• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Доклад на районном МО учителей ИЗО и МХК «Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»

Доклад на районном МО учителей ИЗО и МХК «Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»

  Основная задача учителя: создать ситуации (условия), инициирующие  действия учащихся по освоению универсальных учебных действий, с помощью которых школьники смогут сами добывать информацию о мире.              Изучение  изобразительного искусства и мировой художественной культуры способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Доклад

на районном МО

учителей ИЗО и МХК

«Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»

24.11.14г.




учитель ИЗО и МХК

Винницкой школы

Петренко М.К.











Симферополь

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Основная задача учителя: создать ситуации (условия), инициирующие действия учащихся по освоению универсальных учебных действий, с помощью которых школьники смогут сами добывать информацию о мире.

Изучение изобразительного искусства и мировой художественной культуры способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире.

Одной из самых доступных массовых форм постоянного углубления и расширения знаний является самостоятельная работа как средство образования (Ш.А. Амонашвили [1] , М.Н. Скаткин [10] и др.).

Цель деятельности преподавателя ИЗО и МХК направлена на создание активного личного отношения каждого к процессу обучения, на организацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению содержанием курса. Важно осознать, что цель деятельности педагога не сводится к передаче суммы знаний, главное - стараться включить полученные знания и впечатления в систему имеющегося у каждого некоторого жизненного опыта и опыта общения с искусством. Осуществить это позволяет система самообразования, решаемая через активно-познавательную учебную деятельность, через самостоятельную работу.

Это позволяет разрешить противоречия

  • между низким уровнем мотивации к знаниям и высоким требованиями, предъявляемыми к образованию школьников;

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся и слабым уровнем развития самостоятельной деятельности;

  • между восприятием уроков ИЗО и МХК как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной развитой личности;

  • между требованием современной системы образования к проявлению высокой степени самостоятельности и организации школьников и слабо развитыми у них навыками самостоятельной работы.

Система обучения, направленная на технологию организации самостоятельной работы, позволяет оптимально сочетать традиционные и инновационные технологии, использовать современные методы диагностики и контроля, позволяющие интенсифицировать деятельность обучающихся; конструировать содержание образования.

Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

Самостоятельная работа занимает особое место в развитии познавательной активности учащихся. Однако до сих пор ведутся споры о том, какой вид деятельности, который совершает ученик в обучении, называется самостоятельной работой.

У всех авторов статей и пособий подчеркивается, что особенностью подготовки специалистов является принцип максимальной самостоятельности учащихся. Но авторы приходят к различным выводам о сущности самостоятельной работы, относя её либо к методам и приёмам обучения, либо к формам организации учебного процесса, либо придавая самостоятельной работе независимый от преподавателя характер.

Так, проф. С.И. Зиновьев пишет, что в высшей школе «понятие самостоятельности связано с представлением о независимости в выборе путей и средств решения, стоящих перед человеком задач» [6]. Такой подход способствует тому, что может установиться тенденция, считать самостоятельную работу учащихся учебой без руководства и помощи со стороны преподавателя.

Своё определение самостоятельной работы даёт Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои умения и выражая в той или иной форме результаты своих умственных действий» [4].

П.И. Пидкасистый предлагает свою трактовку самостоятельной работы: «Самостоятельная работа - это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Формируемая в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, т.е. вызывать у них определенную умственную активность разной структуры, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [9].

Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

П.И.Пидкасистый выделил пять уровней самостоятельной работы по развитию творческих способностей [9].

Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.

Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью и т.п.).

Четвёртый уровень - самостоятельная эвристическая работа. (При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательноставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, а ученики самостоятельноищут решение возникающих проблем или под-проблем)

Пятый уровень - творческая (исследовательская, опытническая) работа.

Применение различных форм самостоятельной работы на уроках позволяет эффективно организовывать групповую и индивидуальную работу на уроках, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Цель организации самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы обучать школьников не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Наиболее полное и адекватное определение самостоятельной работы приведено в педагогической энциклопедии под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова: «Самостоятельная работа учащихся - многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний. Учащиеся приучаются к самоконтролю, у них воспитывается ответственное отношение к учебному труду, стремление к товарищеской взаимопомощи. Применяя различные виды самостоятельной учебной работы, необходимо стимулировать развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся во всей системе учебных занятий» [8].

