• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе на тему «Народные промыслы, их истоки и современное развитие»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе на тему «Народные промыслы, их истоки и современное развитие»

Урок комплексного применения способов действий. Урок-путешествие. Цели: - Развить эстетическое отношение к действительности. - Воспитывать бережное отношение к народным традициям мастеров родного края и любовь к красоте декоративно-прикладного искусства. - Развить графические и живописные умения в изображении изящных форм, ритма растительного орнамента хохломы. - Дать первые эстетические сведения о хохломе. "Материалы к уроку: Для учителя: образцы декоративно- прикладного искусства, русская народная музыка, учебная таблица. Репродукции хохломских мастеров. Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски. "Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Актуализация. 3.Изложение новой темы. 4.Практическая работа. 5.Итог урока. 6.Рефлексия. 1.Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроя. Проверка готовности детей к уроку. 2. Вам знакомо декоративно- прикладное искусство? Где вы с ним встречались? Знакомы ли вам центры прикладного искусства? Назовите некоторые центры народных традиционных художественных промыслов, получивших широкую известность не только в нашей стране но и в других странах. Чем известен посёлок Борисовка в нашей Белгородской области? А какая любимая игрушка является для детей и взрослых? 3.Народное искусство – исторически сложившийся, традиционные центры прикладного искусства, которые отличаются своими характерными приёмами изготовления вещей. Это искусство создавали творческие коллективы. Применяя ручной труд, свои приёмы и формы, идущих из глубины столетий. 5. Итог урока. Выставляют дети свои работы на импровизированную скатерть, заранее приготовленную учителем или детьми на прошлых уроках по теме «Русская вышивка». Проводится анализ и обсуждение работ. 6.Рефлексия.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вереитинова Елена Ивановна

Урок в 5 классе.

Тема урока : Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

Урок комплексного применения способов действий

Урок - путешествия.

Цели: Развить эстетическое отношение к действительности. Воспитывать бережное отношение к народным традициям мастеров родного края и любовь к красоте декоративно-прикладного искусства. Развить графические и живописные умения в изображении изящных форм, ритма растительного орнамента хохломы. Дать первые эстетические сведения о хохломе.

Материалы к уроку:

Для учителя: образцы декоративно- прикладного искусства, русская народная музыка, учебная таблица. Репродукции хохломских мастеров.

Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация.

3.Изложение новой темы.

4.Практическая работа.

5.Итог урока.

6.Рефлексия.

1.Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроя. Проверка готовности детей к уроку.

2. Вам знакомо декоративно- прикладное искусство? Где вы с ним встречались? Знакомы ли вам центры прикладного искусства?

Назовите некоторые центры народных традиционных художественных промыслов, получивших широкую известность не только в нашей стране но и в других странах.

Чем известен посёлок Борисовка в нашей Белгородской области?

А какая любимая игрушка является для детей и взрослых?

3.Народное искусство - исторически сложившийся, традиционные центры прикладного искусства, которые отличаются своими характерными приёмами изготовления вещей. Это искусство создавали творческие коллективы. Применяя ручной труд, свои приёмы и формы, идущих из глубины столетий. Это гончарные изделия, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево и. т. д. Художественные промыслы России- огромное и духовное богатство.

Богата, красива и неповторима Россия своими традициями, культурой. Россия - страна дремучих лесов, бескрайних полей, цветущих лугов. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь её, русские люди издавна воспевали в своих песнях, стихах и на протяжении своего существования вдохновляли и художников. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в Страну Прекрасного, в страну « Золотой Хохломы» В этой стране русские умельцы самую праздничную и нарядную посуду. А что означает слово Хохлома?

Своё название роспись по дереву получила от названия села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, оттуда разлеталась жар - птицами миски да ложки во все края России. Развозили расписную деревянную посуду и за границу: добиралась до средней Азии, Ирака, Турцию, заходила в Европу. Доплывала до берегов Америки, Африки, Австралии. Многоголосая пестрая ярмарка, встречала, гостей криками зазывая спорами торгующих музыкой и песнями. Зародилось искусство Хохломы в лесных заволжских деревеньках Семино, Кулигино Нижегородской губернии (Горьковской области) Ковернинского района в XVII веке (больше 200 лет тому назад). Поглядите, как сверкает сквозь переплетение узора её золото. Этот жаркий блеск, этот торжественный свет пронизывает и омывает хохломские травы, заставляет нас удивляться и восхищаться. Веселая солнечная посуда будто прячет в своих теплых бликах улыбку мастера.

Деревянную посуду ладили на Руси с незапамятных времен. Ковши и братины, миски и ложки, поставцы и солоницы веками ел и пил из них русский человек, поминая добрым словом мастеров, что делали эти красивые и нужные вещи. Георгий Петрович Матвеев в 1918 году профессиональный художник возглавил школу, объединив более 20 красилен, начал обучение новых мастеров.

Работы школы пользовались большой популярностью, получали награды на выставках Москвы, а в 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже была присуждена золотая медаль.

Существует легенда о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

«Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие кержинские леса

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Прослышал про это царь и послал он своих слуг, чтобы те вернули мастера в царский дворец. Быстро дошла молва до мастера быстрее, чем царские слуги. Пришли они утром в деревню, а вместо избушки мастера, они увидели жар огня и черень пепелища, но остались в память об этом мастере хохломские изделия украшенные пышными цветами и тонкими травинками и веточками, словно вобрали они в себя жаркие краски огня и чёрные от черной земли и угля. По этому и называют ХОХЛОМУ «золотой» и «пламенной».

Деревянная посуда с самых давних времен была у русского человека в большом употреблении. Хохломские изделия всегда пользовались большим спросом. Особенно широкий размах в изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: от горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, станцы и солонки - так называемое белье - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масла, каторым обрабатывались изделия в дальнейшем.

Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебрянная.

Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутренюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.

Чтение литературных отрывков.

МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея

В мир волшебной Хохломы.

Б. Дубровский

4.Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной». Роспись выполняют кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху», художественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.

Фоновое письмо - сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя получившийся узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым. Верховое письмо - узор пишется черной, красной, зеленой, желтой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи.

Чтение литературных отрывков.

ОРНАМЕНТ

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет,

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Б. Дубровский

А. Упражнения.(демонстрация учителем приёмов росписи)

Элементы росписи, стилизованные под Хохлому «кистевая» роспись, узор «тычком»).

В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они всей длине густо усеяны большими и маленькими завитками, поминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму, и перемежаются с тонкими короткими штрихами.

«Кудрина» - цветочно-листовые узоры с округлыми широкими листьями, цветочными головками и завитками.

Б. Построение рисунка

1. Можно раздать трафареты, которые дети обводят на листе. Многие создают форму сами. Фон тонируют в тёплый цвет. Согласно замыслу намечают крупные части, а потом прописывают детали. В основе травного орнамента лежит плавно изгибающий стебель. Во время практической работы учитель следит за работой учащихся и оказывает индивидуальную помощь.

5. Итог урока. Выставляют дети свои работы на импровизированную скатерть, заранее приготовленную учителем или детьми на прошлых уроках по теме «Русская вышивка». Проводится анализ и обсуждение работ.

- Что вы узнали о народном промысле? Что это за промысел?

Хохломская роспись - одна из негаснущих звезд в созвездии русских народных художественных промыслов, тот драгоценный кладезь памяти исторической и культурной, который помогает воспитывать чувство гордости за деятельность далеких предков, тех, кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле.

6.Рефлексия.

© 2010-2022