Рабочая программа кружка Росписи по дереву

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУДОД «Инсарский районный Дом детского творчества»

Программа утверждена Утверждаю

на педагогическом совете Директор ДДТ г. Инсар

«__» _______ 20__ г. _______ И.Н. Парамонова

«__» ______ 20__ г.



Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

дополнительного образования детей

«Роспись по дереву»

(срок реализации 1 года, возраст обучающихся 10-16 лет)







Составитель: Дербеденева Марина Олеговна,

педагог дополнительного образования











Инсар 2015

Пояснительная записка



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной.

Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

Во время обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

При изучении отдельных тем в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами вазы, шкатулки, матрешек; стремятся выразить через украшение характер человека. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

Учащиеся на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения - к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

Завершается общий курс вполне закономерно - знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале. Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства - все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества. Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.

Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления - народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.



Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников.

Цель курса:

• познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов;

Задачи предмета: -

• дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;

• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;

• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Программа является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 144 часа, по 4 ч. в неделю. Возрастная категория детей от 10 до 16 лет.

Особенности преподавания ДПИ

Основной принцип преподавания - умелое сочетание «игры», содержащей «первобытный элемент» творчества, и рационального подхода основанного на профессиональном знании.

Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.

В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера. В конце каждого полугодия предусмотрено проведение проверочных работ, по результатам которых определяется степень усвоения каждым учащимся пройденного материала, и намечаются меры к устранению отставания отдельных учащихся.

Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программе.

В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.

В течение изучения курса учащиеся изучат: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева.

Теоретическая часть предполагает знакомство с историей развития промыслов; что и как производится; с художественным творчеством и его связью с окружающей жизнью; включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над сюжетной, декоративной композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему средствами различных жанров живописи и графики, декоративного искусства.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора - устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного - помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой - его колыбелью.

Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументировано отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Необходимо избегать специального заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога.

Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

- оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.



Учет и контроль:

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого полугодия и четверти учебного года.


Учебно-тематический план

144 часа / 34 учебных недель/

4 часа в неделю

Тема

Общее кол-во часов

Из них

Примеч.

Теор-ие занятия

Практ-е занятия

1

Введение. Основы гигиены труда

1

1

-


2

Породы деревьев и их декоративные качества

2

0,5

1,5


3

Виды росписи

1

1

-


4

Основы цветоведения

6

2

4


5

Основные сведения композиции

6

2

4


6

Орнамент и его виды

18

3

15


7

Построение композиции с различными видами орнамента

18

3

15


8

Роспись художественных изделий из дерева

1

1

-


9

Полхов - Майданская роспись

30

6

24


10

Мезенская роспись

36

9

27


11

Городецкая роспись

25

6

19


144





Содержание курса


Тема 1. Введение.

Ознакомление с программой. Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Гигиена умственного и физического труда. Понятие об утомляемости. Рабочая поза. Активный и пассивный отдых. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Значение правильного освещения помещений и рабочих мест, требования к освещению.

Тема 2. Породы деревьев и их декоративные качества.

Хвойные и лиственные породы деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева. Декоративные качества дерева. Подготовка древесины и ее обработка. Требования к качеству художественных изделий из дерева.

Тема 3. Виды росписи.

Роспись масляными красками, темперой, гуашью. Техника работы темперой, маслом, гуашью. Ознакомление с миниатюрной живописью на папье-маше. Роспись по металлу, стеклу, пластмассе.

Тема 4. Основы цветоведения.

Основные свойства цвета. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Контрастная и тональная цветовая гармония. Цвет и фактура. Изменение цветов на расстоянии. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика.

Тема 5.Основные сведения о композиции.

Объяснение приемов построения композиции. Основные закономерности композиции - симметрия, равновесие, ритм и т.д. взаимодействие отдельных элементов композиции. Воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. Развитие фантазии, чувства цвета.

Тема 6. Орнамент и его виды.

Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Стилизация. Мотивы и формы.

Орнамент - широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента. Усвоение зеркальной симметрии. Стилизация природных форм. Силуэт.

Тема 7. Построение композиции с различными видами орнамента.

Главное отличие орнамента от других видов художественного изображения, подчиненность расположения изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Ознакомление с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе, круге, квадрате.

Тема 8. Роспись художественных изделий из дерева.

Виды и классификация художественных изделий из дерева. Требования к качеству изделий, поступающих на роспись. Способы подготовки поверхности деревянных изделий к росписи. Способы нанесения краски на изделия. Приемы нанесения краски разными способами и последовательность их выполнения. Инструменты и приспособления при росписи.

Тема 9. Полхов-Майданская роспись.

Особенности полхов-майданской росписи. Виды изделий. Особенности росписи. Виды росписи.

Тема 10. Мезенская роспись.

Особенности мезенской росписи. Виды изделий. Изучения технологического процесса выполнения мезенской росписи на изделии.

Тема 11. Городецкая роспись.

Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий.

















Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Должны знать:

  • виды декоративно-прикладного искусства;

  • элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, применение разнообразных техник различными материалами, цветовое сочетание);

  • отличительные признаки видов известных народных росписей по дереву;

  • отличительные особенности кистевых росписей, традиционных
    композиций;

Должны уметь:

  • пользоваться схемами построения рисунка;

  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;

  • владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей;

  • пользоваться схемами построения рисунка;

  • самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки;

  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;

  • стилизовать людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;

  • выполнять орнамент в определенной технике;

  • создавать собственные композиции;

  • выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением;

  • воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

  • отражать в рисунках единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

  • реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

  • работать с различными материалами и в разных техниках.

  • использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

  • различать и узнавать виды художественных промыслов.

  • декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

  • грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

  • разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;

  • применять полученные знания на практике.

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.

Литература для учащихся:

  1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5

  2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7

  3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5

  4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.



Список литературы:

  1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 1984.

  2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? - М.: Галарт, 1998.

  3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1983.

  4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - 22-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1998.

  5. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.

  6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. - М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

  7. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. - Минск.: 1980.

  8. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. - М.: 1987.

  9. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  10. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.

  11. И. А. Дворкина, Батик. - М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

  12. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год

  13. Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.

  14. Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.

  15. О композиции. М., 1959.

  16. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.

Примерная программа для детских художественных школ и художественных школ искусств (углубленный курс). М., 2003



© 2010-2022