Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»







Черты готики в русской

архитектуре









Реферат по МХК

Умновой Таисии Владимировны

ученицы 10«А» класса

Руководитель: Новосёлова Т.А.




Лысьва, 2015

Содержание









1. Введение

Архитектура делится на огромное разнообразие стилей. Вплоть до середины XII века, находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой "стиль эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое.

"Стиль эпохи" (архитектура романского стиля, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

Великие стили архитектуры - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир - обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили архитектуры охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

Архитектура в стилях развивалась асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному. Смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и резко - от сложного к простому.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века.

Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.Но чаще всего термин «готика» применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века.

Мне стало интересно проследить влияние готического стиля на русскую архитектуру. Так появилась тема работы: «Черты готики в русской архитектуре».

Цель реферата: описание элементов готического стиля в русской архитектуре.

Задачи реферата:

  1. Описать готический стиль в архитектуре;

  2. Рассмотреть готический собор как образ мира;

  3. Охарактеризовать историю возникновения готического стиля в России;

  4. Выявить и описать русские архитектурные сооружения в готическом стиле.

Актуальность работы обусловлена явной недостаточной изученностью готического стиля. Ранее "русская готика" не рассматривалась специально как феномен архитектуры на протяжении всего периода ее развития в России, ей не уделялось должного внимания как особенному явлению в постройках. Подробное исследование данной проблематики необходимо для создания в искусствознании целостной картины развития русского зодчества. Поскольку в работах отечественных ученых внимание, прежде всего, уделялось официальным стилистическим направлениям того или иного периода, а "готический стиль" считался либо ветвью господствующего стиля или его оппозицией, либо одним из множества стилистических направлений.

Также актуальность данной работы заключается в том, что готический стиль очень часто встречается в архитектуре и используется и в наше время, то есть сам стиль актуален и не забыт.























2. Готический стиль в архитектуре

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Для готики характерны (см. приложение 1, 2):

  • Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

  • Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

  • Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

  • Характерные элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

  • Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

  • Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

  • Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости.

Классическая форма готического собора это 3-5 нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулатория»), к которому примыкают радиальные часовни («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер обычно озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, ускоренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности и величия храмового пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, Краббе и т.д. Статуи на консолях пред колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Ярко представить готический собор поможет нам и стихотворение Осипа Мандельштама «Notre Dame».

Где римский судия судил чужой народ -

Стоит базилика, и - радостный и первый -

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,-

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

1912









3. Готический собор как образ мира

Известный французский писатель Марсель Пруст сказал: «Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то во всяком случае - это книга, которую надо понять. Портал готического собора - это Библия».[2]

Художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан.

Церковь как социальный институт является в эпоху средневековья активнейшим участником устройства общественной жизни. Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Собор олицетворял совершенную форму и воздействовал и на человеческую душу. Человек, выходящий из тьмы своего трудового дня, пришедший в собор - прикасался к Свету Божьему.

Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: «...готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским) - всегда некая модель мира».

Готическое искусство было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Большие окна и стрельчатая арка практически "растворяют" стену в пространстве воздуха, подчеркивая его устремленность вверх, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания - все это влечёт взор и мысли человека вверх, к Богу.

Витражи становятся своего рода иллюстрациями к Библии, доступными и понятными. Преображая свет, они создавали атмосферу волшебства и мистифицировали воображение до предела. Витраж как идея божественной красоты мироздания, как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета.Как отмечает С. Даниель, окно - это проводник живого, естественного света, то есть речь идет о проникновении, прохождением в одно пространство через другое. Этот путь свершается посредством зрения.

Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира - музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163-1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов.

Главное место во внешнем и внутреннем декоративном убранстве готического собора принадлежало скульптуре и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме - частице вселенной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами.

У.Эко в свою очередь сообщает, что все преображает метафизический смысл и даже простые формы олицетворяют идею неделимости природы. Интересно, что те сюжетные и символические исполнения присущие витражному искусству невозможно встретить в реальности. Имеется в виду то, что исполнению сюжетных композиций свойственен ирреальный характер. Красота отражается в восприятии ирреальности, реальной, для религиозных людей того времени, форм и композиций.

Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и - больше того - являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.

  1. История возникновения готического стиля в России

Со времен Византийской эпохи (Средние века) готическое искусство не имело сильного распространения в России.В Россиюготический стиль добрался лишь много веков спустя, в конце XVIII века, когда Европа уже переживала увлечение псевдоготикой и неоготикой, которые позаимствовали у средневекового оригинала лишь внешний декор, но не содержание.

Первые эксперименты с адаптацией европейской моды к национальной почве, как считается, связаны с именами русских архитекторов Василия Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775-85 гг.) и Матвея Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775-82 гг.). Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве (см. приложение 3) - наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения - по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской архитектуры и ведущего в то время направления - классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786-1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Баженов и Казаков начали использовать во внешней отделке, а иногда и в конструкции зданий самые узнаваемые элементы готической архитектуры - стрельчатые арки, остроконечные шпили на кровле и т.п. Так стала формироваться «русская псевдоготика», которая характеризовалась широким использованием красного кирпича с белокаменными деталями. В этом стиле начали возводиться не только дворцы и храмы, но даже дворянские усадьбы.

В конце XIX века известный предприниматель Савва Морозов ввёл моду на готику среди деловых людей, которые, по словам искусствоведа и историка архитектуры Дмитрия Зубарева, таким способом подчёркивали своё отличие от аристократов и тесную связь с промышленниками Европы. Особняк на ул. Спиридоновка, 17 в Москве, построенный по проекту архитектора Федора Шехтеля, до сих пор считается прекрасным образчиком русской неоготики.

Отличительными элементами фасадов таких особняков стали стрельчатые окна, шпили и зубчатые башенки с готическими и восточными мотивами, а в интерьер добавляли средневековые атрибуты - химер, горгулий, орлов, декоративную ковку и деревянную резьбу. При этом требовалось обеспечить достойный комфорт в соответствии со статусом владельца. Так, в упомянутом выше особняке Морозова архитектор удачно соединил устрашающее величие Средневековья с уютом жилого дома. К примеру, столовая была сделана в виде рыцарского пиршественного зала с обязательным камином во всю стену. Но эта комната не казалась чересчур мрачной из-за оштукатуренных стен и деревянного узорчатого паркета.

Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Появление неоготики в России связано ис именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780).

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901-1911 годах.

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики, имеется и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881-1884) и другие.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, но большинство из них - в разрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.)) в старом городе, но самое главное - единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.

К сожалению, неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры - здание лютеранской церкви (конец XIX в.)








5. Черты готики в русской архитектуре (Самые известные сооружения России в готическом стиле)

Неоготика (новая готика, псевдоготика) - направление в архитектуре, которое стилистически напоминает готику.

Во второй половине 18 века неоготика в архитектуре распространяется в России. А к 19 веку выделилось два направления неоготики в архитектуре России. Одно из них выразилось в строительстве католических церквей и при этом зодчие воспроизводили формы средневековой архитектуры с большой точностью. Вторым направлением архитектуры этого стиля стали частные и доходные дома.

Опишем подробнее сооружения, которые стали наиболее яркими и известными примерами неоготики в архитектуре России.

5.1 Церковь Александра Невского в Петергофе

(1831-1834 гг., арх. К. Ф. Шинкель)

Эту церковь построили для Марии Фёдоровны. Она являлась протестанткой, поэтому специально для неё выстроили здание православного храма в стиле, что ей был привычен с детских лет. Его посещала только царская семья. Службы сегодня здесь проходят нечасто, где-то четыре раза в год. Остальное же время храм выполняет функции музея. (см. приложение 4)

Здание в плане имеет вид квадрата с трёхгранным выступом апсиды алтаря. Его углы акцентированы массивными восьмигранными двадцатиметровыми башнями с чугунными шпилями, которые завершаются золочёными крестами. В угловых башнях, в их нишах, на ажурных литых кронштейнах установлены фигуры святых. Церковные стены прорезают порталы с «готическими» стрельчатыми арками. Их окаймляет кружевной чугунный орнамент. В порталах устанавливались по четыре гранёные колонны из чугуна, на которых находились фигуры апостолов. На всех порталах есть круглое большое окно-роза с витражом, над всеми розетками - ангельская фигура. По моделям такого скульптора, как В. Демут-Малиновский, из листов меди выбивались 43 статуи: фигуры апостолов, ангелов, евангелистов и Божьей Матери с младенцем.

