- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа дополнительного образования Резьба по дереву
Рабочая программа дополнительного образования Резьба по дереву
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролов А.Н. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей физической культуры
__________ (Л.В. Орлова)
протокол №
от «» ___________2013г.
«Согласовано»
Зам.директора по ВР
_______ (Э.Ю.В.Исмайлова)
«» ___________2013г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №63»
_________ (А.В.Ионов)
Приказ №
«» ___________2013г.
Рабочая программа руководителя кружка «Резьба по дереву»
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 63
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ленинского района города Саратова
Фролова Алексея Николаевича
по программе художественно-эстетического направления
для учащихся 5-7 классов
на 2013-2014 учебный год
Учащиеся: ученики 5-7 классов
Количество часов в неделю: 2 часа
Всего: 68 часа
Рассмотрено на заседании педагогического совета
(протокол № от _____ 2013г.)
г. Саратов
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Резьба по дереву» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду - прикладная;
По типу - модифицированная;
По уровню освоения - углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно - прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева - самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Программа разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
-
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
-
Технология для 5-9 классов.
-
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
-
Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно-прикладном творчестве.
Основные учебно - воспитательные задачи рабочей программы «Художественная обработка древесины»
Обучающие
-
Сформировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности;
-
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
-
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
-
Изучить технологию работы выжигателем;
-
Изучить технологию работы лобзиком;
-
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
-
Развивать художественно - творческие способности учащихся;
-
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
-
Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
-
Сформировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно - прикладного творчества;
Воспитывающие:
-
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
-
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
-
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
-
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Особенности программы:
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы - 1 год.
Форма и режим занятий:
Занятия рассчитаны на детей 11-12 лет, 68 часа в год (2 часа в неделю, т. е. 2 раза по 1 часу)
Форма занятий:
-
Беседы.
-
Объяснения
-
Рассказы
-
Практические работы
-
Выставки
-
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
-
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
-
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-
способы разметки по шаблону и чертежу;
-
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-
иметь понятие о конструировании и моделировании;
-
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
-
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
-
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
-
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
-
разные виды резьбы и их особенности;
Должны уметь:
-
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
-
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
-
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
-
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
-
выполнять простейшие столярные операции;
-
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
-
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
-
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
-
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
-
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
-
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
-
выполнения операции , выпиливания, резьбы и мозаики;
-
владения основными элементами графической грамотности;
-
выполнения плоскостной разметки;
-
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
-
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальная;
-
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
-
теоретический уровень знаний;
-
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
-
применение полученных знаний на практике;
-
соблюдение технических и технологических требований;
-
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
-
изготовление изделия в установленные нормы времени;
-
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
-
экономия материалов;
-
желание трудиться;
-
познавательная активность и творческий подход;
-
самостоятельность;
-
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
-
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
-
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
-
Практические: практические занятия;
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
-
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы художественно-эстетического направления
-
Выставки детского творчества
-
Участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание темы
Количество часов
Всего
Теория
Практические работы
Раздел I. Основы выбора и обработки материала (6 часа)
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
1
1.4.
Виды резьбы по дереву.
1
1
-
1.5
Построение орнамента.
1
-
1
1.6
Отделка изделия.
1
1
-
Всего
6
5
1
Раздел II. Художественное выжигание (20 часов)
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
1
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
1
1
-
2.3
Основы композиции.
2
1
1
2.4
Подготовка заготовок к работе.
1
1
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
3
1
2
2.6
Основные приёмы выжигания.
3
1
2
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
2
2
2.8
Отделка изделия.
2
2
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
5
-
5
20
5
15
Раздел III. Резьба по дереву (42часов)
3.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
1
1
3.2
Виды резьбы
1
1
3.3
Материал
1
1
3.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
1
1
3.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
2
2
3.6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
10
2
8
3.7
Контурная резьба
4
1
3
3.8.
Рельефная и скульптурная резьба
1
1
3.9
Отделка и реставрация резных изделий
1
1
3.10
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
3
-
3
3.11
Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой.
7
7
3.12
Изготовление выпуклого изображения и его декорирование.
9
9
3.13
Выставка детского творчества
1
1
42
8
34
Содержание программы
Раздел I. Основы выбора и обработки материала (6 часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения.
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления.
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Тема 1.5. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (1 час)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.6. Отделка изделия.
Теория (1 час).Способы отделки изделия. (1час)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка;
- покрытие лаком.
Раздел II. Художественное выжигание (20часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория (1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4..Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(1 час)
Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания( 2 часа)
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория ( 1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (2 часа)
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно (2 часа)
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (5часов)
Раздел III. Резьба по дереву
Тема 3.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. (1 часа)
Тема 3.2. Виды резьбы .
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)
Тема 3.3. Материал.
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)
Тема 3.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)
Тема 3.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе (2 часа).
Тема 3.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (2 часа)
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. (8 часов)
Тема 3.7. Контурная резьба.
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе. (1час)
Практическая работа: Выполнение орнамента(3 часа)
Тема 3.8. Рельефная и скульптурная резьба.
Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении. (1 час)
Тема 3.9. Отделка и реставрация резных изделий.
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. (1 час)
Тема 3.10. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (3 часов)
Тема 3.11. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование геометрической резьбой.
Практическая работа. Изготовление плоско-вогнутого изображения и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (7 часов)
Тема 3.12. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование.
Практическая работа. Изготовление выпуклого изображения и его декорирование. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (9 часов)
Тема 3.13. Итоговая аттестация.
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.
Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.
Библиографический список
для инструктора по труду:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
1