Исследовательская работа по МХК

Исследовательская работа по МХК "Может ли искусство быть оружием" выполнена ученицей 8 класса. Работа посвящена проблеме влияния произведений искусства, а именно: плаката, кинематографа, музыки на ход и результат Великой Отечественной войны. Интерес к ней возник из желания понять, как могут сосуществовать такие разные явления и насколько сильным может быть влияние искусства на эпохальные события истории, на людей, которые эту историю вершат. Работа состоит из введения, четырех глав, за...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

«Может ли искусство стать оружием?» Добуграй Юлия 8 класс МБОУ ООШ п.Баляга


Краткая аннотация

Работа посвящена проблеме влияния произведений искусства, а именно: плаката, кинематографа, музыки на ход и результат Великой Отечественной войны. Интерес к ней возник из желания понять, как могут сосуществовать такие разные явления и насколько сильным может быть влияние искусства на эпохальные события истории, на людей, которые эту историю вершат. Считаю, что мое исследование окажет помощь в освещении вопроса, связанного с историей культуры военного времени.





Аннотация.

Введение. Актуальность выбранной для исследования темы.

9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-летие победы в Великой Отечественной войне. В памяти народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы поражений и радость первых успехов, героический путь, которым прошли русские люди до стен Берлина. Темы, касающиеся Великой Отечественной войны сейчас актуальны как никогда, ведь события последнего времени показывают, что коричневая чума вновь пытается завладеть миром. Чем дальше уходят от нас события тех страшных лет, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства нашей истории.

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве многих советских художников, композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им возможность выстоять и победить, где они черпали силы. Мы заинтересовались этим вопросом и решили исследовать его подробно. Известное выражение гласит: «Когда говорят пушки - музы молчат». Так ли это? Великая Отечественная война заставила усомниться в правильности этого высказывания. Только ли с помощью пушек и снарядов можно бороться с врагом? Возникает проблема: искусство и война - понятия, казалось бы, несовместимые. Искусство - понятие исключительно мирное, цель которого - созидание. А война по определению призвана разрушать, нести смерть. Как же они могут сосуществовать? Какова роль искусства в военное время? Да и нужно ли оно, когда страна переживает страшные времена? Но если произведения создавались, значит, они были нужны? А может, искусство - это тоже оружие? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Объект исследования.

Произведения искусства военной поры: плакаты, фильмы, песни.

Предмет исследования.

Влияние произведений искусства на результат Великой Отечественной войны.

Гипотеза.

Можно предположить, что искусство (кинематограф, музыка, плакатное искусство) положительно повлияло на исход Великой Отечественной войны. Если я изучу данную проблему, то смогу дать ответ на этот вопрос.

Цель.

Выяснить, способно ли искусство стать оружием и повлиять на ход и результат войны.

Задачи работы.
1. Изучить плакаты, фильмы, песни военных лет.

2. Выявить самые известные и популярные произведения военных лет.

3. Рассмотреть их роль, значение.

4. Обобщить собранный материал.

5. Провести опрос учащихся.

6. Составить памятки, презентацию.

7. Сделать выводы по исследуемому опросу.

Методы исследования.

Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

Практические: наблюдение, сравнение, опрос.

Содержание работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения. К исследованию прилагаются приложения, которые содержат вопросы, предложенные учащимся, результаты опроса и глоссарий.

План исследования.

1. Сбор материала по теме исследования.

2. Систематизация полученной информации.

3. Опрос и обработка результатов.

4. Составление презентации, памяток, обдумывание практической значимости работы.

5. Подготовка к защите.




Научная статья. Теоретическая часть

Глава 1. Плакатное искусство.

  1. Общие сведения.

Плакат - лаконичное, броское изображение на крупном листе бумаги, сопровождаемое кратким текстом, выполненное в агитационных, информационных, учебных целях. Это самый массовый и общедоступный вид искусства. Специфика плаката заключается в том, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, а смысл изображенного сразу должен «бросаться в глаза». Назначение плаката - звать и убеждать. Плакаты разнообразны по видам, жанрам, формам, технике выполнения. Они прочно вошли в общественно-политическую, хозяйственную, культурную жизнь.

