- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО (6 класс)
Рабочая программа ИЗО (6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Хафизова Г.Р. ___________
Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 29 »августа 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М. Шаймухаметова
Приказ № 78 от 01.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство (ИЗО)»
для 6 класса
Составитель:
Фаттахов Раиль Галяутдинович,
учитель первой квалификационной категории
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе:
1) Примерной программы основного общего образования по направлению «Изобразительное искусство»
2) Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)
Структура документа
Рабочая программа включает в себя несколько разделов:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-календарно-тематический план;
-содержание учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-перечень учебно-методического обеспечения;
-планирование.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения Изобразительное искусство в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год федерального компонента.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Цели:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Календарно-тематическое планирование уроков
-
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
Примерные сроки
1
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
8
05.09-24.10
2
«Мир наших вещей. Натюрморт»
8
31.10-26.12
3
«Вглядываясь в человека. Портрет»
12
16.01-09.04
4
«Человека и пространство в изобразительном искусстве»
7
16.04-28.05
5
Всего
35
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)
Здесь проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики . В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
-
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
-
Рисунок - основа изобразительного творчества.
-
Линия и её выразительные возможности
-
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
-
Цвет. Основы цветоведения.
-
Цвет в произведениях живописи.
-
Объемные изображения в скульптуре.
-
Основы языка изображения.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
-
Художественное познание: реальность и фантазия.
-
Изображение предметного мира - натюрморт.
-
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
-
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
-
Освещение. Свет и тень.
-
Натюрморт в графике.
-
Цвет в натюрморте.
-
Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (12 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике ,живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
-
Образ человека - главная тема искусства.
-
Конструкция головы человека и ее пропорции.
-
Изображение головы человека в пространстве.
-
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
-
Портрет в скульптуре.
-
Сатирические образы человека.
-
Образные возможности освещения в портрете.
-
Портрет в живописи.
-
Роль цвета в портрете.
-
Великие портретисты. Художники - наши земляк
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой город».
-
Жанры в изобразительном искусстве.
-
Изображение пространства.
-
Правила линейной и воздушной перспективы.
-
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
-
Пейзаж - настроение. Природа в творчестве художников Татарстана.
-
Городской пейзаж. Мой город.
-
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
-
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
•пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома. Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
-
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
-
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
-
уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-
владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
-
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 2012.
-
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского /авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2012.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
ru.wikipedia.org/wiki
artsait.ru
Планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Виды контроля
дата
план
факт
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов
1
«Изобразительное искусство в семье пластических искусств»
Урок изучения новых знаний.
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.
Знать
- виды изобразительного искусства;
- художественные материалы и их разительные возможности.
Устный опрос. Практическая работа.
05.09
2
«Рисунок - основа изобразительного искусства»
Урок формирования новых умений.
Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.
Знать
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами.
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
12.09
3
«Линия и ее выразительные возможности»
Урок формирования новых умений.
Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения.
Знать
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
19.09
4
«Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
Комбинированный урок.
Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно.
Знать понятие силуэт, тон, ритм.
Уметь
- пользоваться графическими материалами;
- видеть и передавать характер освещения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
26.09
5
«Цвет. Основы цветоведения»
Комбинированный урок.
Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Знать
- основные и составные цвета;
- теплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
03.10
6
«Цвет в произведениях живописи»
Урок изучение новых знаний.
Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства.
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет»
10.10
7
«Объемные изображения в скульптуре»
Урок изучения новых знаний.
Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приемами лепки.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
17.10
8
«Основы языка изображения»
Урок обобщения и систематизации изученного.
Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения».
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
Выступление с анализом творческих работ, выпол-ненных на уроках.
24.10
«Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов.
9
«Реальность и фантазия в творчестве художника»
Комбинированный урок.
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.
Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками.
31.10
10
«Изображение предметного мира - натюрморт»
Комбинированный урок.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.
Знать
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
14.11
11
«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
Комбинированный урок.
Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.
Знать
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
21.11
12
«Изображение объема на плоскости, линейная перспектива»
Комбинированный урок.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Знать
- правила объемного изображения геометрических тел.
- понятие ракурса.
Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
28.11
13
«Освещение. Свет и тень»
Урок формирования новых умений.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.
Знать понятия: свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
05.12
14
«Натюрморт в графике»
Урок изучения новых знаний.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.
Знать понятие гравюра и ее свойства.
Уметь работать графическими материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
12.12
15
«Цвет в натюрморте»
Урок изучения новых умений.
Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
19.12
16
«Выразительные возможности натюрморта » (обобщение темы)
Урок обобщения и систематизации изученного.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ - ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
26.12
«Вглядываясь в человека» - 12 часов.
17
«Образ человека - главная тема искусства»
Урок формирования новых знаний.
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
Выступление с анализом произведений художников.
16.01
18
«Конструкция головы человека и ее пропорции»
Урок изучения новых знаний.
Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Творческое обсуждении работ.
23.01
19
«Изображение головы человека в пространстве»
Комбинированный урок.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.
Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
30.01
20
«Графический портретный рисунок и выразительный образ человека»
Комбинированный урок.
Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Уметь
- передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
06.02
21-22
«Портрет в скульптуре»
Комбинированный урок.
Скульптурный портрет в истории искусства. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.
Знать
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной)
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
13.02
20.02
23
«Сатирические образы человека»
Урок изучения новых знаний.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.
Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
27.02
24
«Образные возможности освещения в портрете»
Комбинированный урок.
Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении.
Знать
- приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
05.03
25
«Портрет в живописи»
Урок изучения новых знаний.
Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
Знать
- типы портретов; парадный, конный и т.д.;
- имена художников и их выдающиеся произведения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
12.03
26-27
«Роль цвета в живописи»
Комбинированный урок.
Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
19.03
02.04
28
«Великие портретисты» (обобщение темы)
Урок обобщения и систематизации изученного.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов.
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства.
Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
09.04
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 7 часов.
29
«Жанры в изобразительном искусстве»
Урок изучения новых знаний
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.
Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др.
Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах
16.04
30
«Изображение пространства»
Урок формирования новых умений.
Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения.
Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
23.04
31
«Правила линейной и воздушной перспективы»
Урок практического применения знаний, умений.
Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
30.04
32
«Пейзаж. Организация изображаемого пространства»
Урок практического применения знаний, знаний.
Пейзаж - как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
07.05
33
«Пейзаж - настроение. Природа и художник»
Урок практического применения знаний, знаний.
Пейзаж - настроение - как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.
Знать особенности роли колорита в пейзаже - настроении.
Уметь применять средства выражения - характер освещения, цветовые отношения.
Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.
14.05
34
«Городской пейзаж»
Урок практического применения знаний, знаний.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
21.05
35
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
Урок обобщение и систематизации изученного.
Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры
Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.
28.05