- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Открытое занятие по ИЗО Законы перспективы
Открытое занятие по ИЗО Законы перспективы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малышева Е.Д. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытое занятие по теме «Законы перспективного сокращения».
Автор-разработчик - Малышева Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Возрастная группа - дети 2-го года обучения (9-10 лет). Занятие реализовано в студии «Звуки красок» Детского досугового центра «Росток», филиала МБОУ ДОД Дом детского творчества Нижегородского района города Нижнего Новгорода.
Занятие входит в блок «Перспектива и законы перспективы» Раздела II «Учебный рисунок» дополнительной общеобразовательной программы «Звуки красок».
Время занятия- 2 часа( 2 урока по 45 минут с обязательными переменами).
С данным занятием Автор участвовал в конкурсе педагогического мастерства «Траектория успеха 2011».
Занятие состоит из следующих этапов:
-
Организационно-подготовительный и диагностический включает подготовку рабочих мест, приветственное слово педагога, сообщение группе(гостям) для чего мы собрались, какое место занятие занимает в блоке занятий, что будем делать, что вы узнаете нового;
-
Конструирующий включает повторение пройденного ранее материала(линия горизонта, высокий и низкий горизонт, картинная и предметная плоскости, эффект удаления, точка схода, воздушная перспектива, законы перспективного сокращения), практическую работу(рисунок «Прогулка в парке», обязательная переменка в процессе работы);
-
Итоговый включает заключительное слово педагога(что узнали, чему научились), эмоциональную точку, просмотр рисунков детьми, обсуждение, анализ(что получилось, а что нет), уборка рабочего места;
-
Самоанализ занятия педагогом.
Форма работы: практическое занятие.
Тип занятия: комбинированный (повторение и закрепление пройденного материала, практическая работа).
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формой контроля за усвоением материала служит наблюдение за ходом выполнения работы, просмотр и анализ рисунков в конце занятия.
Время занятия: 2 аудиторных часа ( с перерывом 10-15 мин).
Методы обучения:
-
репродуктивный(при повторении изученного ранее);
-
словесный (при формировании теоретических знаний);
-
игровой( имитация деятельности учителя);
-
практический (в освоении художественных материалов)
-
наглядный (для понимания и усвоения нового материала);
-
наблюдение( в ходе выполнения работы);
-
методы контроля и самоконтроля (просмотр работ в конце занятия, выявления недостатков и положительного).
Конспект занятия.
Цель: закрепить усвоенный ранее материал по теме «Перспектива. Законы перспективного сокращения».
Задачи:
Предметно-информационная составляющая: повторение основных понятий.
Деятельно-коммуникативная составляющая: продолжаем совершенствовать навыки передачи окружающего мира, развиваем пространственное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
Личностно-ориентационная составляющая: воспитываем усидчивость, аккуратность в работе, учимся умению получать удовольствие от работы и результата, а также совместно творить; воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от интересной работы.
На этом занятии Автор использует игровой прием «неумелый педагог», который не только дает возможность детям почувствовать себя на равных с преподавателем, исправляя его «ошибки» на доске(рисунке), но и в ходе имитации деятельности педагога эффективно закрепить пройденный ранее материал.
В начале занятия педагог показывает заранее сделанный на листе формата А2 контурный эскиз «неправильной картины»(черный маркер, тушь). В изображении парка(улицы) нарушены законы перспективы: отсутствие линии горизонта, фронтальное(плоское) изображение, нарушение размеров изображения(предметы дальнего плана и переднего одинаковые), нарушение при изображение на предметной плоскости( скамейка и деревья дальнего плана «висят» на небе).
На доске заранее педагогом повторена «неправильная картина», доска в начале занятия закрыта. В ходе занятия дети исправляют эти «ошибки» на доске.
Также заранее на листе А2 педагог готовит контурный рисунок с исправленными ошибками, но с нарушениями воздушной перспективы. Дети, опираясь на свои знания и репродукции картин, разбирают ошибки и предлагают правильный вариант выполнения.
