Программа дополнительного образования Импровизация

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Муниципальное образование Тайшетский район

Муниципальное учреждение «Управление культуры, спорта

и молодежной политики» Администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»








Рабочая программа

дополнительного образования


«Импровизация»









2014

Пояснительная записка

Художественная студия «Импровизация» относится к ряду факультативов изобразительного цикла. В результате работы студии студенты на основе академических знаний в процессе творчества учатся видеть нестандартный подход к стандартным вещам. «Импровизация» - (лат. непредвиденный, внезапный) сочинение в момент изображения без предварительной подготовки.

Необходимость занятий в художественной студии и разработка к ней пособий и указаний обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки в области дизайна и изобразительной деятельности.

Характер данной изобразительной деятельности оказывает влияние на развитие способностей нестандартно мыслить и воспринимать окружающие предметы, благодаря изучению и овладению новых изобразительных техник и приёмов в ходе работы над упражнениями в художественной студии.

Цель Привлечение студентов в художественную студию «Импровизация» для

Основные задачи художественной студии «Импровизация»:

  • Развитие художественно-творческой активности.

  • Повышение профессионального уровня студентов, как будущих специалистов в области дизайна.

  • Изучение новых техник и изобразительных приёмов.

  • Систематическое развитие знаний и навыков, умения выражать в художественных образах свои чувства, мысли, состояния.

В программе отражаются теоретические основы композиции и импровизации, изучаются и анализируются направления и течения в искусстве начала 20 века.

Предполагаемые практические работы в художественной студии дают возможность вхождения студентов в творческое состояние и развивают способности:

  • замечать необычное в обычном;

  • видеть предмет или явление с разных сторон;

  • деформировать реальные формы натуры в соответствии с замыслом;

  • нестандартно мыслить;

  • понимать язык изобразительного (беспредметного) искусства;

Занятия по данной программе способствует совершенствованию навыков:

  • владение линией;

  • работы с акварельными красками и другими изобразительными материалами;

  • компоновка изображения.

Темы программы раскрываются в самостоятельном выборе и применении студентами изобразительных материалов, правил и приёмов композиции. Творческое решение изобразительных задач в ходе занятий в изобразительной студии, предполагает развитие восприятия, мышления, памяти, воображения - называемых в психологии силами творчества, одной из составляющих которых можно считать импровизацию.

Обучение по данной программе способствует познанию себя, проявлению индивидуальности, творческих способностей. Применяя своеобразные средства выразительности, реализуемые в образах, полученных путём импровизации, имеется возможность раскрыть свой внутренний потенциал и проявить творчество.

С учётом творческой направленности занятий студии преподавателю предоставляется право свободно распределять количество часов по заданным темам.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Знакомство с импровизацией. Передача состояния, настроения, вкуса.

2

2

Осеннее кружево. Образ осени.

4

3

Проволочный натюрморт

4

4

Геометрическое пространство.

6

5

Фантастический цветок.

4

6

Декоративный натюрморт.

4

7

Состояние природы. Температурные ощущения.

2

8

Натюрморт предметам холодно

4

9

Лица прохожих

6

10

Горячий натюрморт

4

11

Выражение состояния природы абстрактными средствами.

2

12

Шахматный натюрморт

4

13

Крик, шум, тишина.

2

14

Радужный натюрморт

4

15

Война - мир. Террор - духовность.

2

16

Белый натюрморт

4

17

Архитектурный пейзаж

4

18

Линиарный стиль

2

19

Линия жизни. Композиция.

4

Итого:

68





Содержание

Тема 1. Знакомство с импровизацией. Передача состояния, настроения, вкуса.

Вводная лекция, построенная на ознакомлении учащихся с новым изобразительным курсом. Определение понятия «импровизация». Беседа о значении и необходимости импровизации в самостоятельной творческой деятельности студентов. На примерах творчества русских и зарубежных художников студенты знакомятся с такими течениями в искусстве как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм. Предлагается пронаблюдать, чем импровизационные работы отличаются от академической манеры исполнения и узнать мнение студентов, их отношение к импровизационной деятельности.

На первом занятии ведётся работа над передачей различных состояний, настроений. Изображаются радость, веселье, восторг, мечта, полет, грусть, печаль, тоска, гнев, обида, ненависть, спокойствие и безмятежность. Попытка передать вкусовые ощущения: кислое, соленое, горькое, сладкое.

При помощи цвета необходимо выразить эти состояния в зависимости от внутреннего осмысления и восприятия студентом того или иного настроения.

Тема 2.

Образ осени. Осеннее кружево.

Тема осени, как наиболее часто использовавшаяся в творчестве поэтов и художников. Осень рассматривалась ими как прекрасное время года, вдохновлявшее их на создание замечательных литературных и художественных произведений.

Предлагаемое задание: не отрывая карандаша от поверхности бумаги, непрерывно наносится пластичная линия, заполняющая все свободное пространство листа. Из хаотично расположенных линий выбираются и обводятся только те линии, которые напоминают кружево. «Кружево линий» заполняющих лист бумаги, корректируются; ведется работа над толщенной и пластикой линии.

