используют для росписи дымковской игрушки: линии, круги, точки, спирали, волнистые линии.

15 СЛАЙД

ПРАВИЛА РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ:

1. Рисуем крупные элементы.

2. Полоски и точки наносим в последнюю очередь.

3. Начинай работу со светлого тона.

4. Не забывай оставлять белое поле.

16 СЛАЙД

Учитель: Дымковская игрушка очень выразительна. Крупноголовые , осанистые, с чувством собственного достоинства , фигурки забавно передают праздность нарядной барыни .

3) Практическая часть. Выполнение изделия по намеченному плану.

А сейчас мы с вами распишем нашу «барыню».

17 СЛАЙД

Учитель: Простым карандашом делаем контур , наносим элементы росписи.

Дети работают. Просмотр работ учащихся.

Учитель : А вот барышня . Её раскрасили соблюдая все правила (слайд 14) .

18 СЛАЙД

Раскрасили волосы - коричневым цветом, а кофту - жёлтым.

19 СЛАЙД

Красным цветом- кокошник, оборку и узор , обозначающий солнце на юбке.


  1. CЛАЙД

Синим цветом - маленькие кружочки.

Зелёным - листья.


  1. CЛАЙД

Сделали ободок.


  1. CЛАЙД

Украсили нашу барыню золотом.

Учитель: А вы все правила соблюдали, раскрашивая своих барынь?


  1. CЛАЙД

3 .ИТОГ УРОКА:

- выставка и обсуждение работ.

- чему научились на уроке и что нового узнали?(ответы ребят)

- Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

- уборка рабочего места.

Оценивание .

5

© 2010-2022