Расположена церковь святого Александра Невского на территории парка «Александрия», в восточном направлении от дворца, на зелёном открытом пригорке. Она интересна тем, что являясь изначально православной, была построена в абсолютно нехарактерном для православной веры готическом стиле, отчего и получила второе обиходное название - «Капелла» («Шапель»). Сооружение церкви в данном стиле отражает русско-немецкие культурные и династические связи начала XIX века. Проект придворного храма в загородной резиденции заказали в начале 1829 года прославленному немецкому зодчему К. Шинкелю. Осуществлять строительство доверили архитектору А. Менеласу, и он его начал в 1831 году. Когда он умер, строительство продолжил И. Шарлемань. Они оба представляли романтическое направление в русской архитектуре. Завершились основные работы в 1833 году.

5.2 Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Москва. 1901-1917гг. Арх. Ф.И. Богданович

Считается, что прообразом фасада костела послужил фасад собора в Вестминстерском аббатстве, а крыша создавалась по подобию Миланского кафедрального собора.

Храм представляет собой крестовидную псевдобазилику. (см. приложение 5)

На шпиле центральной башенки установлен крест. В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами сосвящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики. В конце левого бокового нефа - часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Боковые нефы отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов, на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, но кроме самого хора был установлен орган - дар Евангелическо-реформатского кафедрального собора «BaselMünster» швейцарского города Базеля.

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма - алтарь,- место, где приносится Евхаристическая Жертва. На алтаре - изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон.

После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

5.3 Особняк З.Г. Морозовой (1893-1898 гг.), арх. Ф.О. Шехтель

Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк - первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.

Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах - от дома веяло тайной, духом средневековья.(см. приложение 6)

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако, вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковскойМаргариты.

5.4 Грановитая палата 1433 года

и звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода

Грановитая (или Владычная) палата - памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной готики, расположенный на территорииНовгородского детинца (крепость). (см. приложение 7) Единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события - приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

Это трехэтажное кирпичное здание, сооруженное при участии немецких мастеров. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами - гранями, чем и объясняется ее второе название - Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV - XIX веками, и сейчас можно увидеть в ее интерьере. В 1436 году на фасаде палаты появилась большая по тем временам редкость - «часы звонящие».

Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.

5.5 Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780)

Ансамбль Чесменской церкви (см. приложение 9) и дворца (см. приложение 8) - самый значительный памятник петербургской неоготики 18 века.

Оригинальным произведением неоготики является Чесменская церковь,построенная в псевдоготическом стиле по проекту архитектора Ю. М. Фельтенавблизи дворца.

Церковь декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками-пинаклями и зубчатым парапетом. Здание венчают пять миниатюрных куполов, барабаны которых также декорированы пинаклями.

Она спланирована в форме четырехлистника. Многочисленные вертикальные полосы нейтрализуют массивность объема и подчеркивают вертикальную устремленность. Этот храм-памятник посвящен победе над турецким флотом в Чесменской бухте (1770). Дворец тоже стали называть Чесменским.

Чесменский дворец представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и большим круглым залом в центре. Благодаря использованию в обработке фасадов некоторых элементов готической архитектуры (стрельчатые окна, зубчатые парапеты над стенами), здание отдаленно напоминает средневековую крепость. Дворцовые залы были декорированы пилястрами, украшены лепными филенками и полихромными росписями.

Дворец ассоциируется со средневековыми рыцарскими замками. В 1830-х годах здание было перестроено под инвалидный дом, к нему были пристроены три флигеля, упростившие своими простоватыми массивами сам дворец.