Историей плаката занимались Б.С.Бутник-Сиверский, Н.И.Бабурина, П.А.Кудин, Б.Ф.Ломов, А.А.Митькин. Большинство исследователей изучали плакат с точки зрения его идейно-художественного качества. Мы же попытаемся рассмотреть влияние плакатного искусства на людей во время Великой Отечественной войны.

Вывод. Почему возникла необходимость в плакатах? Плакат требовали ситуации: революция, гражданская война, колоссальное строительство, через плакат можно было обратиться к миллионам. Плакат был отражением жизни народа, происходящих в ней перемен.

  1. Плакат в годы Великой Отечественной войны.

В годы великой Отечественной войны плакат берет на себя единственную функцию: поднимать боевой дух страны. В городах формировались коллективы плакатистов. В Москве начинают выходить «Окна ТАСС» - плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. «Окна ТАСС» появились уже 23 июня 1941 года. Плакаты обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске плакатов: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах"1. В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой. Обычным сроком изготовления плаката были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата - тиражи достигали 20 тысяч экземпляров. В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. Что касается нашего края, то в 1941 году при редакции газеты «Забайкальский рабочий» был организован выпуск плакатов читинских «Окон ТАСС».

В Ленинграде существовало другое объединение плакатистов - «Боевой карандаш», которое стало одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Организаторами, инициаторами и главными участниками этой группы с первых дней Великой Отечественной войны были художники-графики И.Астапов, Н.Быльев, В.Гальба, В.Кобелев, В.Курдов, Н.Муратов, Г.Петров, В.Тамби. Эпизодически в группе работали также живописцы и графики Г.Верейский, В.Николаев, В.Серов, Н.Тырса. Авторами текстов были поэты А.Прокофьев, В.Саянов, Б.Тимофеев Н.Тихонов и другие.
Среди плакатов, выпускавшихся во время войны, листы «Боевого карандаша» выглядели необычно. Они печатались в технике литографии, как цветные эстампы, что позволяло тиражировать их оперативно и качественно. Определенную роль в его развитии сыграли традиции лубка, традиции патриотической народной картинки. Обращение к лубку в пору трудных испытаний вполне естественно: оно вызвало стремление быть понятным всем, говорить языком народа, пользуясь его ясным умом, мудростью, его меткой сатирой.

Листки "Боевого карандаша" можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Для жителей блокадного Ленинграда каждый выпуск «Карандаша» был праздником. Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: "Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!"2 Сто три номерованных листа, ряд безномерных плакатов, десятки почтовых открыток агитационного характера, общим тиражом около двух миллионов экземпляров было выпущено коллективом карандашистов. Из 28 художников каждый четвертый погиб.

Вывод. Плакаты обладали большим воздействием на зрителя, поддерживали его силы и уверенность в победе.

1.3. Самые известные плакаты и их авторы.

Плакаты периода 1941-1945 годов подразделяется на две большие группы:

- плакат героический

- плакат сатирический.

Для плакатов героической группы характерно то, что они призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом. Для сатирических плакатов основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущность фашизма. Главной задачей таких плакатов являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Рассмотрим самые известные героические и сатирические плакаты.

Героические плакаты.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина - мать зовет!», появившийся в первые дни войны. Поражали размеры плаката и удивительный образ, запечатленный на нем. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Интересна история замысла плаката: солнечным утром 22 июня 1941 года художник, как обычно, работал. Вдруг его словно обожгло: радио донесло страшную весть - «Война!». И.М.Тоидзе быстро зашагал по комнате, охваченный чувством тревоги за Родину, ненависти к врагу, посмевшему развязать войну. Лихорадочно работала мысль: он немедленно должен написать женщину-мать, и не просто мать, а Родину-мать. Мастер понимал, что образ должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. Плакат вышел миллионными тиражами на языках всех народов СССР. Его видели и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага.

Всем знаком плакат В.Корецкого «Будь героем!», который был создан в июне 1941 года. Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость.

Не менее известным был плакат «Все для фронта! Все для победы!» Это работа выдающегося художника Л. Лисицкого. Плакат был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

В 1941 году был выпущен еще один плакат тыловой тематики, который сыграл очень важную роль. Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми. Художнице Н. Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», - и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов. Так появился плакат «Не болтай!»

