• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка мастер-класса Урок по МХК Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России (9 класс)

Разработка мастер-класса Урок по МХК Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Волковая Е.В.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 28

г. Пятигорск


Мастер-класс

Система интеграции уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры на материале народного искусств

(модульно-редуктивная технология)

Тема Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.

Предмет: мировая художественная культура

Класс: 9

Мастер - класс разработан на основе принципов взаимодействия

и интеграции учебных дисциплин.

Проблема, породившая опыт.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Однако конкретную технологию непосредственно в обучении наблюдать нельзя, ее можно видеть через приемы педагогической техники. Интеграция технологий - процесс закономерный.

Тем не менее, мною была выбрана для апробации на своих уроках система интеграции уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры на материале народного искусств (модульно-редуктивная образовательная технология). Последняя включает в себя набор интересных и разнообразных педагогических техник и приемов. Важно помнить: чем разнообразнее педагогические приемы и средства обучения на уроках, тем выше мотивация учебной деятельности у детей, которая, в конечном счете, приведет к желаемому результату - успеху в учебе!

В основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен ряд педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учащихся. В модульно-редуктивной образовательной технологии ярко выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности.

В редуктивной технологии идет ориентир на многомерную модель работы с учебной информацией на всех этапах ее усвоения и трансформации:

новый материал (лекция или презентация) - урок изучения нового материала,

семинар, исследование, лабораторная работа - уроки совершенствования знаний, умений и навыков,

коллоквиум, зачет - контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений.

На вооружение мной были взяты следующие техники модульно-редуктивной технологии:

1.Техника активно-продуктивного чтения:

Направлена на развитие самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.

Перед учениками ставятся такие задачи, которые превращают их в исследователей.

2.Техника сжатия полученной информации:

Это не просто повторение, а трансформация знаний, превращение новых знаний в личные знания, а значит - понимание материала.

Педагогические приемы этой техники:

- способствуют процессу продуктивного творческого мышления,

- учат детей лаконичности,

- помогают систематизировать знания,

- учащиеся получают возможность всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

3.Техника обратной связи: ученик выбирает свой путь к успеху; учится, в принципе, делать выбор.

4.Техника интерактивного обучения: способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками. Ребята учатся слышать друг друга. Создают свою формулу успеха.

Распределение различных приемов в структуре урока зависит от степени овладения учащимися данными заданиями, чем чаще давать на уроках детям такого рода задания, тем эффективнее и продуктивнее станет их использование.

Эта проблема актуальна практически для всех образовательных учреждений - повышение качества образовательного процесса. Стратегическое направление в решении этой проблемы дают федеральные стандарты нового поколения, которые определяют формирование следующих компетенций: метапредметных, за счет взаимодействия дисциплин (интеграции); учебных (предметных) компетенций и личностно-социальных.

Цель мастер - класса:

1.Гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей учащихся; через приобщение учащихся к художественной культуре;

2.Профессиональное самоопределение в художественно-практической деятельности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора и устного народного творчества.

3.Показать преемственность обучения между этапами художественно-эстетического цикла, темами в изучении одного и того же предметного курса, различными видами деятельности;

4.Как ведется освоение традиционной народной культуры на интеграционной основе предметов эстетического цикла, то есть через реализацию принципа преемственности в усвоении необходимых знаний и действий, общеучебных и интеллектуальных навыков, что позволяет созданию реальные условия развития творческой личности;

5.Углубить и расширить знаний о народной культуре средством погружения в историю развития ее традиций;

6.Усвоение духовных ценностей народной культуры через эмоционально-чувственное восприятие в процессе художественно-творческой деятельности;

Методические задачи:

- Познакомить с основами применения интеграционных подходов в преподавании народного искусства на уроках МХК;
- Познакомить учащихся с географией народных промыслов России и сопредельных стран, историей их создания и художественной ценностью.
- Помочь учащимся понять самобытность и эстетическую значимость разных видов народного искусства в современной мировой культуре .
Задачи мастер - класса для учащихся:

1) Дать учащимся знания о разных видах народных художественных промыслов - неотъемлемой части общемировой культуры;
2) Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла;
3) Показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм.

В процессе мастер - класса используются:

методы обучения:
словесный (инструктирование);
наглядный (демонстрация учебно-дидактического материала, мультимедиа материала (презентация);
практическая работа;

формы организации класса:

- коллетивная;

- фронтальная;

- групповая;

формы занятий:

- игра;

- диалоги и беседы;

виды деятельности:

- обсуждение;

- рефлексия.

Научно-методическое содержание мастер - класса.

Народные художественных промыслы изучаеются в рамках предмета МХК - одного из направлений искусства, истории и географии России.

Геономенклатура.

По ходу урока по теме "Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России" возникают следующие географические названия: Центральная Россия, Богородское, Абрамцево, Хотьково, Великий Устюг, Семенов, Якутия, Унцукуль, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Сергиев-Посад, Дымково, Каргополь, Филимоново, Балхар, Дагестан, Грузия, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Кубачи, Жостово, Федоскино, Палех, Урал, Средняя Азия, Павловский Посад, Подмосковье, Сибирь, Крайний Север России.
Из всех этих многочисленных названий учащиеся должны знать, где расположены самые важные центры народного искусства, какой материал используется в изготовлении предметов народного творчества, историческое развитие народных промыслов и их роль в истории художественной культуры России.