Самостоятельная работа служит основным средством формирования умений, навыков и развития познавательных способностей (наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний) у учащихся. Таким образом, мы будем считать, что самостоятельная работа - это познавательная деятельность, выполняемая учащимися самостоятельно, под тактичным руководством преподавателя, а иногда и по заранее заданной программе или инструкции с учетом психологических особенностей, личных интересов и планов учащихся.

Основной признак самостоятельной работы - наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда учащихся, т.е. конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приёмами умственного труда, умением систематически ритмично работать, открывая для себя новые способы учебной деятельности.

Целью педагогической деятельности является повышение мотивации обучения и качества знаний учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках ИЗО и МХК.

Задачи, способствующие достижению цели:

  • изучение методов и форм самостоятельной работы, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса;

  • обеспечение самостоятельной работы каждого ученика с учетом уровня его способностей и возможностей;

  • формирование метапредметных, учебных и коммуникативных навыков учащихся.

Для решения поставленных задач автором применялись репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения ИЗО и МХК, необходимые преимущественно для развития навыков творческой, учебно-познавательной деятельности и для самостоятельного овладения знаниями:

  • Лекция - информационно-развивающий метод обучения.

  • Работа с книгой - возможность учащимся многократно обрабатывать информацию.

  • Метод демонстрации - заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

  • Иллюстрация тесно примыкает к методу демонстрации.

  • Видеометод - информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия.

  • Метод «проектной методики» - активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Метод проектов созвучен жизненным позициям:

*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

*ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

  • Метод проектов - главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения;

  2. Поисковые (исследовательские) умения;

  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве;

  4. Менеджерские умения и навыки;

  5. Коммуникативные умения;

  6. Презентационные умения и навыки.

  • Метод анализа художественного произведения.

  • Формальный метод - учащиеся определяют структуру произведения (роль ритмического строя форм: круг, овал, квадрат, зигзаг и т.д.).

  • Герменевтический метод - рассуждение о смысле и ценности произведения.

  • Метод ХПД - Метод художественно-педагогической драматургии.

Принципы построения урока: по законам искусства драмы;

учитель-актер (театр одного актера); урок - произведения искусства.

Построение композиции урока:

  • завязка;

  • постановка проблемы;

  • разработка проблемы;

  • кульминация;

  • обобщение важнейших идей;

  • развязка;

  • последействие

Урок МХК И ИЗО должен быть:проблемным; актуальным; межличностным.

Требования к уроку ИЗО и МХК:

  • на уроке должно царствовать произведение искусства;

  • тщательный отбор фактического материала;

  • достоверность фактов;

  • работа с искусствоведческими терминами

  • задания творческого характера.

Главная задачи учителя: Организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».

Необходимо научить учащихся самостоятельной деятельности с позиций метапредметного подхода, который включает:

- ценностно-ориентационную деятельность;

- познавательную;

- преобразовательную деятельность;

- коммуникативную деятельность.

Только организация самостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет представлена возможность выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей, есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.

Таким образом, необходимым условием эффективности занятий по ИЗО и МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс.

Целенаправленная активная деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация - это исток активности личности. Одним из средств активизации деятельности учащихся является проблемное обучение. Здесь важно найти такие проблемы, которые учащиеся захотят обсуждать и почувствуют потребность их разрешения. К числу таких проблемных вопросов можно отнести тему вводного занятия «Зачем нам нужно искусство?» в ходе которого анализируются мотивы изучения содержания курса. Так, рассматривая тему происхождения искусства, ставим проблему: «Зачем первобытному человеку искусство?». Тем самым устанавливается связь между проблемой обращения человека ХХ века к художественной культуре и обращения к искусству человека первобытного общества.

Таким образом, в обучении ИЗО и МХК необходима опора на принцип мотивированности и принцип проблемности.

Проблемы и задания должны быть всегда немного более сложными, чем те, которые учащиеся умеют выполнять. Проблемное содержание занятий и соответствующие им циклы деятельности должны опираться на принцип развивающего обучения. Каждый блок занятий должен ставить перед учащимися все более сложные содержательные, коммуникативные и деятельностные задачи.