Оборудование и материалы для педагога: доска, картина «Прогулка в парке» на формате А2(черный маркер или тушь), эскиз картины «Прогулка в парке» на доске, незаконченный вариант картины «Прогулка в парке» на листе формата А2 с цветовыми пятнами, репродукции и иллюстрации с изображением аллей парка и улицы города в перспективном сокращении.
Оборудование и материалы для детей: стол, планшет с зажимами, бумага формата А3, гуашь или акварель на выбор, баночка для воды, палитра, тряпка, кисти, простой карандаш и ластик.
Ход занятия.
1.Организационный момент: подготовка рабочего места ребенком.
2. Вступительное слово педагога: настройка на занятие, сообщение темы и целей занятия.
-На прошлом занятии мы с вами рисовали улицы нашего города. Получилось здорово, правда? Но в нашем городе не только старинные дома, но есть несколько красивых парков. Я живу рядом с парком, и вчера захотелось нарисовать, как я гуляю там с собакой. Взяла большой лист, карандаши и кисти, приготовила любимые краски, и…Совсем не то получилось, что я задумала! Весь вечер просидела, а результат меня совсем не радует (показывает контурный рисунок на листе формата А2 с нарушенными законами перспективы). Наверное, я все позабыла и разучилась рисовать.
Поможете разобраться с моими ошибками? Я решила перенести этот эскиз на доску, чтобы вместе с вами понять, что не так, и попросить вас исправить мои ошибки( педагог открывает доску с заранее нарисованной копией неправильной контурной картины).
3. Повторение пройденного.
Дети находят ошибки, намеренно сделанные в рисунке: отсутствие линии горизонта, нарушение размеров. В процессе обсуждения педагог задает вопросы:
Что такое линия горизонта? Где она проходит?
Что такое точка схода? Как еще она называется? Для чего нужна?
Что происходит с предметом по мере удаления?
Далее педагог «под руководством» детей находит ошибки в рисунке, Автор также предлагает не сдерживать порывов детей, и дать им порисовать на доске, исправив ошибки педагога, если позволяют возможности кабинета.
- Ну вот, совместными усилиями мы создали правильный эскиз моей картины. Но вот незадача, с цветом тоже я запуталась. Сосем не реалистично выглядит мой парк…
( педагог показывает второй вариант картины на листе А2 с правильной перспективой, но ошибками в цветовых пятнах).
Дети и педагог находят ошибки в воздушной перспективе( чем дальше, тем светлее, голубе, прозрачнее цвета, не такие резкие контуры заднего плана, отсутствие мелких деталей на заднем плане), разбирая для примера репродукции картин.
В процессе обсуждения педагог задает вопросы:
Что такое воздушная перспектива? Для чего она необходима?
Какие цвета приближают, а какие удаляют предмет?
- Ребята! Спасибо вам! Я вспомнила, как нужно рисовать! И теперь точно не забуду законы перспективы.
4. Практическая работа.
- А теперь давайте нарисуем прогулку в парке .
В процессе рисования педагог напоминает воспитанникам об особенностях разных пород деревьев, характерных чертах изображаемого времени года.
5. Переменка.
Дети прерываются на отдых(10-12 минут). Помимо традиционной пальчиковой гимнастики автор с детьми очень любят психологическую игру «запусти сердечко».
6. Продолжение практической работы.
Выполнение рисунка «Прогулка в парке» в цвете.
7.Эмоциональная точка.
-Давайте посмотрим на наши рисунки! Какие замечательные «Прогулки в парке» получились. Вам нравится? И мне тоже! А главное, они все разные, правда?
8. Просмотр работ, подведение итогов занятия.
Рисунки на планшетах выставляются вдоль стены, и ребята вместе с педагогом обсуждают их, отмечая что получилось, а над чем необходимо поработать еще.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чему научились?
-Какие впечатления от сегодняшнего занятия?
9. Уборка рабочих мест.
- Всем большое спасибо, и до встречи! Занятие окончено.
10. В заключении Автор предлагает провести самоанализ занятия по разработанной им форме.
№
Этапы
Материалы инструменты
Краткое содержание этапов
Что получилось
Что исправить