Сценарий

Урок МХК по теме "Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России" может проходить с применением технических средств обучения (ТСО): компьютер, проектор (мультимедиа). Предварительно создается средство презентации Microsoft Power Point, с помощью которого можно в наглядном виде представить содержание урока, прежде всего такую его часть, как иллюстративный и картографический материал (фотографии, рисунки, географические карты). В целях создания гармоничной атмосферы на уроке показ слайдов может сопровождаться негромкой спокойной музыкой.

Тип урока:

Урок смешанный с применением аудиовизуальных технических средств обучения и модульно-редуктивной технологии, связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Выбор темы урока обусловлен следующими моментами.

1) гуманизация современного школьного образования, приводящая к усилению внимания учащихся к социальным аспектам общества, в т.ч. к его культурной составляющей;
2) интеграция предмета «мировая художественная культура» с другими науками, в т.ч. с географией, историей, культурологией и искусствоведением, приводящая к появлению нового знания и позволяющая по другому рассматривать народное искусство;
3) усиление краеведческих позиций в школьном обучении (а ведь продукция народных художественных промыслов - это не что иное, как квинтэссенция культуры, традиций, быта, менталитета людей, ее создавших, проживающих в границах какой-то конкретной территории (географической местности), имеющей определенную историю и характеризующейся определенными природными особенностями);
4) формирование толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;
Учащиеся разделены на 3 команды.

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем рассуждать, доказывать, наблюдать.

Определить тему урока.

Коллективная работа. На доске выведены вопросы.

1) Как называется наша планета? (Земля)

2) Как называется наша страна? (Россия)

3) Как называют народы, которые живут в России? (национальности)

Учащимся необходимо из разложенных на столах разных карточек-слов, выбрать необходимые ответы.

Правильные ответы:

1) Как называется наша планета? (Земля)

2) Как называется наша страна? (Россия)

3) Как называют народы, которые живут в России? (национальности)

Слайд 1.

Учитель. Продолжите фразу.

  • Оренбургский…(платок)

  • Вологодское…(кружево)

  • Дымковская…(игрушка)

  • Жостовский…(поднос)

  • Хохломская…(роспись)

  • Со своим … (самоваром) в Тулу не ездят.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (О народном или декоративно-прикладном искусстве России.) Слайд 2.

Учитель. В конце урока, ребята, вы должны ответить на вопрос, почему урок получил такое название.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Учитель. Откуда пришло к нам народное искусство? Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

Народное декоративно-прикладное творчество - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своем художественном, необычном разнообразии по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и заканчивая прекрасными формами готовых изделий.

Сегодня мы поговорим об особенностях народов нашей страны.

2. Практическая работа

Работа в группах.

Техника интерактивного обучения:

- способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками;

- ребята учатся слышать друг друга, создают свою формулу успеха.

Задание «Что объединяет наши народы?»


(Дети разбирают слова на карточках, подходят к доске и прикрепляют ответы к карте.)


Государство Россия



Язык



Религия



Культура и искусство


Танцы



Песни


Предметы быта



Горе и радость


Национальные традиции


Народные промыслы

III. Новый материал.

Знакомство с народными промыслами России (презентация)

Слайд 3. Что такое промысел?

Народные мысли:

В народе говорили:

  • «Что ремесло, то и промысел».

  • «Не без ума, так и не без промысла».

  • «Только воровство не промысел».

В современном осмыслении:

«Промысел - это возможность заработать деньги помимо основного заработка».

Слайд 4 - 5. В каких районах нашей страны могли развиваться
промыслы?

Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие.

- Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах.

- Гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины.

- Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале.

- Производство изделий из камня (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа и Алтая.

- Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т.к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря.

- На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи.

- Там, где следствием развития овощеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью.

- Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную и полупустынные зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана).

- Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
Слайд 6 - 21. Изделия народных промыслов

Познавательно-исследовательская деятельность.

Учитель.

Вступительное слово (не более 5 мин.), кратко об особенностях народного искусства и географии промыслов.
Содержание:
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Задание

В ходе презентации заполнить таблицу

Географические центры

Основная продукция

Особенности промысла

Дымково

Игрушки

1. Изделья из глины.

2. Роспись по дереву.

3. Изделия из металла.

4. Изделье из папье-маше.

5. Кружево.

6. Резьба по кости.

IV. Итог урока.

Усвоение новых знаний. Личностно-ориентированное обучение, вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Слайд 22. Практическая работа «Парад идей»

Техника обратной связи:

-ченик выбирает свой путь к успеху;

-чится, в принципе, делать выбор.

Задание в группах: Найти применение изделиям декоративно-прикладного искусства (изделиям народных промыслов) .

Техника интерактивного обучения:

- способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками;

- ребята учатся слышать друг друга, создают свою формулу успеха.

1 группа - в архитектуре, дизайне, промышленности.

2 группа - история костюма.

3 группа - народный праздник.

V. Рефлексия.

Вывод:

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.

Почему урок получил такое название?

Для чего нужно изучать народное искусство в рамках мировой художественной культуры?

  1. Корни

  2. Семья

  3. Традиции

  4. Память

  5. История

  6. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны".



© 2010-2022