Открытое занятие по ИЗО Законы перспективы

Автор-разработчик - Малышева Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.  Возрастная группа - дети 2-го года обучения (9-10 лет). Занятие реализовано в студии «Звуки красок» Детского досугового центра «Росток», филиала МБОУ ДОД Дом детского творчества Нижегородского района города Нижнего Новгорода. Занятие входит в блок «Перспектива и законы перспективы» Раздела II «Учебный рисунок» дополнительной общеобразовательной программы «Звуки красок». Время за...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие по теме «Законы перспективного сокращения».

Автор-разработчик - Малышева Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Возрастная группа - дети 2-го года обучения (9-10 лет). Занятие реализовано в студии «Звуки красок» Детского досугового центра «Росток», филиала МБОУ ДОД Дом детского творчества Нижегородского района города Нижнего Новгорода.

Занятие входит в блок «Перспектива и законы перспективы» Раздела II «Учебный рисунок» дополнительной общеобразовательной программы «Звуки красок».

Время занятия- 2 часа( 2 урока по 45 минут с обязательными переменами).

С данным занятием Автор участвовал в конкурсе педагогического мастерства «Траектория успеха 2011».

Занятие состоит из следующих этапов:

  1. Организационно-подготовительный и диагностический включает подготовку рабочих мест, приветственное слово педагога, сообщение группе(гостям) для чего мы собрались, какое место занятие занимает в блоке занятий, что будем делать, что вы узнаете нового;

  2. Конструирующий включает повторение пройденного ранее материала(линия горизонта, высокий и низкий горизонт, картинная и предметная плоскости, эффект удаления, точка схода, воздушная перспектива, законы перспективного сокращения), практическую работу(рисунок «Прогулка в парке», обязательная переменка в процессе работы);

  3. Итоговый включает заключительное слово педагога(что узнали, чему научились), эмоциональную точку, просмотр рисунков детьми, обсуждение, анализ(что получилось, а что нет), уборка рабочего места;

  4. Самоанализ занятия педагогом.

Форма работы: практическое занятие.

Тип занятия: комбинированный (повторение и закрепление пройденного материала, практическая работа).

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формой контроля за усвоением материала служит наблюдение за ходом выполнения работы, просмотр и анализ рисунков в конце занятия.

Время занятия: 2 аудиторных часа ( с перерывом 10-15 мин).

Методы обучения:

  • репродуктивный(при повторении изученного ранее);

  • словесный (при формировании теоретических знаний);

  • игровой( имитация деятельности учителя);

  • практический (в освоении художественных материалов)

  • наглядный (для понимания и усвоения нового материала);

  • наблюдение( в ходе выполнения работы);

  • методы контроля и самоконтроля (просмотр работ в конце занятия, выявления недостатков и положительного).

Конспект занятия.

Цель: закрепить усвоенный ранее материал по теме «Перспектива. Законы перспективного сокращения».

Задачи:

Предметно-информационная составляющая: повторение основных понятий.

Деятельно-коммуникативная составляющая: продолжаем совершенствовать навыки передачи окружающего мира, развиваем пространственное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

Личностно-ориентационная составляющая: воспитываем усидчивость, аккуратность в работе, учимся умению получать удовольствие от работы и результата, а также совместно творить; воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от интересной работы.

На этом занятии Автор использует игровой прием «неумелый педагог», который не только дает возможность детям почувствовать себя на равных с преподавателем, исправляя его «ошибки» на доске(рисунке), но и в ходе имитации деятельности педагога эффективно закрепить пройденный ранее материал.

В начале занятия педагог показывает заранее сделанный на листе формата А2 контурный эскиз «неправильной картины»(черный маркер, тушь). В изображении парка(улицы) нарушены законы перспективы: отсутствие линии горизонта, фронтальное(плоское) изображение, нарушение размеров изображения(предметы дальнего плана и переднего одинаковые), нарушение при изображение на предметной плоскости( скамейка и деревья дальнего плана «висят» на небе).

На доске заранее педагогом повторена «неправильная картина», доска в начале занятия закрыта. В ходе занятия дети исправляют эти «ошибки» на доске.

Также заранее на листе А2 педагог готовит контурный рисунок с исправленными ошибками, но с нарушениями воздушной перспективы. Дети, опираясь на свои знания и репродукции картин, разбирают ошибки и предлагают правильный вариант выполнения.