Линейное пространство заполняется растительными элементами (листья, ягоды, грибы, семена), в рисунке кружева линия чередуется с растительными элементами, образуя рисунок кружева.

Работа ведется комбинированной техникой: цветовая палитра осени чередуется с графическими материалами.

Тема 3.

Проволочный натюрморт.

Рассмотреть и изучить металлическую пружину или спираль. Проанализировать, как закручивается форма и изменяется освещение на металлических стержнях пружины.

Студентам предлагается представить, что предметы выполнены из металлической пружины (проволоки) разной величины. Реальная, объемная форма предмета заменяется формой пружины, металлической проволоки. Круговыми движениями вся форма предметов покрывается спиральной линией, (предмет представляет спиральную проволоку, остается лишь внешнее, реальное очертание предмета). С учётом освещенности предмета передается объем, причем только проволочного изображения.

Из выбранных и «переработанных» предметов в форму спирали, студентами разрабатывается натюрморт и выполняется графическим материалом (гелевая или шариковая ручка, графитный карандаш, тушь)

Тема 4.

Геометрическое пространство.

Техника исполнения данной работы аналогична теме «Осеннее кружево». В этом случае композиция выполняется не пластичной линией, а рубленной, острой, геометрической. Не отрывая карандаша от бумаги нужно провести в произвольных направлениях прямые линии, образующие в пересечениях прямолинейные геометрические формы. Из полученных геометрических форм прорабатывается композиция. Особое внимание уделяется красоте выразительности линий и передачи пространства из геометрических элементов и форм. С помощью цвета найти свое индивидуальное видение этого пространства.

Тема 5.

Фантастический цветок.

Найти различные упоминания о фантастических цветах. Цветы, выполняющие необычные функции, сказочные цветы (Цветик-семицветик, Аленький цветочек). Рассмотреть, чем эти цветы отличаются от цветов и растений, произрастающих в природе.

Студентам предлагается отойти от обыденного представления о цветке. Наделить его новыми необычными функциями, формами неживой природы (металлический цветок, цветок робот, хищный цветок и так далее, студенты могут придумывать и давать название своим работам). Допустимо применение такого приема, как крайняя степень стилизации, где можно полностью отойти от природной формы цветка. Форма может быть условная и упрощенная. В этом случае необходимо уделить особое внимание идеи и замыслу выполняемой работы.

В техническом отношении работа может быть выполнена любым изобразительным материалом, которым студент владеет в совершенстве.

Тема 6.

Декоративный натюрморт.

Формируется понятие о декоративной форме предметов. Рассматриваются предметы, богато украшенные декором.

Предлагаемое задание: составить натюрморт из трех и более предметов, форма которых будет содержать элементы декора. Элементы украшения: цветная точка, различные виды линий, имитация под драгоценные камни, богато украшенные ткани.

Работа выполняется гуашевыми красками с добавление дополнительных изобразительных средств по усмотрению студентов. Возможно использование техники коллажа, если она будет оправдана.

Тема 7.

Состояние природы. Температурные ощущения.

Репродуктивный ряд направлен на помощь студентам в анализе художественных произведений, где изображаются времена года, состояния природы. Предлагается рассмотреть и проанализировать, как художники передают состояние природы (использование цвета, динамики и статики линий).

Предлагаемое задание: с помощью цвета выразить ощущение тепла, холода.

Тема 8.

Предметам холодно.

Занятие основывается на знаниях предыдущего задания, где с помощью цвета была достигнута передача температурного ощущения.

На занятии предлагается составить композицию натюрморта «Предметам холодно» или «Холодный натюрморт». Это первое задание на деформацию формы - форма предмета изменяется под действием температуры. Предметы «замерзли», «заледенели» и изменили свою форму. Они превратились в кристаллы льда, покрылись инеем, их занесло снегом. Форма предметов приобретает фантастические очертания и теряет свою привычную функцию, предметы становятся импровизированными.

Работа ведется гуашевыми красками с использованием холодной палитры цветов, применяя «набрызг», возможна имитация снега. В итоговом варианте работа представляет собой натюрморт из трех и более предметов, предающих состояние холода, состояние «замерзших» предметов.

Тема 9.

Лица прохожих.

Продолжение работы над техникой линеарного стиля. Произвольным движением руки, непрерывной линией, по воображению, изображаются лица людей в профиль, фас.

Работа над композицией ведется в несколько этапов:

- заполнение плоскости листа непрерывной линией, пластичной или острой колючей в зависимости от желания самих студентов;

- нахождение в хаосе линий изображений человеческого лица в профиль, фас;

- проработка изображения лица, нахождение характерных особенностей для каждого образа;

- нахождение центра, главного образа, который будет притягивать на себя основное внимание.

Таким образом, заполняется вся плоскость листа лицами прохожих. Техника исполнения смешанная, материалы по усмотрению студентов.

Тема 10.