5.6 Башня Шапель в Александровском парке г.Пушкине

Павильон «Шапель» (от фр. капелла) появился на окраине Александровского парка в 1828 году по проекту архитектора А.А.Менеласа. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. (см. приложение 10) Проект сооружения принадлежит архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Шапель представляла собой две квадратные башни, соединённые широкой аркой. Ранее в больших стрельчатых окнах верхних ярусов башни Шапель были витражи из цветных стекол в виде изображений библейских сюжетов, через которые проникал свет, озаряя призрачным мерцанием внутренние помещения. Нижние ярусы прорезаны стрельчатыми порталами-входами. В арочном проходе был устроен вход в квартиру сторожа. У основания свода - фигуры ангелов, исполненные В.И. Демут-Малиновским.

Во время войны здание практически не пострадало, но часы-куранты, витражи и скульптура были утрачены.

В настоящее время одна из башен Шапель в Пушкине полностью разрушена, другая, с обработанными по углам готическими контрфорсами, завершена высокой шатровой кровлей, на которой расположены небольшие башенки с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер в виде петушка. По специальной лестнице, сохранившейся до наших дней, можно попасть вовнутрь башни-часовни.







6. Заключение

Характерной чертой архитектуры России XVIII первой половины ХIХ века было готическое влияние, что явилось результатом процессов, происходивших в русской культуре конца ХVIII начала ХIХ века. Большое влияние на формирование вкусов в зодчестве России оказала Англия. Культурные и экономические отношения России и Англии способствовали воплощению готических элементов в русской архитектуре.

Основными чертами готики в русской архитектуре являются:

  • арочный каркас сооружения;

  • узкие высокие башни;

  • многочисленные тонкие пики, стремящиеся в небо.

В отличие от европейских зодчих, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

Несмотря на то, что соборы и церкви, выполненные в готическом стиле, имеют внушительные габариты, они всё же создают ощущение легкой и изящной конструкции. Также следует отметить, что при строительстве готических сооружений особое внимание уделялось освещенности, для чего использовались вытянутые арочные окна и витражные стекла, создававшие необычную игру света.

В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Первое, что приходит в голову при упоминании готики, - это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории зодчества.

В настоящее время готический стиль в России довольно часто используется при постройке особняков и частных домов, стилизованных ресторанов. Он способен придать индивидуальность и показать нестандартный подход.

С помощью этого стиля можно создать атмосферу средневекового изящества, используя отделочные материалы, витражи и работая с освещением. Искусственно состаренные элементы, детали заостренной формы, каменная кладка и вертикаль, доминирующая во всем, - все это превращает сооружение в уникальнейший великолепнейший шедевр, который притягивает внимание и вызывает восхищение.











7. Библиографический список

  1. Емохонова Л.Г. - «Мировая художественная культура» - учебник для 10 класса , 2010

  2. «Готический собор - образ мира» - Майкапар А. - blogmaykru.maykapar.ru/ [интернет ресурс]

  3. «Готический стил. Стиль Готики» dyalex - zdos.ru/kultura/[интернет ресурс]

  4. «Западная архитектура X-XVII в.в.» - zodchestwo.info/[интернет ресурс]

  5. «Романский и готические стили»статья о лепном декоре - lepnostyle.ru[интернет ресурс]

  6. статья о готике - ru.wikipedia.org [интернет ресурс]





8. Приложение

Приложение 1. Схема готического собора

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 2. Словарь терминов

  1. Нервюра в архитектуре (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

  2. Контрфорс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.

  3. Аркбутан (фр. arc-boutant) - наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб.

  4. Фиал - (от греч. phiale - чаша, кубок), декоративная остроконечная каменная пирамидка, обычно венчающая пинакль в архитектуре готики.

  5. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

  6. Стрельчатая арка (ломаная) - арка, дуги которой пересекаются под углом.

  7. Витраж (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма.

  8. Вимперг (нем. Wimperg от Windberg - защита от ветра) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий.

  9. Крабб (нем. Krabbe) - крюкообразный декоративный элемент.


Приложение 3. Царицыно в Москве

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуреРеферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 4. Церковь Александра Невского

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре



Приложение 5. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуреРеферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 6. Особняк З.Г. Морозовой

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 7. Грановитая палата Софийского собора

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 8. Чесменский дворец

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 9. Чесменская церковь



Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре

Приложение 10. Башня Шапель в Александровском парке г. Пушкине

Реферат по МХК на тему Черты готики в русской архитектуре



© 2010-2022