Поскольку изучение ИЗО и МХК предполагает обращение к разным видам художественной деятельности, то в организации обучения нельзя не учитывать предрасположенность учащихся к тем или иным видам художественной деятельности. Чтобы обеспечить эффективность обучения, необходимо опираться на принцип индивидуализации. Необходимо предоставить учащимся право выбирать виды, формы и способы деятельности, которые соответствуют их индивидуальности. Задача преподавателя в данном случае является постепенное вовлечение учащихся в те виды, формы и сферы деятельности, с которыми они менее знакомы.

При организации самостоятельной работы учащихся и активизации их деятельности в курсе ИЗО и МХК необходимо учитывать все вышеизложенные принципы.

Рабочая программа по предмету МХК ориентирует на организацию самостоятельной работы учащихся. К выполнению программы учащиеся готовятся в ходе самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя. Поэтому усилия направлены на решение следующих задач:

  1. Усвоение новых знаний предполагает подведение учащихся к осознанию значимости места нового материала в системе темы, раздела, курса. Здесь важен подбор заданий на выявление последовательности рассматриваемых вопросов, установление связей нового материала с предыдущим.

  2. Усвоение новых знаний невозможно без опоры на прежний учебный материал, поэтому необходимо актуализировать уже изученный материал. Эти знания непосредственно включаются в процесс самостоятельной деятельности.

  3. Необходимо использовать приемы и задания, стимулирующие самостоятельную работу. Особое место занимает постановка проблемных вопросов, составление типовых планов, использование схематической наглядности.

Самостоятельная работа учащихся подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Начинать желательно с аудиторных форм (лабораторно-практические занятия, контрольные, проверочные задания, работа с книгой, игры и др.). Воспитание самостоятельности следует разбить на этапы, которые можно варьировать, исходя из объёма изучаемого раздела и уровня подготовки учащихся.

Подготовительный - в начале учебного года проводятся стартовые контрольные работы, позволяют оценить остаточные знания.

Репродуктивный - аудиторная деятельность, когда учащиеся работают с литературой, самостоятельно выполняют творческие задания. Внеаудиторная деятельность, когда требуется ответить на заданные вопросы, изучить дополнительную литературу и т.д.

Продуктивный - внеаудиторная деятельность, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания, обращаясь к конспектам занятий, учебной литературе и посещая консультации. Для обеспечения объективности контроля за самостоятельностью необходимо обеспечить каждого учащегося индивидуальным заданием. Защита индивидуального задания происходит в форме собеседования или на занятии.

Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами учащихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умения учащихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа в курсе ИЗО и МХК связана с формированием опыта общения с теми видами художественной деятельности, которые полностью восприняты в условиях аудиторного занятия. Например, занятия в выставочном зале, музее, библиотеке.

Формирование у учащихся умения самостоятельно работать происходит на практических занятиях, семинарах, во внеурочной деятельности и других формах работы.

Каждый учащийся должен готовиться к практическим занятиям самостоятельно, а участвовать в них сознательно, творчески.

Библиографический список:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение:оценка:отметка./Ш.А.Амонашвили.-М.: Знание,1980. - 52с.

  2. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс» / Г.И.Данилова. - 4-е изд.,стереотип. - М. : Дрофа, 2008. - 124, [4] с.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений.

Мировая художественная культура 5-11 кл.

Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б.И.Есипов.- М.: Учпедгиз, 1961.- 212с.

  2. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе/ С.И.Зиновьев - М.: Педагогика, 1975.

  3. Педагогика: учебник / под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,1998

  4. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова,

Ф.Н. Петрова: в 4т.- М.: Советская энциклопедия, 1996. - т.3.

  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении /П.И.Пидкасистый.М.:Педагогика,1981.-

  2. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения /М.Н.Скаткин.- М.: Педагогика, 1971.

  3. Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека: работы советских психологов периода 1946-1980 гг.: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Н.Ф.Талызина, под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М., 1981. - 324с.

  4. Ширяев В.Л. Как подготовить описание научной и учебно-методической работы: учебное пособие / В. Л. Ширяев. - Нарьян-Мар: НО ИППК, 2007. - 27с.

  5. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие /В.А.Якунин - СПб: Михайлов, 2000.- 348с.


© 2010-2022