Горячий натюрморт.

Аналогично теме «Температурные ощущения», исследуя возможности тёплой, горячей гаммы, передать ощущение тепла.

Разрабатывается натюрморт, где главным предметом и источником тепла будет самовар. Тема натюрморта - домашнее чаепитие, передача теплой, уютной домашней обстановки. Так как самовар - главный горячий предмет, то все предметы, находящиеся в композиции натюрморта, тоже приобретают горячие свойства, а под действием температуры предметы деформируются, «растекаются». Используя в работе теплую цветовую гамму, передать ощущение тепла, ощущения горячих плавящихся предметов.

Работа производится акварельными или гуашевыми красками по усмотрению студентов.

Тема 11.

Выражение состояния природы абстрактными средствами.

Отойти от привычных форм и передать состояние природы с помощью геометрической композиции.

Под геометрической композицией подразумевается составление абстрактной, импровизационной картины мира, основанной на внутреннем восприятии студентов.

Линия, геометрические фигуры, точка, декор - при помощи этих средств составляется композиция. Работа выполняется смешанной техникой, которая дает больше возможностей для выполнения этого задания.

Тема 12.

Шахматный натюрморт. Или «Зебра».

Представить, что все предметы, находящиеся в нашем окружении отражают в себе расположение шахматного пространства.

Составленный студентами натюрморт по правилам композиции, преобразуется в мир господства шахматной королевы. В натюрморте используются как реальные бытовые предметы, так и шахматные фигуры. Кроме этого переносится расположение шахматной доски на натюрморт.

По аналогии выполняется и натюрморт «Зебра», где шахматная доска заменяется полосками зебры.

Работа над натюрмортом ведется с использованием гуашевых красок.

Тема 13.

Крик, шум, тишина.

Выразить ощущения с помощью цвета. Продолжение работы над передачей внутреннего состояния человека при помощи изобразительных средств.

Для создания благоприятной обстановки и помощи в работе студентов используется музыкальное сопровождение, которое поможет наиболее полно раскрыть данную тему.

Тема 14.

Радужный натюрморт.

Изобразить натюрморт с отражением радуги на поверхности предметов.

Использую цвета радуги и их расположение преобразовать реальный натюрморт в импровизационный. Предметы в натюрморте подвергаются деформации и декоративной трактовке формы. Цвета радуги заполняют как поле предметов, так и всю плоскость вокруг предметов.

Выполнение работы производится гуашевыми красками. Возможно использование как чистых, так и разбеленных цветов, использую таблицу цветовых спектров.

При завершении работы над натюрмортом проводится анализ работ студентов.

Тема 15.

Война - мир. Террор - духовность.

Работа над этой теме ведётся по аналогии с темой передачи состояния и настроения природы. С помощью цвета и контрастов нужно передать в работе такие противоречивые понятия как война и мир, террор и духовность.

Средствами изображения передать эти соотношения.

Тема 16.

Белый натюрморт.

Раскрывается понятие «импрессия», рассматриваются работы художников импрессионистов.

По принципу исполнения импрессионистических работ выполняется «Белый натюрморт». Как известно, белые предметы и драпировки отражают в себе все возможные оттенки и цвета. Поэтому, работая над «Белым натюрмортом», необходимо работать над многоцветностью и выразительностью.

Предлагается один из многих вариантов цветового решения натюрмортов: средствами нюансов и валеров найти выразительное решение многоцветного натюрморта.

Тема 17.

Архитектурный пейзаж.

Превращение реальных форм пейзажа в геометрические конструкции. Преобразование природных форм в архитектурные, геометрические. Для преобразования используется как фотографии пейзажей различного времени года, так и репродукции картин художников.

Выполняется на основе «Геометрического пространства», где линией изображается архитектурная форма.

Тема 18.

Линеарный стиль.

Выполняется абстрактная композиция для закрепления приёма линеарного стиля. Работа выполняется по воображению, с использованием музыкального оформления. Композиция на свободную тему. Дать название.

Тема 19.

Линия жизни.

Отталкиваясь от названия, составить композицию, используя уже изученные приёмы и изобразительные средства. Работа выполняется на закрепление ранее изученных тем, как итоговое занятие для этого курса.



Список литературы


  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989

  2. Волков Н.Н. Восприятие картины.- М., 1976

  3. Киплик Д.И. Техника живописи.- М., 1950

  4. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М., 1992

  5. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах.- М., 1971

  6. Крымов Н.П. Художник и педагог.- М., 1960

  7. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.- М., 1988

  8. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии.- М., 1972

  9. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М" 1984.

  10. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия/ сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов.- М., 1989

  11. Сомов Ю.С. Композиция в технике.- М., 1972

  12. Шорохов Е.В.. Лебедко В.К., Катханова Ю.Ф., Гречишников С.3.. Корзинова Е.И., Константинов А.В. Художественно-графический факультет. Пособие для поступающих в МПГУ. М., 1997.

  13. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции».- М., 1989


© 2010-2022