10 июля 1941 года началось стремительное наступление фашистских войск на Ленинград. Летом 1941 года ленинградским художником Владимиром Александровичем Серовым был создан плакат «Наше дело правое - победа будет за нами». Этот плакат не только вёл в бой Защитников Ленинграда, но помогал мобилизации жителей для участия в обороне города.

Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» В.Корецкого, созданный в 1942 году, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Здесь изображена мать, защищающая своего ребенка. Несмотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Очень символичен плакат В.Иванова «Нет такой силы, которая поработила бы нас» 1942 года. На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом, даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

В майские дни 1945 года на стендах появилось новые плакаты, главной идеей которых стало торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм. Ко Дню Победы 1945 года был выпущен известный плакат «Слава воину победителю!», автором которого был Виктор Семёнович Климашин. Советский военный плакат всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

Сатирические плакаты.

Уже 22 июня 1941 года творческий коллектив художников, впоследствии известный под названием «Кукрыниксы» (псевдоним состоит из первых слогов фамилий: Куприянов, Крылов, Соколов) создал эскиз первого сатирического плаката периода Великой Отечественной Войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» На плакате изображен солдат красной армии, протыкающий штыком Гитлера - злобного хорька, который лезет сквозь прорванный договор о ненападении между СССР и Германией.

Плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» напоминает работу Кукрыниксов. Найдена удачная символическая характеристика фашизма. Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии.

На плакате Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище» 1941 года советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата - танки и самолёты, развевается красный флаг.

Интересен плакат Н.Муратова «Боевое меню врагу к каждому дню»1941 года выпуска. Подпись гласит: «Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною. Затем- супов немножко, борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски, а на сладкое - кисель». Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Плакат «На Москву! Хох! От Москвы: ох!» Виктора Дени (Денисова), 1942 года посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

В ходе Сталинградской битвы советские войска в декабре 1942 г. окружили в районе Сталинграда 22 дивизии противника и ликвидировали эту группировку. 31 января - 2 февраля 1943 г. остатки 6-й немецко-фашистской армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен. Этому событию посвящен знаменитый плакат Кукрыниксов «Потеряла я колечко», выпущенный в 1943 году.

На плакате «Так выглядит теперь немецкий зверь!» Виктора Дени (Денисова) 1943 года изображен оборванный, истерзанный немец-зверь. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Выводы.

За время Великой Отечественной войны плакаты прочно вошли в использование. Они оказались одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла и способствовали поддержке боевого духа каждого человека на фронте и в тылу. Таким образом, плакат можно назвать оружием - меткое слово лозунгов давало силы на борьбу, поднимало героический дух народа.

Глава 2. Кинематограф.

2.1. Общие сведения.

Кинематограф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль, производящая кинофильмы и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино. Историей военного кино занимались В.Е. Вишневский, Н.П.Абрамов, Л.П.Погожева и др.

2.2.Кино в годы войны.

Работники киноискусства считали себя мобилизованными и призванными на фронт. Главным содержанием, главной задачей их также становится духовная мобилизация народа, направленная на борьбу с врагом. Первыми, кто откликнулся на события первых дней войны-документалисты. На фронтах Великой Отечественной войны работало около 250 кинооператоров. Кинооператоры принимали участие во всех операциях, вели съемки с самолетов, танков, на палубах военных кораблей. Каждому крупному сражению, имевшему этапное значение для хода Великой Отечественной войны, был посвящён отдельный полнометражный документальный фильм, а особо важным событиям - короткометражные фильмы или фронтовые выпуски. Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня".

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л.Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года. За этим фильмом последовали произведения об обороне Ленинграда, об эпопее на Волге, о партизанах, о битве за Украину, а позднее, в 1944-1945 гг., об освободительном походе Советской Армии, о взятии Берлина и о разгроме империалистической Японии. Первые кинофильмы выходят на экраны уже в июле 1941 года. Любимые герои с экрана обращались к зрителю с призывом к борьбе с врагом.

Создавались "Боевые киносборники". В них принимали участие такие режиссеры: Г. Александров, Б.Бернет, С. Герасимов, Вс. Пудовкин и другие. Ленты рассказывали о народе, который поднялся на защиту своей страны.

Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута в 1942 году. В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом.

Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину», созданном в 1943 году. Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась в создании героического, характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, воплощенного актрисой В. Марецкой.

Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Во имя Родины» (1943 г.), «Зоя» (1944 г.), «Нашествие» (1944 г.), «Человек № 217» (1944 г.).

Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером (кинофильм «Парень из нашего города» (1942 г.), пьесы А. Корнейчука «Фронт» (1943 г.),созданная режиссерами Г. и С. Васильевыми.

О трудовых подвигах, совершаемых советскими людьми, особенно женщинами, в тылу, на заводах и в колхозах, рассказывали фильмы «Большая земля» (1944 г.) режиссера С. Герасимова, «Родные поля» (1944 г.) режиссера Б. Бабочкина по сценарию М. Падавы, «Жила-была девочка» (1944 г.) режиссера В. Эйсымонта.

Огромной популярностью пользовались фильмы "Два бойца" Л. Лукова (1943 г.), "Жди меня" А. Столпера (1943 г.), "В шесть часов после войны" И. Пырьева (1944 г.), "Новые похождения Швейка" С. Юткевича (1943 г.) и другие.

Выводы.

Война явилась трудным, но плодотворным периодом в жизни кинематографистов. Киноискусство сражалось вместе со своим народом. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.

Глава 3. Песни войны

  1. Военные песни. Классификация военных песен.

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки.

Откликнувшись на лозунг «Песня - фронту», композиторы и поэты мобилизуют свои творческие усилия. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность: все для победы! Боевая песня шагала всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. В поэме «Василий Теркин» А.Твардовского есть такие слова: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. С октября 1942 года вместе с боеприпасами, пушками и танками пошли грампластинки. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. При исследовании военной песни было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

1. Песни-гимны, песни-призывы. В этих песнях поётся о доблести наших солдат, о стремлении к победе над врагом, о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ.
2. Песни-баллады. Это песни, в которых рассказывается история о каком-либо военном событии.

3. Песни-размышления. Это песни, в которых главный герой размышляет над судьбой, в них передаётся состояние главного героя, его переживания, его отношения к происходящему.
4. Песни о мужской дружбе и солдатской службе.

5. Песни-обереги. Главным смыслом этих песен является поддержка боевого духа солдат близкими людьми, которые берегут свою любовь к ним, берегут семью, детей и ждут их.

  1. Самые известные песни и история их создания.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. Эта песня на слова В.И.Лебедева - Кумача стала гимном народа, вставшего на защиту Отечества. Впервые она исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. В ней было заключено общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Огромной популярностью пользовалась песня «Огонек». Ее история началась со стихотворения поэта Исаковского, опубликованного в газете «Правда» весной 1943 года. Многие композиторы - профессиональные и самодеятельные - предлагали свои варианты напева. Однако в жизни закрепился лишь один. Кто был его автором - об этом велось много споров - установить так и не удалось.

Битва под Москвой - первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, родилась песня «В землянке». Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Автор песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. Песня родилась случайно. Поэт А. Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. После этого он написал жене письмо в стихах. Текст стал известен бойцам. В начале 1942 года композитор К. Листов написал мелодию к тексту. Так появилась песня «В землянке». В годы войны песню исполняли Л. Утёсов, Л. Русланова - знаменитые певцы тех лет.

Особую популярность в дни Великой Отечественной войны получила песня «Катюша» М. Блантера и М.Исаковского. Она стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа.

В основу песни «На безымянной высоте» положена реальная история. Безымянная высота в Калужской области находилась в руках врага. Она была господствующей, поэтому ее взятие могло резко изменить положение наших войск на этом участке фронта. В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки - добровольцы. Боевая группа провела смелую операцию и заняла высоту. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом, сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника: 18 приняли бой против 200! Ее авторы - В. Баснер и М. Матусовский.

В 1945 году поэт А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерное название которой было бы «Под стук колес». «Такой песни, - рассказывает поэт, - еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… Песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году, с позиций всего, что произошло на войне». Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня «Эх, дороги».

Выводы.

