Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс в соответствии с ФГОС

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2015 г.протокол № 1

Председатель

_____ Мазан А.П.

Директор МОБУ СОШ №19


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По изобразительному искусству

Уровень образования начальное общее образование 1 - 4 классы

Количество часов всего 135 1 класс 33 часа 2 класс 34часа,

3 класс 34 часа 4 класс 34 часа в неделю 1 час

Учитель Кощеева Лилия Николаевна

Программа разработана на основе рабочих программ «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского созданной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Москва «Просвещение» 2012 г.





  1. Пояснительная записка.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовани и Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций россий­ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен­ность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен­ное развитие осуществляется в практической, деятельностной

форме в процессе художественного творчества каждого ребен­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребенка, его души сред­ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми­ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора­тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк­ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выра­жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони­мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо­ко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития кур­са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает­ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор­чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен­ных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос­приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий харак­тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате­риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)

Одна из задач - постоянная смена художественных ма­териалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает разви­тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес­кой работы происходит формирование образного художествен­ного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю­щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от­ношения к действительности должно служить источником раз­вития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель­ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдатель­ности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так­же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освое­ния детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз­мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос­воения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак­ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима­ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со всем миром художественно-эмоциональной куль­туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и стро­ишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художест­венной деятельности в повседневной жизни, с работой художни­ка, учатся с разных художнических позиций наблюдать реаль­ность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выра­зительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное раз­витие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис­кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио­нальной оценки: доброе - злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присут­ствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус­ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули­це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса - «Каждый народ - художник». Дети уз­нают, почему у разных народов по-разному строятся традици­онные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопонима­нию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохо­жая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль­туру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические твор­ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со­здавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че­редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со­вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уваже­нием и интересом относиться к работе товарища, а общий по­ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест­ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках нахо­дит разнообразные формы выражения: изображение на плос­кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де­коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду­альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про­слушивание музыкальных и литературных произведений (на­родных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основ­ным средством приобщения к художественной культуре. Сред­ства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помо­гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по­иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен­ной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де­тей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут приме­няться в оформлении школы.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МОБУ СОШ №19 на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится час в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие Ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка Интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития Способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме. В форме личного Творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные

ре­зультаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и на­выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуаль­ных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений русско­го и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных ис­кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красо­те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест­венную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, - свидете­лей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: пред­ставления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув­ства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

  • будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут вы­полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис­пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.

  1. Содержание учебного предмета.

Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по изобразительному искусству в 1-4 классах в полном объёме совпадают с рабочими программами «Изобразительное искусство» 1-4 классы . Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, созданной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Москва «Просвещение» 2012 г. на стр.16-115.

1 класс (1 час в неделю, 33 часа)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.

Ты изображаешь. 9 часов

Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь.8 часов

Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях.

Красивые рыбы.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь.8 часов

Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 8 часов

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).










2 класс (1 час в неделю, 34 часа)

ИСКУССТВО И ТЫ.

Чем и как работают художники. 9 часов

Три основные краски -красная, синяя, желтая.

Пять красок - все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия. 8 часов

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство. 8 часов

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство. 9 часов

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Обобщающий урок года.





3 класс (1 час в неделю, 34 часа)

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.

Искусство в твоем доме. 8 часов

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. 9 часов

Памятники архитектуры - наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище. 8 часов

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей. 8 часов

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).



4 класс (1 час в неделю, 34 часа)

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства. 8 часов

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли. 9 часов

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ - художник. 8 часов

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы. 8 часов

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание - великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).




  1. Тематическое планирование


Таблица тематического распределения количества часов:

п/п

Разделы

Количество часов

Авторская/ примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Общий курс

135 ч

135ч

33

34

34

34

1

Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

33

33

33 ч

1.1

Ты учишься изображать.

9

9

9

1.2

Ты украшаешь.

8

8

8

1.3

Ты строишь.

11

11

11

1.4

Изображение, украшение. Постройка всегда помогают друг другу.

5

5

5

2

Искусство и ты

34

34

34 ч

2.1

Как и чем работает художник

8

8

8

2.2

Реальность и фантазия.

7

7

7

2.3

О чём говорит искусство

11

11

11

2.4

Как говорит искусство

8

8

8

3

Искусство вокруг нас

34

34

34 ч.

3.1

Искусство в твоём доме.