Оборудование и материалы для педагога: доска, картина «Прогулка в парке» на формате А2(черный маркер или тушь), эскиз картины «Прогулка в парке» на доске, незаконченный вариант картины «Прогулка в парке» на листе формата А2 с цветовыми пятнами, репродукции и иллюстрации с изображением аллей парка и улицы города в перспективном сокращении.

Оборудование и материалы для детей: стол, планшет с зажимами, бумага формата А3, гуашь или акварель на выбор, баночка для воды, палитра, тряпка, кисти, простой карандаш и ластик.

Ход занятия.

1.Организационный момент: подготовка рабочего места ребенком.

2. Вступительное слово педагога: настройка на занятие, сообщение темы и целей занятия.

-На прошлом занятии мы с вами рисовали улицы нашего города. Получилось здорово, правда? Но в нашем городе не только старинные дома, но есть несколько красивых парков. Я живу рядом с парком, и вчера захотелось нарисовать, как я гуляю там с собакой. Взяла большой лист, карандаши и кисти, приготовила любимые краски, и…Совсем не то получилось, что я задумала! Весь вечер просидела, а результат меня совсем не радует (показывает контурный рисунок на листе формата А2 с нарушенными законами перспективы). Наверное, я все позабыла и разучилась рисовать.

Поможете разобраться с моими ошибками? Я решила перенести этот эскиз на доску, чтобы вместе с вами понять, что не так, и попросить вас исправить мои ошибки( педагог открывает доску с заранее нарисованной копией неправильной контурной картины).

3. Повторение пройденного.

Дети находят ошибки, намеренно сделанные в рисунке: отсутствие линии горизонта, нарушение размеров. В процессе обсуждения педагог задает вопросы:

Что такое линия горизонта? Где она проходит?

Что такое точка схода? Как еще она называется? Для чего нужна?

Что происходит с предметом по мере удаления?

Далее педагог «под руководством» детей находит ошибки в рисунке, Автор также предлагает не сдерживать порывов детей, и дать им порисовать на доске, исправив ошибки педагога, если позволяют возможности кабинета.

- Ну вот, совместными усилиями мы создали правильный эскиз моей картины. Но вот незадача, с цветом тоже я запуталась. Сосем не реалистично выглядит мой парк…

( педагог показывает второй вариант картины на листе А2 с правильной перспективой, но ошибками в цветовых пятнах).

Дети и педагог находят ошибки в воздушной перспективе( чем дальше, тем светлее, голубе, прозрачнее цвета, не такие резкие контуры заднего плана, отсутствие мелких деталей на заднем плане), разбирая для примера репродукции картин.

В процессе обсуждения педагог задает вопросы:

Что такое воздушная перспектива? Для чего она необходима?

Какие цвета приближают, а какие удаляют предмет?

- Ребята! Спасибо вам! Я вспомнила, как нужно рисовать! И теперь точно не забуду законы перспективы.

4. Практическая работа.

- А теперь давайте нарисуем прогулку в парке .

В процессе рисования педагог напоминает воспитанникам об особенностях разных пород деревьев, характерных чертах изображаемого времени года.

5. Переменка.

Дети прерываются на отдых(10-12 минут). Помимо традиционной пальчиковой гимнастики автор с детьми очень любят психологическую игру «запусти сердечко».

6. Продолжение практической работы.

Выполнение рисунка «Прогулка в парке» в цвете.

7.Эмоциональная точка.

-Давайте посмотрим на наши рисунки! Какие замечательные «Прогулки в парке» получились. Вам нравится? И мне тоже! А главное, они все разные, правда?

8. Просмотр работ, подведение итогов занятия.

Рисунки на планшетах выставляются вдоль стены, и ребята вместе с педагогом обсуждают их, отмечая что получилось, а над чем необходимо поработать еще.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Чему научились?

-Какие впечатления от сегодняшнего занятия?

9. Уборка рабочих мест.

- Всем большое спасибо, и до встречи! Занятие окончено.

10. В заключении Автор предлагает провести самоанализ занятия по разработанной им форме.

Этапы

Материалы инструменты

Краткое содержание этапов

Что получилось

Что исправить






© 2010-2022