Песни Великой Отечественной войны - ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага, объединяли, морально помогали выстоять и победить. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

Глава 4. Практическая часть.

Мы провели анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:

1)Какие плакаты, созданные во время Великой Отечественной войны вам известны?

2)О каких фильмах, снятых во время войны вы слышали или видели?

3)Какие военные песни вы знаете?

4)Знаете ли вы авторов названных произведений?

5) Может ли, по-вашему, искусство стать оружием?

Опрос показал (прил. 1), что ребятам известны некоторые произведения искусства военной поры, но никто из учащихся не смог назвать их авторов. На последний вопрос

62% ребят ответили положительно.

Вывод: тема искусства военных лет требует подробного освещения среди учащихся школы, произведения, созданные в военное время, их авторы не должны быть забыты. Поскольку не все учащиеся понимают важность и значимость искусства в годы Великой Отечественной войны, необходимо показать его роль.

Заключение.

Итак, в работе мы попытались проанализировать известные произведения искусства периода Великой Отечественной войны: плакаты, песни, фильмы, выявили наиболее известные. Их изучение показало, что духовная борьба существенно влияет на весь ход войны. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. Анализ произведений помог нам ответить на главный вопрос исследования: может ли искусство стать оружием и помочь в борьбе против врагов. Бесспорно, искусство - это мощное оружие, которое в трудное время приходит на помощь человеку и выполняет не только эстетическую функцию. Великая Отечественная война сплотила всех творческих людей, которые создали свое "художественное оружие" и дали его народу, защищавшему Родину. Это «оружие» формировало мужество и ненависть к врагу, давало силы и надежду и в конечном итоге помогло народу выстоять в этой страшной войне. Таким образом, наша гипотеза оказалась верной. Данная работа потребовала изучения большого количества источников, но эта работа была проделана не напрасно. Она обогатила нас знаниями в области военного искусства, заставила по-новому взглянуть на проблему влияния искусства на человека и дала возможность убедиться, насколько это влияние сильно.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован учителями МХК, ИЗО, музыки, классными руководителями для проведения уроков, дискуссий и классных часов, посвященных Великой Отечественной войне. Работу можно использовать для оформления школьных стенгазет или для написания статей в районную газету «Петровская новь», межшкольную электронную газету «По секрету всему свету» или

Петровск-Забайкальскую интернет-газету «Жизнь района», ведь материал этот интересен и очень важен. Перспектива развития темы видится в дальнейшем изучении данного

вопроса. Интересным представляется проследить, как в плакатах отражалась хронология боевых действий Великой Отечественной войны.





Литература

1. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. - Издательство «Полигон», 2003.

2. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. - Изд-во «Полигон», 2003.

3. Горяева Т. Убить немца // Родина. - 2002. - № 10.

4 . Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне / М. : ТИАРА , 2004.

5. Фатеев А. В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. / М., 1975.

6. Юферова А. А. Великая Отечественная война в произведениях советских художников / М. : Изобразительное искусство,

Электронные сайты:

1. psyfactor.org/lybr.htm

2. tiara.narod.ru

3. 9may.ru/posters





Приложение 1.

Вопросы, предложенные учащимся.

1)Какие плакаты, созданные во время Великой Отечественной войны вам известны?

2)Знаете ли вы фильмы, снятые во время войны?

3) Знаете ли вы военные песни?

4)Знаете ли вы авторов названных произведений?

5) Может ли, по-вашему, искусство стать оружием?



.





Приложение 2.

Результаты опроса.

1)Какие плакаты, созданные во время Великой Отечественной войны вам известны?







2)О каких фильмах, снятых во время войны вы слышали или видели?

3)Знаете ли вы военные песни?

4)Знаете ли вы авторов названных произведений?



5) Может ли, по-вашему, искусство стать оружием?

Приложение 3

Глоссарий.

Искусство - художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Кинематограф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века. В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники.

Плакат - броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

«Окна ТАСС» - агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны в Москве.

«Боевой карандаш» - творческое объединение Ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине ХХ века. Часто так называют и само это явление массового искусства.













1Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. - Изд-во «Полигон», 2003.

2Юферова А. А. Великая Отечественная война в произведениях советских художников / М. : Изобразительное искусство, 1985

© 2010-2022