8

8

8

3.2

Искусство на улицах твоего города

7

7

7

3.3

Художник и зрелище

11

11

11

3.4

Художник и музей

8

8

8

4

Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

34

34

34 ч

4.1

Истоки родного искусства

8

8

8

4.2

Древние города нашей земли

7

7

7

4.3

Каждый народ художник

11

11

11

4.4

Искусство объединяет народы

8

8

8



8 . Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

п/п

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения.

Количество

1.Учебно-методическая литература

1.

ФГОС начального общего образования.

1

2.

Примерные программы по учебным предметам начальная школа, включая изобразительное искусству просвещение 2011г. стандарты 2 поколения.

1

3.

Рабочие программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2012 г.

1

4.

Учебники по изобразительному искусству:

Л.А Неменская. Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство «Искусство и ты» 2 класс; Изобразительное искусство «Искусство вокруг нас» 3 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство «Каждый народ - художник» 4 класс. (2012-13 г)

1 учебник на парту

5.

Рабочие тетради под редакцией Б. М. Неменского, к каждому классу Москва. 2014-2015г.

К

6.

Методические пособия: Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

1

7.

1. Аксенова М. «Энциклопедия для детей. Искусство. Часть 1», М. , Аванта + , 2000г.

2.Аксенова М. «Энциклопедия для детей. Искусство. Часть 2», М. , Аванта + , 2001г.

3.Ноден К., Буэ Б. «Энциклопедия для юношества». Москва, 2001г.

Ветрова Г. Русское искусство. Москва.2009г.

3

8.

Н.М. Сокольникова. Краткий словарь терминов художественных терминов. 2001 г

1

9.

«Искусство и ты». Коротеева. « Просвещение» 1997г.

1

10

«Уроки занимательного труда». Васильева. «Просвещение». 1991г.

1

11

«Лепка в начальных классах» Конышева. «Просвещение», 1980г.

1


2.Печатные пособия.

1.

Портреты русских и зарубежных художников

6

2.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5

3.

Таблицы по народным промыслам, кубанскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

3

3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

Игровые художественные компьютерные программы

3

2

Электронные учебники

1

3

Сайты используемые для подбора материала:

aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/2-klass/

aleksandrfesenko.ru/teatr-kukol/

aleksandrfesenko.ru/category/metodika-izo/prezentacii-izo/4-klass/


4. Технические средства обучения.

1

Ноутбук

1

2

Мультимедиа - проектор.

1

3

Мультимедийная доска

1

4

Фотоаппарат

1

5.

Презентации на СD, DVD - дисках

100

6.

Устройство для затемнения окон (жалюзи)


7.

Аудиторная доска с магнитной поверх­ностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

1

5. Экранно-звуковые пособия


Компакт-диски и аудио­кассеты по разделам кур­са для каждого класса

20

DVD-фильмы:

памят­ники архитектуры;

художественные му­зеи;

виды изобрази­тельного искусства;

творчество отдельных художников;

народ­ные промыслы;

декоративно-прикладное искусство;

художест­венные технологии

1

1

1

1

1

1

1

Презентации на жестких -дисках: по видам изобразитель­ных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных ис­кусств; по памятни­кам архитектуры Рос­сии и мира; по сти­лям и направлениям в искусстве; по на­родным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству худож­ников

50

6. Демонстрационные пособия.

1

Театральные куклы

25

2

Маски

3

3

Объемные макеты построек

5

4

Бумажные игрушки.

6

5

Деревянные изделия

10

6

Глиняные изделия

11

7 Учебно-практическое оборудование класса

1.

Двухместные столы (ученические).

15

2.

Стулья (ученические).

30

3.

Стол (учительский).

1

4.

Стул (учительский)

1

5.

Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

1

6.

Натюрмортный стол

2

7.

Мольберт

1

8.

Этюдник

1


8. Учебно-практическое оборудование учащихся


1

Краски акварельные

К

2

Краски гуашевые

К

3

Тушь

К

4

Ручки гельевые

К

5

Бумага А4

К

6

Бумага цветная

К

7

Фломастеры

К

8

Восковые мелки

К

9

Пастель

Ф

10

Уголь

К

11

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К

12

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

13

Емкости для воды

К

14

Стеки

К

15

Пластилин

К

16

Клей

Ф

17

Ножницы

К

18

Цветные карандаши

К

19

Рамы для оформления работ

К Для оформления выставок

  1. Натурный фонд


1.

Муляжи овощей (комплект)

1

2.

Гербарии

1

3.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

10

4.

Геометрические тела

5

5.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

10

6.

Драпировки

5

7.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовар и др.)

5


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальной школы МОБУ СОШ №19

от _______ 2015 года № 1

____________ _____________ подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР

_______________ Л. В.Кузнецова

подпись Ф.И.О.

_________________2015 года







© 2010-2022